Владимир Куроедов: "Мы должны сохранить наши "живые" корабли"
О перспективах развития Военно-морского флота России, о его месте в масштабе
морских держав мира, о том, что или кто мешает воссозданию былой мощи
российского флота, в эксклюзивном интервью Стране.Ru рассказывает
Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов.
- Владимир Иванович, как вы оцениваете процессы, которые происходят в
российском ВМФ последние 15 лет?
- К середине 80-х годов прошлого столетия по своим количественным и
качественным параметрам Военно-морской флот нашей страны считался одним из
наиболее сильных военных флотов мира. В его составе насчитывалось более тысячи
подводных лодок, надводных кораблей и катеров. Флот располагал развернутой
системой берегового базирования, мощной инфраструктурой, достаточно современной по тому времени, и развитой системой боевого управления.
Корабельный состав плавучего тыла насчитывал более 600 кораблей специального назначения и судов всех типов, обеспечивающих нормальную деятельность боевого состава флота. Функционировала отработанная административная и оперативная
структура флота, система отбора и подготовки кадров, создавалась и
наращивалась система судоремонта, технического, тылового обеспечения, боевого управления и др.
Впоследствии все мы явились свидетелями, когда на рубеже 80 - 90-х годов XX
столетия в нашей стране началось десятилетие реформ, затронувшие политические и экономические основы государства. И стало очевидным, что во многом последствия этих изменений оказали негативное воздействие на Военно-морской флот. Сокращение ассигнований, нарушение отлаженной в течение многих лет организации и серьезные кадровые проблемы - все это привело к сокращению
корабельного состава, повлияло на состояние технической готовности оставшихся в строю кораблей, повлекло свертывание нового строительства и многие другие негативные последствия.
ВМФ подвергся значительному процентному сокращению, и в результате поспешное
сокращение не могло не повлиять на структурный облик флота и его
сбалансированность. Выделяемых ВМФ средств на содержание корабельного состава и новое строительство было не просто недостаточно, а катастрофически не хватало. Доля финансирования ВМФ в бюджете Минобороны РФ постепенно
сокращалась, а с 1995 года это приняло лавинообразный характер. Так, начиная с
1996 года на эксплуатацию ВМФ отпускалось 10 - 12% от средств, потребных для поддержания в технически исправном состоянии плавающего корабельного состава.
В настоящее время складываются положительные тенденции.
- И как можно оценить боевой потенциал флота сегодня?
- Учитывая сложившуюся ситуацию, поддержание технического состояния кораблей было определено одной из наиболее важнейших наших задач. К 2000 году нам удалось переломить негативную тенденцию и замедлить темпы сокращения боевого состава.
Достаточно сказать, что за последний год ВМФ сократился всего на 3 единицы
(для сравнения: в 1998 году - на 60 единиц, в 1996 году - на 6). Однако на
сегодня более половины боевого состава кораблей требуют проведения ремонта.
Из-за ограниченного финансирования в ремонте сейчас размещено всего 12
кораблей.
Продолжается процесс старения флота - корабли, их оружие и техника физически и
морально стареют. Средний возраст кораблей сегодня составляет около 16 лет - это существенно больше половины их срока службы. Доля кораблей с таким сроком службы и более составляет 40%. Достаточно сказать, что с 1991 года в состав флота не введено ни одного корабля нового проекта. Исключение составляет лишь АПЛ "Гепард".
Не лучше обстоит дело со строительством ранее спроектированных кораблей и их
вводом в боевой состав ВМФ. На стапелях заводов находится 38 кораблей,
находящихся в различной стадии постройки. Для восполнения корабельного состава потребуется сумма ассигнований, которая во много раз превышает сумму
государственного оборонного заказа.
Это требует неотложного принятия тяжелого решения о дальнейшей судьбе этих кораблей - какие достроить, а от каких отказаться. Таково объективное
техническое состояние флота.
Пережив столь мощные, коренные изменения основополагающих принципов в политике
и экономике, необходимо сегодня выходить на перспективные решения, так чтобы
иметь возможность если не предвосхитить достаточно отдаленное будущее, то, во
всяком случае, избежать грубых ошибок и определить те этапные временные рубежи, на которые следует ориентироваться, просчитывая возможные последствия
принимаемых сегодня решений.
