|
От
|
Вулкан
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
05.04.2014 21:48:59
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Конец "Президента"
Приветствую!
Крейсерство 44-пушечного «Президента» закончилось не так счастливо. Первый раз фрегат, который теперь принял под командование Стивен Декейтер, попытался вырваться из Нью-Йорка 13 декабря 1814 года. Вместе с ним в крейсерство должны были идти 22-пушечный шлюп «Пикок», 20-пушечный «Хорнет» и12-пушечная шхуна «Томас Боулайн». Но попытка оказалась неудачной – отряд сразу напоролся на блокирующую эскадру Джона Хейса в составе 58-пушечного«Маджестик», 40-пушечного «Эндимион», 44-пушечного «Помон» и 38-пушечный«Тенедос».
Вообще, против заблокированных в Нью-Йорке американских кораблей англичане выставили цвет своего флота. Джон «Великолепный» Хейс,участник эвакуации с острова Вальхерен в 1809-м и захвата Гваделупы в 1810-м,получил свое прозвище (Magnificent– Великолепный) в 1812 году, когда командовал 74-пушечником «Магнификент». Тогда его корабль попал в жесточайший шторм у скал Баскью Роадс (недалеко от острова Олерон и Ла-Рошели), корабль потащило на скалы, но Хейс филигранным маневром сумел избежать кораблекрушения и спас линкор. Кэптен Генри Хоуп,командир «Эндимиона», участник многих боев и конвойных операций 1809-1812 годов.Отличился в войне с наполеоновской Францией, будущий советник по флоту при Егобританском Величестве. Гайд Паркер, командир «Тенедоса», сын адмирала Паркера,современника Нельсона и Сент-Винсента. Участник захвата Кейптауна в 1804-м, нападения на Копенгаген в 1807-м, участник англо-американской войны с самого ее начала. Филипп Картерет, командир фрегата «Помон», голландец по рождению, участник эвакуации с Вальхерена, организатор блокады Булони в 1811-м, особенно прославился в многочисленных крейсерствах в Бискайском заливе в 1812-м. В общем, дивизион Хейса состоял из лучших кораблей под командованием лучших капитанов Роял Неви. Они горели желанием отомстить за потерю фрегатов «Герьер», «Македониэн» и «Ява», и такой случай им представился.
Итак, 13 января 1815 года у Нью-Йорка разыгрался шторм,блокирующую эскадру Хейса отнесло от мелей Сенди Хук. Декейтер решил воспользоваться ненастьем, и выйти из гавани с крепким вест-норд-вестом. Но выход не задался с самого начала – Декейтер не учел сноса корабля при столь сильном ветре, и фрегат налетел на песчаный бар, где и застрял на полтора часа,раскачиваемый волнами. Все же «Президенту» удалось сняться с мели и продолжить плавание. Американские источники раз за разом утверждают, что, мол, эта авария имела ужасные последствия, корабль повредил киль, и именно это происшествие привело к его захвату противником. Что же было на самом деле?
Если судить по отчету Декейтера, был поврежден не киль, а руль, однако к 1.30 утра 15 января все повреждения были исправлены. В самом деле, посадка фрегата или корабля на песчаные отмели в парусную эпоху была обычным делом, скажем, тот же самый 74-пушечный «Каллоден» Трубриджа в самом начале сражения при Абукире вылетел на отмель, что не помешало ему потом сняться, принять участие в добивании противника, да еще и преследовать уходящие корабли Вильнева. Влияло ли повреждение киля или руля на ходовые качества?Ответ очевиден – никак не влияло. На маневренность? Да, влияло, но согласно отчету того же Декейтера руль был отремонтирован.
Итак, «Президент» вышел на большую воду. Надо сказать, что Хейс предполагал – американцы попытаются воспользоваться непогодой и пойдут в море. Сразу же, как ветер сменился на юго-восточный, британский дивизион на всех парусах двинулся к Сэнди Хук и обнаружил там 44-пушечник. Декейтер, увидев паруса на горизонте, взял курс на норд-вест, миновал в двух милях отряд Хейса и постарался оторваться от противника. Британцы бросились в погоню, «Маджестик» даже произвел несколько залпов из погонных пушек, но расстояние было слишком велико, «Президент» уходил. Ветер был слабый, иногда порывистый, американский«слон» давал 6 узлов[1].
