От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К Вулкан Ответить по почте
Дата 07.07.2014 09:31:17 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Чай

День добрый.

Когда на корабле хватало воды и дров, матросы могли побаловать себя чаем.

В русском флоте вплоть до 19 века чай был не в ходу. Чай из Китая поступал в Россию сухопутным путем. Дорога долгая, дорогая, поэтому везли только лучшие сорта как товар премиум-сегмента.

Капитан Крузенштерн, прослужив в Англии, сделался большим фанатом чая и морской торговли. Он доказывал, что напиток этот принесет стране великую пользу: привоз в Россию дешевого чаю мог бы сделаться благотворением для недостаточных жителей сего государства, которые привыкнув мало по малу к сему здоровому напитку, вероятно, начали бы употреблять менее вина горячего. ("вино горячее" - это не сбитень и не глинтвейн, а просто горилка, то есть водка).

В море матросы Крузештерна пили чай: Служители "Надежды", выключая немногих, отказались охотно все от своей порции Француской водки и Арраку, чтобы получить только вместо того порцию чаю, которого, когда причины не было беречь воду, приказывал я давать в день по два раза. Когда же воду на чай получали они в день однажды, то собирали для того дождевую, хотя она и очень крепко отзывалась смолою. ... Чай есть вообще весьма здоровой напиток и одно из лучших средств противоцынготных. Оной для больных на корабле особенно полезен.

А вот Лисянский поступил круче. Ему предстояло пройти от Китая до Кронштадта без заходов в порт, так что капитан озаботился профилактикой цинги. Он мобилизовал всю зелень и все приправы, что были на корабле: Для завтрака я предписал употреблять ежедневно чай, а для обеда и ужина — суп с солониной, кладя в него по полфунту [200 г] чая, вместо зелени.

С уважением, Николай.