Нельзя допустить ошибок, как это случалось прежде, когда в конце 50-х годов боевые корабли сначала отправляли на металлолом, а спустя некоторое время
государственные деньги в огромном количестве уходили на то, чтобы восстановить былую мощь отечественного флота. Мы не имеем права выбирать неправильный путь:
экономика этого позволить не в состоянии.
- То есть все по-прежнему упирается в деньги?
- В настоящее время возможности развития флота еще в большей степени, чем в
прежние годы, жестко зависят от уровня финансирования. Это связано прежде
всего с природой рыночных отношений, когда управление промышленным
производством осуществляется практически исключительно заказчиком путем
оптимального распределения и эффективного использования выделяемых
ассигнований.
Строительство кораблей на заводах значительно осложнилось. Сроки строительства жестко связаны со стоимостью корабля, которая в результате инфляции за время строительства может возрасти в несколько раз по сравнению с первоначальной.
Другой причиной удорожания кораблей является незагруженность производственных мощностей и стремление производителей списать постоянные издержки предприятий на стоимость военного заказа.
В этих условиях единственным механизмом, позволяющим повысить эффективность
вложения ассигнований и ограничить стоимость корабля, является переход к
фиксированной стоимости контракта с применением к заводу-изготовителю штрафных санкций за нарушение сроков строительства.
Некоторое время казалось, что столь откровенно рыночная система формирования
цены на корабль в условиях отсутствия у производителя оборотных средств и
практически неработающей в промышленности кредитной системы не может быть осуществлена. Однако жизнь дает нам другие примеры. Так, за последние годы на наших предприятиях был успешно выполнен ряд достаточно крупных экспортных контрактов - и именно на таких условиях или близких к ним, о которых говорилось выше. Отсюда можно сделать вывод, что ключевым условием реализации рыночного механизма является не столько финансовое положение завода-строителя, как это предполагалось ранее, сколько способность заказчика выполнять свои обязательства перед подрядчиком.
Будущее российского флота, я уверен, не оставляет равнодушными не только
должностных лиц исполнительной власти, но и законодательную власть, а также
широкую общественность.
В этом плане примерами, достойными подражания, являлись многие прогрессивные государственные деятели России за всю трехсотлетнюю историю флота.
- У флота России за плечами трехвековые традиции. Они могут играть роль в
созидательном процессе?
- Нельзя забывать, что царская Русь, какой ее принял Петр Алексеевич в 1682
году, была превращена в 1721 году в Российскую империю не последнюю очередь
благодаря флоту. С потерей флота, как это произошло в середине XIX века в
результате Крымской войны (1853 - 1856 гг.), страна потеряла не только
международный авторитет, но и свои территории.
О необходимости флота для России после ее поражения в Русско-японской войне
(1904 - 1905 гг.) премьер-министр России Петр Столыпин убедительно доказывал
Государственной Думе, говоря: "Нужен ли России флот? Какой флот России нужен,
и можно ли с этим делом медлить?" - и отвечал: "Для всех, кажется, теперь
ясно, что только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках, и
море, который может его отстоять… России необходим такой флот, который в
каждую минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших
требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет
только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих. Нельзя допускать и
остановки в исполнении полной программы судостроения, первым последствием
такой остановки <…> было бы, несомненно, расстройство наших заводов. <…> То,
что в других государствах оберегается, бережно наращивается, развивается -
технический опыт, знание, сознание людей, поставленных на это дело, - все то, что нельзя купить за деньги, все то, что создается только за целый ряд лет, за целую эпоху, - все это должно пойти на убыль, все это должно пойти в
расстройство". Убедительнее не скажешь.
- Какую роль будет играть флот вообще в новом столетии?
- В нынешних условиях в связи с глобализацией общемировых процессов, с
поступлением на вооружение новых средств вооруженной борьбы военные флоты
приобрели универсальный характер по своему влиянию на кризисные ситуации.
Причем для стран, имеющих интересы в Мировом океане, он не может быть
ограничен рамками прибрежного флота: его сфера деятельности должна быть не уже
национальных интересов государства.