И тут на роль первого плана вышел «Эндимион». Этот фрегат был очень быстр не только при сильных ветрах в фордевинд, но и при слабом бризе. Засчет дифферента на корму «Энди» не резал волну, а всходил на нее, набирая скорость беспрепятственно, и в результате смог дать 7.5 узлов. Кэптен Хоуп оставил «Маджестик», «Помон» и «Тенедос», выжимавшие всего 5-5.5 узлов, и пошел в отрыв. К 13.00 британский фрегат был всего двух милях от «Президента».Декейтер, видя это, приказал вылить за борт питьевую воду. «Эндимион» неумолимо приближался. За борт полетели якоря, запасы рангоутного дерева, шлюпки другой груз. «Энди» не отставал. Наконец, для лучшего поддержания формы парусов,поступил приказ смачивать их непрерывно. В результате скорость 44-пушечника возросла до 6.5 узлов, но англичанин давал на узел больше.
В 14.00 «Президент» на дальности в 800 ярдов открыл огонь из ретирадных орудий. Хоуп приказал стрелять только через полчаса, на дальности в 700 ярдов. В 14.39 ядро с американского фрегата пробило левый фока-лисель «Эндимиона», и разбило баркас на спардеке. Британец чуть отстал, но вскоре опять начал сближение. В 17.00противники были уже на расстоянии в 100 ярдов друг от друга, Декейтер заметался, он не знал, что делать, стало понятно, что боя ему не избежать. Огонь по такелажу не давал никакого выигрыша американцу, «Энди» не отставал, раз в две минуты погонные орудия англичанина давали залп в корму «Президента». Хоуп приказал своим канонирам бить в корпус, надеясь повредить рули и нарушить ходовые качества хамфрисовского «слона». Достигнув дистанции 75 ярдов, моряки«Эндимион» убрали лиселя и топсели, и теперь шли одинаковой с противником скоростью, методично ведя огонь по корме. Декейтер был вынужден привестись к ветру, чтобы попытаться дать бортовой залп в нос британцу, но Хоуп упредил маневр своего визави, и теперь корабли шли параллельно друг другу. Британские морские пехотинцы открыли беспокоящий мушкетный огонь с марсов, «Энди» выиграл ветер и его 24-фунтовки били в район ватерлинии «Президента». В 18.20английский фрегат взял на полрумба левее, и теперь по касательной медленно сближался с кораблем янки. В 18.45 Декейтер, опасаясь абордажа, отвернул от противника, и получил продольный залп в многострадальную корму. Опять был отстрелен руль, и на некоторое время хамфрисовский «слон» стал беспомощным.Повреждение удалось исправить к 19.10, а через пять минут «Президент» дал залп,в результате которого был сбит один из лиселей и перебит грота-брас, а также повреждена шлюпка. В ответ «Энди» с максимальной скорострельностью произвел один за одним три бортовых залпа, после которых американцы потеряли до 8 орудий и замолчали до 19.25.
В отчаянии Декейтер приказал еще раз привестись к ветру,причем сделал это очень резко, не заботясь о возможной поломке мачт (к счастью они выдержали), но и «Энди» без труда повторил маневр противника, да еще и врезал продольный залп в корму противнику. В 19.58 огонь «Президента»прекратился, и янки начали давать какие-то сигналы фонарем. Подумав, что Декейтер решил сдаться, Хоуп приказал убрать паруса и лег в дрейф. Но американцы отойдя на расстояние 800 ярдов вдруг подняли все паруса и взяли курс на восток, пытаясь в очередной раз сбежать. «Эндимион» не пошел в преследование сразу же, поскольку занимался заменой парусов. Однако скорость у «слона» ужебыла никакой – к 23.15 «Помон», догнавший рейдера на 5.5 узлах, без проблем сблизился с расстрелянным американцем и дал залп ему в левую раковину.«Президент» не ответил, привелся к ветру, и Декейтер в рупор закричал, что сдается. Однако Картерет не разобрал слов, и помятуя об инциденте с«Эндимионом», развернулся и всадил еще один бортовой залп в противника. В этот момент к месту боя подошли «Тенедос», и сменивший паруса «Эндимион». Декейтер,понимая невозможность дальнейшего сопротивления, в рупор крикнул: «Американский фрегат «Президент» сдается!». С «Тенедоса» спустили шлюпки и через 5 минут кэптен Паркер принял капитуляцию«слона». В 23.40 к борту «Президента» подошли баркасы и с «Помон», разделив радость победы с моряками «Тенедоса»[2].
