От Максим~1 Ответить на сообщение
К sss Ответить по почте
Дата 28.06.2014 19:34:15 Найти в дереве
Рубрики Флот; Армия; Версия для печати

Милютин Д. _Старческие размышления

Милютин Д. Старческие размышления о современном положении военного дела в России

// Известия Императорской Николаевской Военной академии. 1899. №1.

(...)
Попробую, однако же, после сделанного вступления, по мере сил набросать на бумагу те мысли, которые вертятся в моей голове на заданную тему, хотя бы только в общих чертах, без всякого притязания давать непрошеные советы нашему правительству.
В число самых крупных и безотлагательных задач нашего правительства поставлю на первое место обеспечение безопасности государства на Дальнем Востоке. В былое время такой заботы почти не было вовсе; как замечено выше, признавалось достаточным содержать в Приморской области небольшое число линейных батальонов. Все внимание, все заботы, все денежные средства можно было сосредоточить на западном, европейском театре войны. Теперь приходится уделять очень значительную долю и забот, и денежных средств на противоположный, отдаленный восточный театр войны.
Изумительно быстрое перерождение Японии в сильное первостепенное государство, сильно вооруженное и на суше, и на море, так же как и угрожающее в близком будущем возрождение Китая с его громадным, многомиллионным населением, уже и в настоящее время ставят в весьма опасное положение наши дальние азиатские владения. Оставаясь в теперешнем положении, мы не будем в состоянии удержать за собою прибрежье Тихого океана. При редком населении края, с сильной примесью желтой расы, при крайней скудости местных средств, при слабой морской вооруженной силы, мы должны ожидать позорного результата будущей войны. Рассчитывать на услугу Великой Сибирской железной дороги едва ли нам удастся, особенно в том случае, если одновременно с войной на Дальнем Востоке обнаружатся хотя бы только сомнительные неприязненные отношения со стороны которого-либо из государств европейских.
Стоящая перед нами сложная и крупная задача требует не каких-нибудь одиночных мер, подобных продолжению железной дороги, но самой энергической деятельности всех министерств одновременно по согласованному и обдуманному плану на многие годы вперед. Единство и энергия в действиях разных ведомств должны быть поддерживаемы специальным комитетом под председательством лица, известного своим твердым характером и убеждениями. От выбора такого председателя, как бывает обыкновенно, будет зависеть успех дела и устранение вредной проволочки. Заранее установить весь план действий комитета и каждого ведомства почти невозможно. Ограничусь заголовками самых выдающихся задач.
1. Самые широкие меры к умножению русского населения края предоставлением ему всяких льгот одновременно с воспрепятствованием размножения иноплеменных обитателей, в особенности японцев.
2. Все, что может способствовать развитию русской торговли, промышленности и ремесел.
3. Умножение скота, коневодства, облегчение в доставке сельских машин.
4. Положение сети путей как параллельных пограничным линиям, так и в глубину края.
5. Учреждение в крае местного банка и сберегательных касс.
6. Исследование Амура, Уссури и других второстепенных рек для возможного приспособления их к судоходству.
7. Распространение грамотности в народе с привлечением по возможности и инородцев. Учреждение средних и высших (специальных) учебных заведений. Останавливаюсь на перечисленных семи пунктах, хотя и не сомневаюсь в том, что в них не все исчерпано, что может способствовать в кратчайшее время возрождению и оживлению дальней нашей окраины. Но все-таки самыми главными и неотложными мерами признаю военные. Никакие другие, способствующие в течение продолжительного времени развитию края, не возместят в случае войны недостаточности боевых сил и неприспособленности театра войны к боевым требованиям.
По моему убеждению, было бы крайне рискованно оставить и на будущее время Приморский и Амурский края без достаточных вооруженных сил, рассчитывая по-прежнему на услугу Сибирской железной дороги. Если вспыхнет война на дальнем театре войны, особенно в том случае, если поднимется против нас Китай, то с его непомерною пограничною линией – весьма сомнительно, чтобы нам удалось своевременно стянуть достаточные боевые силы, где понадобится, со всею массой потребных для них запасов. Мне кажется необходимым, по крайней мере для первой встречи противника, держать на предполагаемом театре войны не менее двух полных корпусов, трехдивизионного состава, в усиленном числе рядов и снаряженных самостоятельно, как требуется для неотложного открытия кампании.
