От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К tevolga Ответить по почте
Дата 19.03.2014 21:40:47 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: Еще про

>Донесение начштаба 136 зсп(изложение) начальнику обдела укомплектования Приморской армии.
>20.01.42 На броненосце "Потемкин" из Кутаиси поступила одна маршевая рота 88 зсп в составе 252 человека.
>Что это за броненосец "Потемкин"?
>Ошибка?

ИМХО крейсер "Коминтерн" - ошибочно принят за "броненосец из кино " по характерному таранному форштевню додредноутной эпохи

ночь на 20 января крейсер вышел из Батуми в Новороссийск, откуда, приняв на борт полк морской пехоты, 132 тонны авиационных бомб и реактивных снарядов, направился в Севастополь. Боезапас был размещен в демонтированном котельном отделении и в жилых помещениях под верхней палубой. Начиненный таким большим количеством боеприпасов корабль представлял собой пороховую бочку. При попадании авиационной бомбы, торпеды или подрыва на мине ему грозила смертельная опасность.

Погода в северо-восточной части Черного моря не благоприятствовала выполнению задания. В Новороссийске дул сильный ветер, осложнивший погрузочные работы; на маршруте перехода из Новороссийска в Севастополь местами отмечался туман, затруднявший своевременное обнаружение самолетов и плавающих мин. В районе Севастополя шел снег, видимость измерялась десятками метров. В таких условиях ограждение единственного входного фарватера в Севастополь через выставленное в начале войны оборонительное минное заграждение не обеспечивало безопасного плавания. Вот почему штаб оборонительного района высылал навстречу кораблям и транспортам тральщики или сторожевые катера.

Для встречи и обеспечения перехода «Коминтерна» было выделено два базовых тральщика — БТЩ-22 и БТЩ-27. [101]

В установленное время крейсер подошел к точке встречи у входного фарватера, но тральщиков не обнаружил. Командир донес в штаб Севастопольского оборонительного района об их отсутствии и стал маневрировать в шести-восьми милях от внешней кромки минного заграждения.

С момента выхода из Новороссийска «Коминтерн» прошел около 250 миль, и за это время ему ни разу не представилась возможность произвести точное определение своего местонахождения по береговым ориентирам или хотя бы по небесным светилам. К месту встречи он шел по счислению. Радиолокационные средства, с помощью которых корабли могли бы обнаружить друг друга, на крейсере и встречающих его тральщиках отсутствовали. Малая видимость исключала всякую возможность уточнить свое местоположение по береговым ориентирам. Идти же без уточнения означало подвергнуть корабль риску вероятного подрыва на минном поле.

Стрелки часов отсчитывали минуты, часы. Время было за полночь, а видимость не улучшалась. С командного пункта командующего флотом крейсер получил указание: принять все меры к встрече с тральщиками и обеспечению входа в базу. На «Коминтерне» было усилено наблюдение, осуществлявшееся не только со штатных мест, но и с полубака, полуюта. Продолжался всесторонний анализ возможной ошибки, допущенной на переходе.

В штабе Севастопольского оборонительного района тем временем разрабатывались мероприятия по обеспечению прохода «Коминтерна» в светлое время суток. Предусматривалось непрерывное барражирование истребительной авиации, повышение готовности всех зенитных средств, сил охраны водного района. Метеорологи уточняли прогноз погоды.

Приближалось утро. Крейсер и тральщики продолжали кружиться в районе намеченого места встречи. В 7 часов 30 минут видимость улучшилась, и «Коминтерн» после семичасового маневрирования, наконец, встретился с кораблями обеспечения. Крейсер лег в кильватер тральщикам, увеличив скорость до 14 узлов. До входа в Северную бухту он шел под прикрытием истребительной авиации. Его противовоздушную оборону обеспечивала плавучая батарея № 3, расположенная северо-западнее Херсонесского маяка. Моряки [102] любовно называли ее «Не тронь меня». Выдвинутая в море, она усиливала противовоздушную оборону Севастополя с морского направления и проходящих вблизи нее кораблей. Личный состав батареи отразил десятки атак фашистской авиации. Губительным огнем ее зенитных орудий и пулеметов было уничтожено 22 вражеских самолета, и десятки — повреждены.

«Коминтерн» обогнул Херсонесский мыс. С мостика уже видны были Инкерманский створ, жилые кварталы города.

Штаб оборонительного района определил место стоянки у Телефонной пристани в Южной бухте.

День выдался солнечный, ясный, но было довольно холодно. Столбик термометра опустился до 11° ниже нуля, на улицах лежал снег.

Сразу же после швартовки началась разгрузка доставленных грузов на причал, откуда на автомашинах они немедленно отправлялись по назначению.

В этот день крейсеру предстояло обстрелять вражеские войска. Корабли, привлекаемые к решению этой задачи, вели огонь с заблаговременно установленных позиций, находившихся в Северной и Южной бухтах. Поэтому сразу же после окончания выгрузки «Коминтерн» был переведен в заранее предназначавшееся для него место.