От Андрей К. Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 05.04.2002 09:15:44 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Байки; Версия для печати

"О бедном Як-9 замолвим словечко.."

Статистика

Як-9 М-105ПФ -- 459 машин
Як-9Т М-105ПФ (НС-37) -- 2748 машин
Як-9Д М-105ПФ -- 3058 машин
Як-9ПД (М-105ПД и М-106ПВ) -- 35 машин
Як-9Р М-105ПФ (дальний) -- 35 машин
Як-9К ВК-105ПФ (НС-45) -- 53 машины
Як-9Б (Як-9Л) ВК-105ПФ -- 109 машин
Як-9ДД ВК-105ПФ -- 399 машин
Як-9М ВК-105ПФ -- 4239 машин
Як-9У ВК-107А -- 3921 машина
Як-9УТ ВК-107А (НС-23, 2 Б-20С) -- 282 машины

Некоторые выводы

Итак, выше приведена статистика выпуска истребителей Як-9 всех модификаций, которые выпускались серийно и принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны. В эту статистику не включены машины, выпущенные в единичных экземплярах и модификации, полученные путем переделок из приведенных выше машин.
К ним относятся:
1. Як-9Р разведчик ближний - переоборудовался из серийных Як-9Д.
2. Як-9М ПВО - переоборудовался из серийных Як-9М.
Тем не менее, не все из приведенных выше машин участвовали в боевых действиях. Так, ЯК-9У выпускался по август 1945 года, и далеко не все машины серии успели попасть на фронт. Як-9М выпускался с мая 1944 по июнь 1945 и т.д.

Данная статистика приведена мною для проведения анализа, который в свою очередь имеет целью опровергнуть некоторые сложившиеся стереотипы.
Достаточно часто во многих журнальных статьях, книгах и даже в некоторых форумах приходиться читать, что наиболее массовым и далеко не самым лучшим истребителем советских ВВС в период ВОВ являлся истребитель Як-9.
Приведенная выше статистика позволяет усомниться в последнем из этих двух утверждений. Как нетрудно заметить, единственной модификацией Як-9 в варианте так называемого "чистого" истребителя, не отягощенного тяжелым вооружением или дополнительными топливными баками являлся до мая 1944 года только Як-9 без буквы, выпущенный в количестве 459 машин. В условиях наших ВВС такое число боевых машин является, мягко говоря, недостаточным для массовости. Первым действительно массовым истребителем из семейства Як-9 стал Як-9Д (дальний, оснащенный дополнительными топливными баками), выпущенный большой серией. Но его основным предназначением стало сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. Вторым по массовости стал Як-9Т. Специфика самолета, вооруженного мощной и тяжелой 37 мм пушкой в объяснении, надеюсь, не нуждается. Первым крупносерийным "чистым" истребителем стал Як-9М. Первые машины этой модификации сошли с конвейера в мае 44 года.
Из вышеприведенного следует, что Як-9 до середины 44 года фактически не мог и не являлся основным противником для Ме-109 и FW-190 в воздушных боях. Его основным предназначением стали, по существу, вспомогательные для истребителя задачи, а задачи по завоеванию воздушного пространства взяли на себя в тот период Як-1, Лагг-3, Ла-5 и Ла-5ФН.
В свете сделанных выводов можно по другому взглянуть на требования к ТТХ Як-9. Другими словами, для выполнения возложенных на этот самолет его ТТХ являлись вполне адекватными.
Итак, как можно видеть, оба из приведенных в начале утверждения о "самом массовом и не самом удачном истребителе Советских ВВС в 1942-1943 годах" являются в большей степени не соответствующими действительности.


С уважением.