Сверх означенных двух корпусов следует держать постоянные гарнизоны в крепостях и в некоторых больших городах, дабы не было необходимости в случае войны раздроблять боевые силы. На азиатском театре войны, более чем на всяком другом, пригодна многочисленная конница. Ввиду затруднения содержать там регулярную кавалерию, наиболее принесут пользы казаки. Поэтому было бы весьма желательно усилить значительно казачье население вдоль всей азиатской границы.
До настоящего времени мы не имели и не имеем на всем безмерном пространстве Сибири ни одного укрепленного пункта, кроме Владивостока. Прибрежья Тихого океана и вся сухопутная граница с Китаем совершенно открыты неприятелю, Вторжение его может быть совершено не только организованным войском, но и просто сбродом хунхузов, нерегулярными милициями. Непосредственно охранять и защищать все пункты на тысячах верст границы совершенно немыслимо. К тому же значительнейшие из наших пограничных городов, Хабаровск и Благовещенск, расположены на самой пограничной черте. Вообще, я никак не посоветовал бы прибегать к укреплениям и к возведению новых крепостей. Они только приковали бы более или менее значительную часть тех боевых сил, на которые можем мы рассчитывать в первые дни, когда вспыхнет война, опять, быть может, неожиданно для нас.
Вот и здесь натыкаемся на общепризнанную аксиому военного дела, что надежнейший способ обороны есть наступательный образ действий. Отнюдь не следует нам выжидать противника в наших пределах, необходимо во что бы то ни стало, хотя бы с малыми силами, встретить врага вне русских пределов. Здесь подтверждается высказанное мною мнение о совершенной необходимости на будущее время постоянного расположения на отдаленном восточном театре войны немалых вооруженных сил, не рассчитывая на своевременный подвоз их по железной дороге по примеру первой войны японской. Только имея на месте достаточно боевых сил, открывается возможность предупредить врага в наступательном образе действий.
Главным театром войны и в будущее время, по всем вероятиям, будет опять Маньчжурия, как страна наиболее удобная для действий обеих сторон, даже и в случае войны с Китаем. В Монголии можно ожидать только таких действий, какие принято называть малою войною или партизанскою. Это специальная арена для иррегулярной конницы и казаков.
Перенесение военных действий за границу не снимает с нас обязанности подготовить заблаговременно предположенный театр войны в наших пределах. Следует все-таки иметь опорные пункты, снабженные вдоволь всеми нужными запасами и хотя несколько обеспеченные от враждебных покушений в случае каких-либо местных неурядиц или от набега хунхузов. Следует также подумать заранее о путях для скорого передвижения тяжестей за границу, о переправе через Амур и проч., и проч.
Ограничиваюсь изложением в общих чертах размышлений моих относительно обеспечения дальних русских владений на Востоке. Бесполезно было бы входить в частности, так как, по всем вероятиям, и то, что набросано мною на бумагу, останется навсегда под сукном: ни от кого не услышу ни сочувственных, ни критических указаний. Во всяком случае, в течение тех немногих лет, которые суждено мне еще прожить, буду глубоко скорбеть, если наше правительство упустит дорогое время без самых энергичных мероприятий по указанной мною неотложной задаче. Предвижу заранее почти всеобщее возражение на поднятую мною тревогу: откуда взять те громадные финансовые средства, которые потребовались бы на исполнение указанной мною программы? Возражение веское, кажущееся неотразимым. Однако ж, по моему глубокому убеждению, никакие финансовые соображения не могут оправдывать правительство, остающееся в бездействии в предвидении неминуемой опасности для неприкосновенности и чести государства.
В случае новой неготовности к войне на Крайнем Востоке никакие бюджетные соображения не оправдают нового позора для России. Готовность к войне предотвратит самую войну, которая во всяком случае обошлась бы несравненно дороже, чем прибавка даже нескольких десятков миллионов к нашему бюджету. В жизни государств и народов бывают такие моменты, когда приходится на известную потребность нести во что бы то ни стало крупные пожертвования, хотя бы даже необходимо было для того отложить удовлетворение других, весьма полезных расходов.
(...)