От BP~TOR Ответить на сообщение
К BP~TOR Ответить по почте
Дата 10.11.2014 15:55:46 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; Версия для печати

И в этой диссертации указаны источники по данному вопросу

"С началом в нашей стране этапа перестройки и гласности все негативные моменты вышли наружу, что нашло отражение в газетах, на радио и телевидении Финляндии, где партизаны Карельского фронта оценивались едва ли не как террористы, которые воевали исключительно с мирным населением. Такого рода умонастроения были восприняты отчасти и финскими историками. В 1997 г. в Финляндии вышла книга Вилле Тикканена с красноречивым названием «Жертвы партизан»31, в которой партизаны Карельского фронта были представлены убийцами мирных финских жителей, живших далеко за линией фронта. В. Тикканен, рассматривая все случаи так называемых «партизанских атак» на мирные финские поселения, указывает, что данный аспект деятельности партизан не рассматривался в послевоенный период, поскольку рассказывать об отрицательных действиях Красной Армии и советских партизан было запрещено А. А. Ждановым, руководителем советской контрольной комиссии, работавшей в Финляндии.

Тема нападения партизанских отрядов на мирные финские поселения была в определенной степени доведена до «точки кипения» в книге Вейкко Эрккиля «Замалчиваемая война»32. По мнению автора книги, советские партизаны якобы совершили 70 террористических нападений на 23 финские приграничные деревни от Петсамо до Иломантси, где их жертвами стали более 150 мирных жителей. Победные же рапорты командиров отрядов, как полагает В. Эрккиля, не имеют никакого отношения к действительности: опасаясь нападать на финские гарнизоны, партизаны выбирали объектами своих атак исключительно мирные деревни. Столь безапелляционно жесткие оценки деятельности партизан Карельского фронта, во многих случаях не подкрепленные надежными доказательствами преступной деятельности именно партизанских отрядов, взбудоражили общественное мнение в Финляндии.

В середине 1990-х гг. такая позиция некоторых финских историков вызвала ответную реакцию прежде всего среди мурманских историков и журналистов. Предпринимались даже попытки посмотреть на эти события с обеих сторон и разобраться в проблеме, но выводы, которые были сделаны при сопоставлении данных россий

31

Tikkanen V. Partisaanien uhrit. Juvaskula, 1997.

Erkkila V. Vaiettu sota: Neuvostoliiton partisaanien iskut Suomalaisiin kyliin. Helsinki, 1999. ской и финской сторон по вопросу участия в этих акциях конкретных партизанских отрядов, носят вероятностный характер".

Необходимо также отметить, что ряд финских авторов в своих работах рассматривали партизанское движение в Карелии и Заполярье и в несколько иных ракурсах. Начало подобного рода исследованиям было положено финским исследователем А. Лайне, который еще в 1982 г. в своей книге довольно объективно и широко рассмотрел оккупационную политику Финляндии на захваченной территории Карелии в

34 годы войны . В 1990-е гг. финские исследователи X. Сеппяля и А. Лайне продолжили рассмотрение истории событий на оккупированной территории Карелии в 1941— 1944 гг., привлекая широкие архивные материалы и оперируя большим количеством статистических данных".

Еще в 1970-х гг. некоторыми финскими историками предпринимались попытки рассмотреть партизанское движение в Карелии и Заполярье с точки зрения боевых задач, стоявших перед партизанами, а также особенности их тактики в различные периоды войны. В частности, в работе финского исследователя Вейкко Кархунен данным аспектам действий советских партизан уделяется особое внимание. Автор также выделяет отличия в тактике и географических направлениях деятельности партизан в зависимости от времен года36.

В других работах финских авторов, уже периода 1990-х гг., напрямую не связанных с тематикой партизанского движения, также дается оценка самой сути советского партизанского движения в Карелии и Заполярье. Например, в книге Матти Харо советские партизаны оцениваются не только как серьезный военный противник для не

33 Дащинский С. Партизаны не были ангелами. Но и бандитами их может назвать лишь непорядочный человек // Мурманский вестник. 1994. 15, 17, 23, 25 июня; Он же. Советские партизаны в Лапландии: взгляд с обеих сторон границы // Рыбный Мурман. 1994. № 37,40, 41,42; Он же. Советские партизаны в Лапландии // Подвигу в Заполярье — 50 лет: Тезисы докл. науч.-практ. конф., поев. 50-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье и освобождения северной Норвегии. Мурманск, 1995. С. 39-42.

34

Laine A. Suur-Suomen kahdet kasvot. Ita-Kaijalan siviilivaeston asema suomalaisessa miehityshallinnossa 19411944. Helsinki, 1982.

Сеппяля X. Финляндия как оккупант в 1941-1944 годах // Север. 1995. № 4-6; Лайне А. Национальный вопрос в финской оккупационной политике в Советской Карелии во время второй мировой войны // Европейский Север: история и современность. Петрозаводск, 1990; Гражданское население Восточной Карелии под финляндской оккупацией во второй мировой войне // Карелия, Заполярье и Финляндия в годы Второй Мировой Войны. Петрозаводск, 1994; Национальная политика финских оккупационных властей в Карелии // Вопросы истории Европейского Севера: (проблемы социальной экономики и политики: 60-е годы XIX—XX в.). Петрозаводск, 1995.

36

Karhunen V. Raatteen tielta kostamukseen. Rajajaakaripataljoona 8 jatkosodassa. Porvoo; Helsinki, 1972. мецких солдат, но и как противник политически обученный, изначально ненавидящий все немецкое".

Партизанское движение в Карелии и Мурманской области: объективные и субъективные факторы :1941-1944 гг.
тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Кулагин, Олег Игоревич



http://www.dissercat.com/content/partizanskoe-dvizhenie-v-karelii-i-murmanskoi-oblasti-obektivnye-i-subektivnye-faktory-1941-#ixzz3IfaI9Rfz