XXI век закономерно получил от ученых и аналитиков название "века океанов",
который неизбежно станет началом новой эры глобального научно-технического и
промышленного освоения Мирового океана. И Россия должна быть к этому готова.
Достижения тех или иных государств в данной сфере уже в ближайшем будущем
станут определяющими для их дальнейшего развития и получения значительных
преимуществ в самых различных областях деятельности: экономической,
политической, военной, экологической, информационной.
Грядет очередной передел мира - на этот раз по полезным ископаемым,
сосредоточенным в большинстве в Мировом океане. Именно их достаточное наличие
будет в первую очередь определять благополучие страны. В современных условиях практически все развитые страны мира открыто стремятся закрепить за собой влияние в перспективных, с этой точки зрения, морских и океанских районах.
Здесь следует вспомнить пророческие слова адмирала С.О. Макарова: "Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану". Этот фасад обрамлен
богатейшими природными ресурсами. В нашей Арктической зоне и прилегающем
шельфе сосредоточено не менее 30% мировых запасов нефти и газа. Только
нефтегазоносность шельфа Баренцева и Карского морей составляет 5-60 млрд тонн
условного топлива.
Сегодня, руководствуясь Законом "Об Арктической зоне", необходимо расширить
наши исключительные суверенные права и юрисдикцию в Арктике, обеспечить
экономические интересы России в этой зоне.
Нельзя упустить реальной возможности установить внешнюю границу
континентального шельфа вплоть до Северного полюса и тем самым увеличить
нефтегазовый потенциал страны еще на 15-20 млрд тонн, как минимум. Обосновать
внешнюю границу континентального шельфа в Комиссии ООН по морскому праву - для
этого необходимо завершить геологические исследования.
- Вы, как Главком ВМФ, можете оценивать соотношение сил, которое сложилось
сегодня на морях и океанах?
- В реальности соотношение военно-морских сил иностранных государств и ВМФ
России резко изменилось не в нашу пользу и продолжает ухудшаться. Уже к 2010
году оно может составить 1:10. В этой связи необходимо подчеркнуть, что
интересы России в Мировом океане, требующие защиты, обширны, стабильны и
постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. В противном случае Россия рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов в Мировом океане - ее туда просто не пустят.
Только срочные комплексные и системные меры на государственном уровне могут
обеспечить сохранение морского потенциала государства и остановить
стремительную потерю Россией позиций великой морской державы со всеми
вытекающими последствиями. Так сложилось исторически, что Россия должна или
быть великой державой, или она не сможет остаться в существующих размерах и
статусе.
- А что удалось сделать сегодня для сохранения и укрепления флота? На вашем
уровне, уровне Министерства обороны, государственном уровне…
- Пришлось начинать практически с нуля. В первую очередь руководству ВМФ,
пытавшемуся любыми путями сохранить хотя бы частично разваливающийся советский
ВМФ, провести перестройку своего мировоззрения и прийти к выводу о
необходимости создания сугубо российского флота с новыми задачами и функциями, а не пытаться сохранить или восстановить советский ВМФ. Дважды в одну реку войти невозможно, гласит восточная мудрость.
Начиная с конца 1997 года руководство ВМФ взяло четкий курс по поиску
контактов, установлению взаимопонимания и отлаженного взаимодействия с
руководством Минобороны РФ, Советом безопасности, военно-политическим
руководством страны. Был учтен и проанализирован личный опыт Н.Г. Кузнецова и С.Г. Горшкова по отстаиванию интересов ВМФ. И дело сдвинулось с мертвой точки.
Для решения этой общегосударственной задачи Правительством РФ были приняты
инициированные Главным командованием ВМФ первые неотложные меры. Так, в сентябре 1999 года в Северодвинске под руководством Председателя Правительства
РФ В.В.Путина было проведено заседание Комиссии по военно-промышленным
вопросам с рассмотрением неотложных мер по развитию кораблестроения и
судостроения для Военно-морского флота.
На этом заседании были одобрены замысел строительства ВМФ на период до 2005
года и приняты первоочередные решения по развитию судостроительной промышленности.
Постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа
"Мировой океан". Программа нацелена на изучение, освоение и эффективное
использование ресурсов и пространств Мирового океана в интересах
экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны морских
границ страны.
В ноябре 1999 года было проведено заседание Совета безопасности по вопросу "Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения Российской Федерации", на котором была рассмотрена необходимость разработки и реализации долговременной комплексной системной государственной политики РФ в области освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах обеспечения устойчивого экономического развития и национальной безопасности России. Советом Безопасности определены практические этапы по формированию и переходу к реализации морской политики России.
Приняты и утверждены Указом Президента РФ "Основы политики Российской
Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года",
"Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года", создана
Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации. На государственном
уровне к решению проблем морского потенциала России и ставит целью устойчивое развитие каждой из его составляющей. Такая доктрина даже в условиях ограниченного финансирования станет действенным инструментом
общегосударственной системы координации морской деятельности, будет во многом
способствовать достижению общесистемного экономического эффекта и национальных
интересов России в целом, а также содействовать укреплению международного
авторитета России, как ведущей морской державы.
Перед командованием ВМФ стоит сложнейшая проблема: как увязать возрастающую
значимость Мирового океана и вытекающую из этого потребность России в мощном
Военно-морском флоте с той ничтожно малой ресурсной базой, которую сегодня
государство способно выделить на строительство и развитие флота?
Мы считаем, что необходимо переходить к комплексной системе строительства
Вооруженных сил. Эта система должна объединить три основных вида планирования:
оперативно-стратегическое, программное и бюджетное (как это принято в ведущих
мировых державах). Только при такой системе можно построить цепочку от роли и места ВМФ, т.е. стоящих перед ним задач, до средств, которые выделяются для их решения. Без этой связи распределение так называемого бюджетного пирога будет оставаться в той или иной степени волюнтаристским. Таковы рамки, которые флот пытается - но пока не в силах - раздвинуть.
- Но ведь существует же перспективный план развития военно-морских сил страны?
Там ведь должно быть все прописано?
- Да, в конце 2000 года разработан и утвержден План строительства и развития
Военно-морского флота на 2001 - 2005 гг. Этот документ воспринимается
неоднозначно. Многие не понимают, что несмотря ни на что это все же план
именно строительства и развития. Говорить о революционном прогрессе
применительно к сегодняшним процессам строительства ВМФ, к сожалению, не
приходится. Но именно плановый эволюционный регресс позволит нам избежать в будущем регресса революционного и перейти к прогрессу. Применительно к флоту - лучше на время уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем под тяжестью неподъемных задач его разрушить.
Именно на перераспределение большинства стоящих перед ВМФ задач в ближнюю
морскую зону и нацелен действующий План строительства и развития. При этом
способность флота решать задачи мирного времени должна сохраниться также в
дальней морской и океанских зонах. Планом предусматривается сохранение
основных организационных структур, входящих в состав ВМФ: четырех
оперативно-стратегических объединений - флотов, а также оперативного
объединения - Каспийской флотилии.
Сохраняется внутривидовая структура ВМФ: Морские стратегические ядерные силы
(МСЯС) и Морские силы общего назначения (МСОН) со всеми родовыми составляющими
(Подводные и Надводные силы, морская авиация и ПВО, Сухопутные и Береговые
войска).
Вместе с тем предусматривается оптимизация, в том числе и сокращение
организационных структур нижестоящего уровня, в частности управленческих. Это
обусловлено сокращением общей численности Вооруженных сил и стремлением уменьшить расходы на их содержание. Таким образом, доля средств, выделяемых на строительство и развитие ВМФ, увеличивается. Этот процесс начат уже в 2001 году. Ситуация, когда большая часть средств попросту проедалась, изменена.
Основные организационно-штатные мероприятия планируется провести по
возможности в кратчайшие сроки, чтобы стремительнее подойти к отработке
реорганизованных структур.
- Каким вы видите российский флот, скажем, через лет 10?
- Облик ВМФ на перспективу до 2016 года можно определить как:
- ракетно-ядерный, способный выполнять весь объем задач мирного времени в
пределах всех зон применения (океанская дальняя и ближняя морская);
- способность выполнять задачи военного времени в пределах ближней морской
зоны на минимально достаточном уровне;
- имеющий в своем составе МСЯС и МСОН;
- сбалансированный применительно к родам сил (войск), видам и системам обеспечения.
