|
От
|
М.Токарев
|
|
К
|
Михаил Т
|
|
Дата
|
08.05.2014 23:27:43
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
О должности Штирлица в аппарате Шелленберга
>Кстати, к Штирлицу вопрос про "как он сделал такую карьеру в рейхе" еще более справедлив. Ведь мы не задумываемся обычно, но он же, по Семенову, зам. Шелленберга, то есть, не много, не мало - замначальника политической разведки Германии! На наши деньги - замначальника ПГУ КГБ, насколько я понимаю!
Доброе время суток!
Самое интересное, что ни в одном произведении "штирлицевского" цикла у Семенова ни разу не названа именно конкретная ДОЛЖНОСТЬ Штирлица в VI управлении РСХА (зарубежная разведка СД). По смыслу он получается "многостаночник-универсал" - и "ФАУ" в польских болотах искал, и радиоиграми занимался, и с украинской националистической эмиграцией (см. роман "Третья карта") работал. Единственное упоминание о функциях Штирлица как личного консультанта Шелленберга по вопросам общего планирования содержится в романе "Альтернатива" (1978) о пребывании Штирлица в Сербско-Хорватском королевстве весной 1941 года ( http://loveread.ws/read_book.php?id=20141&p=28):
"...Как совместить служение идее добра с работой в штаб-квартире зла — разведке Гиммлера? Как, работая с палачами, не стать палачом? Уступка хоть в мелочи, в самой незначительной мелочи, нормам морали и закона наверняка перечеркнет все то реальное добро, которое несет труд разведчика. Соучастие в злодействе — даже во имя конечного торжества добра — невозможно, аморально и противозаконно.
Именно этот вопрос постоянно мучил Штирлица, ибо он отдавал себе отчет в том, что, надевая черную форму СС — охранных отрядов партии Гитлера, он автоматически становится членом «ордена преступников».
Он нашел для себя спасение, и спасение это было сокрыто в знании. Окруженный людьми интеллектуально недостаточно развитыми, хотя и обладавшими хитростью, изворотливостью, навыками быстрого мышления, Штирлиц понял — в самом еще начале, — что спасением для него будут знания, и Шелленберг действительно держал его за некую «свежую голову» — редакционный термин применительно к политической разведке оправдан и целесообразен. Шелленберг имел возможность убедиться, что Штирлиц может доказательно разбить идею, выдвинутую МИДом или гестапо, то есть его, Шелленберга, конкурентами. То, что он использовал Штирлица как своего личного консультанта, позволило Штирлицу довольно ясно дать понять помощнику Гейдриха, что ему интересно делать, а что в тягость, в чем он силен, а в чем — значительно слабее других сослуживцев по шестому отделу СД. Он был незаменим, когда речь шла о серьезной и долгосрочной политической акции: знание английского, французского и японского языков, личная картотека на ведущих разведчиков, дипломатов и военных, смелость и широта мышления позволяли Штирлицу оказываться у самого начала работы. И, безусловно, с самого начала акция Шелленберга находилась под контролем советской разведки, и злу противостояла правда..."
Т.е. в реале он должен был работать в отделе ("группе") "VI A" ("Общая организация разведработы"), которой с июля 1941-го по январь 1944 года по совместительству руководил сам Шелленберг. В этом случае Штирлиц как личный представитель Шелленберга вполне мог ездить вместе с сотрудниками входящего в состав группы "VI A" реферата "VI A 3" в курируемое ими "Генерал-губернаторство", т.е. в сопредельную с советской Западной Украиной оккупированную Польшу весной 1941 года ("Третья карта"), а с коллегами из реферата "VI A 5" в начале 1945-го года - в Прагу ("Майор Вихрь".
В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев