От Роман Храпачевский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 27.03.2002 15:39:49 Найти в дереве
Рубрики WWII; Политек; Версия для печати

О действенности немецкой пропаганды касательно СССР

Тут как то поднималась тема, хочу внести свои 5 коп. в виде выдержки из немецкого внутреннего документ. Оный является сугубо техническим, деловым анализом ситуации с действенностью этой самой пропаганды в условиях наплыва в "райх" масс "остарбайтеров" (т.е. граждан СССР, насильственно угнанных на работы в Германию) и соответственно увеличения числа подданных "райха" с ними общающихся, получающих информарцию о СССР из иного, чем официальный, канала и делающих свои выводы.

Начальник полиции безопасности и СД

Управление III

Берлин, 17 августа 1942 г.
СВ II, Принц-Альбрехтштрассе, 8
Экз. №41

Секретно!
Лично. - Доложить немедленно!
Сообщение из империи №309

II. Представления населения о России

...

5. Советские методы господства и наказания

Исключительно большая роль в пропаганде отводится ГПУ. Особенно сильно на представления немецкого населения воздействовали принудительные ссылки в Сибирь и расстрелы. Немецкие предприниматели и рабочие были очень удивлены, когда германский трудовой фронт повторно указал на то, что среди остарбайтеров нет таких, кто бы подвергался у себя дома наказанию. Что касается насильственных методов ГПУ, которые наша пропаганда надеялась во многом еще подтвердить, то, ко всеобщему изумлению, в больших лагерях не обнаружено ни одного случая, чтобы родных остарбайтеров принудительно ссылали, арестовывали или расстреливали. Часть населения проявляет скептицизм по этому поводу и полагает, что в Советском Союзе не так уж плохо обстоит дело с принудительными работами и террором, как об этом всегда утверждалось, что действия ГПУ не определяют основную часть жизни в Советском Союзе, как об этом думали раньше.
Благодаря такого рода наблюдениям, о которых сообщается в локладах с мест, представления о Советском Союзе и его людях сильно изменились. Все эти единичные наблюдения, которые воспринимаются как противоречащие прежней пропаганде, порождают много раздумий. Там, где антибольшевистская пропаганда продолжала действовать с помощью старых и известных аргументов, она уже больше не вызывала интереса и веры, как это было перед началом и в первый период германо-советской войны. Высказываются пожелания, чтобы давалась по возможности реальная картина повседневной русской жизни, ее людей и т.д. Отдельные спокойно размышляющие немцы считают, что необязательно судить о Советском Союзе в целом по остарбайтерам, так как они, например, в религиозном отношении действуют значительно свободнее, чем в Советском Союзе, где на них оказывалось давление. Однако изменений, которые уже произошли в связи с прибывшими в империю людьми, недостаточно для того, чтобы все возникшие сомнения в прежних представлениях о России, не говоря уже о том, что очень часто подобные размышления не имеют места".
(Bundesarchiv Koblenz. Reichssicherheitshauptamt. R 58/182. Meldungen aus dem Reich Nr.376 15.4.43/ S/8-17)

На русском опубликовано в "Источник" №3 за 1995 (Вестник Архива Президента Российской Федерации)