Реализацию предлагаемого облика планируется осуществить в рамках строительства МСЯС и МСОН и совершенствования систем всестороннего обеспечения.
Основными направлениями строительства и развития МСЯС будут являться
последовательный ввод в боевой состав ВМФ РПЛСН четвертого поколения,
вооруженных новым ракетным комплексом стратегического назначения. С учетом
максимального напряжения сил и концентрации усилий всех сил флота, МСЯС смогут при необходимости выполнить возложенные на них задачи в полном объеме. Уровень решения поставленных задач оценивается как "гарантированный".
Основные направления строительства и развития МСОН следующие:
Первое. Исключение из состава ВМФ кораблей, катеров и подводных лодок резерва, ремонт которых экономически нецелесообразен, а дальнейшее содержание в составе сил резерва приводит к неоправданным затратам финансовых средств. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что по этим критериям боевой корабельный состав ВМФ будет в ближайшее время уменьшен еще на одну пятую часть.
По каждому из исключаемых кораблей принималось отдельное, непростое решение.
Проведен тщательный анализ, вывод из которого однозначен: большинство из
исключаемых кораблей уже никогда не смогут выйти в море даже при существенном увеличении финансирования ВМФ.
Второе. Поддержание состава кораблей, катеров и подводных лодок в постоянной
готовности и в строю на минимально допустимом уровне, обеспечивающем
выполнение объема поставленных задач. Иначе говоря, мы должны сохранить наши
"живые" корабли и на их потенциале продержаться до лучших времен.
Третье. Повышение боевых возможностей Морских сил общего назначения путем
глубокой и частичной модернизации основных видов вооружения и военной техники.
Это направление перекликается со вторым. Основа флота на ближайшие десять лет
- сегодняшние корабли, вооружение и техника. Их нужно сохранить и сделать их
отвечающими требованиям нового века. Для этого мы планируем завершить
приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
ориентируясь в основном на исторически сильные для России направления.
Четвертое. Строительство подводных лодок и надводных кораблей с учетом
минимально достаточного состава группировок сил по зонам действий. Ввиду
невозможности адекватного восполнения убыли корабельного состава и в связи с
требованиями времени нам придется изменить направления в военном
кораблестроении и пересмотреть классификацию корабельного состава в связи с переходом к строительству действительно многоцелевых кораблей. Создание их придется осуществлять поэтапно, с малыми затратами. С применением новейших технологий будут созданы новые многоцелевые атомная и дизельная подводные лодки, многоцелевые надводные корабли и катера.
В целом корабельный состав будет ориентирован на возможность нанесения
"критических (неприемлемых) потерь" любому агрессору и его союзникам - как в
море, так и на берегу - на значительном удалении от границ России.
Планом предусматриваются также конкретные мероприятия по строительству и развитию всех родов сил (войск) и совершенствованию систем всестороннего
обеспечения ВМФ.
Однако реализация Плана строительства и развития ВМФ возможна только при
соответствующем финансово-экономическом обеспечении. Заложенные в него
показатели для нас критичны, поэтому мы надеемся, что они все же будут выдержаны.
План строительства и развития ВМФ является своеобразной закладной доской
будущего флота России. Весь остальной цикл работ по созданию нового флота
России будет в значительной степени зависеть от способности создаваемых сейчас организационных структур видеть перспективу.
Подходы к строительству и развитию организационных структур должны
базироваться на выводах из оценки таких условий, как военно-географическое
положение, роль и место флота в системе обороны государства на определенном
стратегическом направлении, цели и объемы задач, решаемых флотом, а также
степень развития военно-экономической инфраструктуры, системы оперативного
оборудования районов, пунктов базирования и районов применения сил (войск) ВМФ.
По нашему глубокому убеждению, судьба России как морской державы в
значительной степени будет зависеть от выполнения Основ политики РФ в области
военно-морской деятельности на период до 2010 года и Морской доктрины
Российской Федерации на период до 2020 года. Только объединение усилий всех
государственных органов, организаций и лиц, которым дороги интересы России в
Мировом океане, при главенствующей роли государства возможен решительный поворот к наращиванию вклада в морской деятельности в устойчивое экономическое
развитие, национальную безопасность и международный авторитет России.
страна.ру