|
От
|
ndvahin
|
|
К
|
Андрей Платонов
|
|
Дата
|
10.07.2014 13:28:56
|
|
Рубрики
|
Флот; Память;
|
|
Re: Воспоминания балтийского...
Морской корпус был одним из самых аристократических учебных заведений. Скорее всего, заслуги П.И. Губонина перед Россией помогли решить вопрос о приёме в Морской корпус его внука в 1897 году.
В РГА ВМФ хранится не только дело о зачислении кадета Петра Губонина с 1 сентября 1897 года на казённый счёт в младший общий класс, но и особо важное и интересное - «Аттестационная тетрадь кадета Петра Губонина». В эту тетрадь включены Балы за каждый год обучения, Хронологический перечень проступков кадета, Общая характеристика, Аттестация за кампанию, Выпускные оценки. По этим документам перед нами подросток со всеми шалостями переходного возраста до будущего героя Русско-Японской войны.
Начнём с перечня проступков кадета: «1897г. 16 сент. – Громко разговаривал во время урока - Выговор. / 23 окт. – Выслан из класса за невнимание – Выговор. / 1898г. март 20 -27 – Получил (-) на уроке русского языка – Без отпуска на 1 очередь. / 1899г. 16 окт. – Совершенно не умеет себя держать в классе и, несмотря на замечания разговаривал. – Без отпуска 2 очереди. / 30 нояб. – Смешил товарищей при переводе с французского на русский, подбирая грубые народные выражения. Не перестал делать это после замечания преподавателя. – Арест 2 суток. / 1900г. 14 янв. – Вытравил в классном журнале (-) по истории. – Арест 3 суток. / 18 янв. – Мылся во время утренней гимнастики. – Без отпуска 1 очередь. / 22 марта – Стоя во фронте разговаривал. - Без отпуска 1 очередь. / 1901г. 28 фев. – Во время ответа неприлично держал себя, громко выражался («ах, чёрт бы его побрал»), когда не мог вспомнить слова или выражения. – Арест 1 сутки. / 28 окт. – В 11,5 ч. Курил в спальне лёжа на кровати. – Арест 2 суток». (Там же. Оп.2. Д.568. Л.9-об.).
1 мая 1902 года командир среднего специального класса перед большой морской кампанией по итогам 4-х лет учёбы в Корпусе составил характеристику кадета Губонина: «По характеру очень мягкий, легко подпадает под влияние товарищей, не всегда оказывающих благодетельное действие, не всегда правдив, к правилам корпуса относится очень неряшливо, в обращении со старшими довольно почтителен. …». (Там же. Л.11-об.)С 6 мая по 3 августа 1902 года Губонин в составе роты морских гардемаринов Корпуса провёл 90 дней в плаванье по Балтийскому морю на крейсере «Рында». И вот по завершении плаванья - «Аттестация кадета Петра Губонина за кампанию - Поведение – Отличное. / Исполнение служебных обязанностей – Очень исправен. / В занятиях – примерен. / Степень его способности к морской службе – Очень способен. Очень расположен. / Морская практика – 10 б., Артиллерийское дело – 12 б., Штурманское дело – 8б., Машинное дело – 10б., Минное дело - 11б. ». (Там же Л.12-об.).
В августе же Пётр сдал «хвосты»: письменные экзамены по навигации и русскому языку, а весной 1903 года на окончательных экзаменах по 14 предметам, из них 10 специальных, получил «окончательный балл – 10, 92», (Там же. Л.8-об.) из 12 возможных. «6 мая 1903 года Высочайшим приказом по Морскому ведомству за № 474 (Пётр Губонин – Н.М.) произведён по экзамену в мичманы». (Там же. Ф. 406. Оп.9. Д.1016. Л.1-об.) В тот же день он был зачислен «во 2 флотский экипаж Балтийского флота. (Там же. Л.4).
Служба началась «на эскадренном броненосце «Наварин» . (Там же. Л. 4-об.). На том корабле в качестве вахтенного начальника прошло первое плаванье молодого офицера. С 31 мая 1903 года продолжение службы в той же должности на броненосце «Генерал-Адмирал Апраксин», плаванье 27 дней. С 1902 года Япония стала открыто готовиться к войне с Россией. Россия вынуждена была срочно усиливать Тихоокеанскую эскадру. Ещё весной 1902 года в Порт – Артур пришёл крейсер 1 ранга «Варяг», вступивший в строй в 1901 году. Хорошо зарекомендовавший себя мичман Губонин получил новое назначение – младшим минным офицером на крейсер «Варяг». Назначение не было случайным: вспомним его оценки в Морском корпусе по артиллерийскому и минному делу - 12 и 11баллов соответственно. Уже «с 5 октября 1903 года (Губонин – Н.М.) в течение 78 дней в заграничном плаванье вахтенным начальником на крейсере «Варяг» под командою капитана 1 ранга В.Ф. Руднева». Судовой врач «Варяга» М. Л. Банщиков в отчёте писал: «Потери в команде «Варяга» только убитыми и тяжело ранеными составляли 122 человека. … Истинные масштабы потерь я оценил после сражения, когда среди раненых, оставшихся на своих постах, начались обмороки от кровопотери, болевые шоки и тому подобные явления. Нередко наблюдалась недооценка молодыми матросами и офицерами тяжести своего состояния. Например, артиллерист мичман Губонин, получив осколочное ранение ноги с повреждением коленной чашки и тяжелый ожог тела, предпочел остаться у своего орудия, да еще и отмахивался от санитаров, говоря: "Пустяки, зацепило по касательной в мышцу, похромаю с неделю и заживет". В лазарет он был доставлен только час спустя - в состоянии критическом от шока и потери крови, когда упал на палубу без сознания. Все моряки действовали самоотверженно, храбро и умело».
Доктор Н.И. Андриевский в «Санитарном отчёте за Русско-японскую войну» называет Петра Губонина первым в списке «Примеров мужества среди раненых на «Варяге». (Андриевский Н.И. Санитарный отчёт … С.107).