Весь бой длился 12 часов. Потери на «Эндимионе» составили 10человек убитыми и 14 раненными. Потери американцев были гораздо более значительными – из 469 членов экипажа янки потеряли 35 убитыми и 70 ранеными.Супер-фрегат был отведен на Бермудские острова и выкуплен Адмиралтейством в собственность Роял Неви[3].
Позволим себе сделать несколько выводов по этому бою. Прежде всего, «Маджестик» оказался слишком тихоходен при слабых ветрах, и не смог поддержать дивизион своими 32-фунтовками. Но это и логично, ведь не стоит забывать, что «Маджестик» был перестроен из 74-пушечника, имел довольно полные обводы (соотношение ширины к длине 1:3.5, тогда как у «Президента» этот параметр – 1:4, у «Эндимиона» - 1:3.8), кроме того, не стоит забывать и об осадке. У 58-пушечника глубин интрюма была равна 20 футам6 дюймам(«Президент» - 13 футов11 дюймов,«Эндимион» - 15 футов8 дюймов). При слабом порывистом ветре «Маджестик» зарывался в волну, и своей массой тормозил сам себя, поэтому в бою на первый план вышел более сбалансированный«Энди».
Что касается британского 40-пушечника и его команды – он провел бой великолепно. «Эндимион» превзошел и раздавил противника по всем параметрам. Он показал лучшую скорость, лучшую маневренность, лучшую стрельбу,и лучшую тактику, нежели Декейтер и его корабль. В очном поединке британский«слон» оказался сильнее и подготовленнее американского «слона». Хоуп четко определил слабые стороны хамфрисовского фрегата, в частности – бил почти исключительно в корму, и заставил противника потерять и маневренность, и скорость.
Что касается мнений о «нечестной победе», столь муссируемой американскими историками. Почему-то многие исследователи забывают, что от шторма 13-14 января пострадал не только «Президент», но и «Эндимион». В частности, фок- и бизань-мачта на британце были фальш-мачтами, установленными после окончания непогоды. То есть «Энди» переиграл хамфрисовского «слона»,будучи «инвалидом». Кроме того, не стоит забывать, что слова Декейтера о сильном повреждении кормовой части киля никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть, ведь именно корму и квартердек буквально изрешетили ядра«Эндимиона».
Ну и на закуску – это уже информация для любителей теории всемирных заговоров и мировой закулисы – существуют два отчета Декейтера о бое. Один, написанный 17 января 1815 года.Другой – опубликованный при возвращении капитана из плена. И два эти отчета разнятся в описании повреждений во время посадки «Президента» на мель. В первом просто сообщается, что сели на мель тогда-то, сошли с нее тогда-то, и далее – «получили несущественные повреждения в районе килевой балки». Во втором описывается бедственное положение корабля, как вырвались с песчаного бара,оставив там руль, как волны полтора часа били в корпус, расшатывая его, как мачты опасно скрипели и ослабли их крепления. Проснулась ли в Декейтере память во время написания второго отчета, или он просто решил себя оправдать – это пусть каждый прочитавший описание решает сам. Только в пользу второго утверждения есть еще один дополнительный факт – англичане после боя производили осмотр подводной части супер-фрегата, и, цитируя дословно, после осмотра «не было обнаружено каких-либо повреждений киля и подводной части после посадки корабля на бары около Сэнди Хук».
--------------------------------------------------------------------------------
[1] В описании приводятся усредненные скорости кораблей, рассчитываемые по расстоянию, пройденному за определенное время. Скажем, по «Эндимиону» есть подробные данные в отчете Хоупа, где сказано, что он в погоне за «Президентом» прошел 78 миль за 10.5 часов. Отсюда мы выясняем усредненную скорость – 7.4-7.5 узлов. Вполне возможно, что какие-то отрезки корабли шли медленнее, какие-то – быстрее, мы в описании берем среднее значение.
[2] Данные по бою взяты из Andrew Lambert, «The Challenge: Britain Against Americain the Naval War of 1812» - Faber and Faber, 2012.
[3] Около Бермуд «Эндимион» и «Президент» попали в жестокий шторм, и получили существенные повреждения.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота