... поскольку он установлен российско-украинскими соглашениями, и они не пересматривались.
> Я правильно понимаю, что с точки зрения российского законодательства, это теперь территориальные воды России и Россия может, в принципе, не пускать даже украинские гражданские суда?
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, ст. 38, все суда имеют право транзитного прохода через пролив между открытыми морями, даже если пролив перекрываются терводами одного государства. Но это общий принцип, а административное регулирование судоходства осуществляет "хозяин" пролива.
Режим Керченского пролива устанавливался российско-украинскими соглашениями. В них заявлено, что Азовское море и Керченский пролив - внутренние воды России и Украины. Были более-менее расписаны границы зон ответственности и порядок взаимодействия соответствующих служб. Сейчас все это на России.
Как аналог можно привести проход в Балтийской косе - он ведет не только к Балтийску и Калининграду, но и к польскому Эльблонгу. Россия временами закрывает проход без согласования с поляками (напр., при учениях Балтфлота).
> Или есть спец. соглашение о режиме этого пролива?
Договор о границе 2003, договор о совместном использовании Азовского мороя и Керченского пролива 2003, заявление о делимитации границы 2012.
> Как осуществлялась деятельность укр. портов на Азовском море в последнее время?
За январь-июль Бердянск перевалил 121.5% к тому же периоду прошлого года, Мариуполь - 106.1%.
В Бердянске рост за счет зерна (оно увеличилось в пять раз) - это, кажется, то зерно, что раньше экспортировалось через терминал Авлита в Севастополе. В Мариуполе зерно выросло так же, но его там мало.
Мариуполь - порт металлургов и шахтеров, гораздо крупнее Бердянска - четвертый по величине на Украине. В этом году экспорт угля сократился незначительно, кокса - уменьшился вдвое (впрочем, Украина больше импортирует кокс и коксующиеся угли, чем экспортирует). Экспорт металлов - на том же уровне. Чуть вырос чугун и, соответственно, сократился металлопрокат - но в целом по Украине рост экспорта того и другого.
Еще Мариуполь занимается транзитом российского угля. Этот поток падает год от года, в 2014 - в полтора раза к 2013.
Как видите, работа портов определялась не войной на море, а грузовой базой, т.е. экономикой страны.
> Флота, я так понимаю, там у Украины нет, а погранкатера те, что были до начала конфликта ?