От Исаев Алексей Ответить на сообщение
К Валерий Мухин Ответить по почте
Дата 27.03.2002 16:27:24 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; ВВС; Версия для печати

Почитай БСЭ, например

Бензин

Бензин (франц. benzine), смесь углеводородов различного строения, бесцветная жидкость с пределами кипения 33—205°С. Температура замерзания Б. ниже —60°С, температура вспышки ниже 0°С, плотность 700—780 кг/м3 (0,70—0,78 г/см3).

При концентрациях паров Б. в воздухе 74—123 г/м3 образуются взрывчатые смеси. Основной источник получения Б. — перегонка и каталитическая переработка нефти (см. Перегонка нефти, Крекинг); небольшие количества Б. получают переработкой каменных углей и горючих сланцев (см. Гидрогенизация деструктивная), а также из природных и попутных газов (см. Газы природные горючие и Газы нефтяные попутные). Б. применяют главным образом в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры (карбюраторные и с непосредственным впрыском); около 10% Б. используют как растворители, промывочные жидкости и для др. целей. Б., применяемые как топливо, делят на автомобильные (табл. 1) и авиационные (табл. 2).

Табл. 1. — Марки и качество автомобильных бензинов, выпускаемых в СССР

Показатели Марки
А-66
A-72
A-76
АИ-93
АИ-98

Октановое число по моторному методу (не менее)
66
72
76
85
89

Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более)
0,6

0,41
0,82
0,82

Температура начала перегонки бензина, °С (не ниже)
35
35
35
35
35

Конец кипения, °С (не выше)
205/185
195/185
195/185
195/185
195*

Давление насыщенных паров, кн/м2 (не более)
670/930
670/930
670/930
670/930
670

мм рт. ст. (не более)
500/700
500/700
500/700
500/700
500

Индукционный период, мин (не менее)
450
600
900
900
900

Кислотность, КОН мг/л бензина (не более)
30
30
30
30
30

Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более)
150
100
100
70
70

Содержание серы, % (не более)
0,15
0,12
0,10
0,10
0,10


* Для бензина АИ-98 нет деления на летний и зимний; для других бензинов в числителе приведены данные для летних, в знаменателе — для зимних.

Табл. 2. — Марки и качество авиационных бензинов, выпускаемых в СССР

Показатели Марки
Б-100/130
Б-95/130 Б-91/115
Б-70

Детонационная стойкость

октановое число по моторному методу (не менее)
98,6
95
91
70

сортность на богатой смеси (не менее)
130
130
115


Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина (не более)
2.7
3.3
2.5


Температура начала перегонки, °С (не ниже)
40
40
40
40

Конец кипения, °С (не выше)
180
180
180
180

Кислотность, КОН мг/л бензина (не более)
10
10
10
10

Содержание (фактическое) смол, мг/л бензина (не более)
20
20
20
20

Содержание серы, % (не более)
0,05
0,05
0,05
0,05

Период стабильности, ч
8
8
8



Автомобильные Б. подразделяются на летние (для применения с апреля по сентябрь во всех районах, кроме северных и северо-восточных) и зимние (для северных и северо-восточных районов, а в остальных районах — с октября по март). В отличие от летних Б. в зимних содержится большее количество низкокипящих углеводородов. Б. характеризуются следующими показателями: склонностью к образованию отложений (содержание фактических смол), коррозионной агрессивностью (кислотность и содержание серы), стабильностью при хранении (индукционный период и период стабильности).

Важнейшее эксплуатационное свойство Б. — их детонационная стойкость (см. Детонация моторных топлив), т. е. способность нормально сгорать в двигателе при различных условиях. Антидетонационные свойства Б. оцениваются октановым числом, а для авиационных Б. — также и сортностью (см. Сортность бензинов). Чем выше октановое число Б. или его сортность, тем лучше его антидетонационные свойства. Деление Б. на марки основано на этих свойствах: для автомобильных Б. приводится значение октанового числа (А-66, A-72, АИ-93); авиационные Б. (кроме Б-70) маркируются дробью (Б-100/130, Б-91/115), где в числителе даётся октановое число, а в знаменателе — сортность. Для повышения детонационной стойкости Б. в них добавляют антидетонационную присадку — тетраэтилсвинец (ТЭС). Такие этилированные Б. ядовиты, в работе с ними необходимы меры предосторожности; их обязательно окрашивают (для отличия от неэтилированных).

Действие на организм. Б. проникает в организм в основном через лёгкие. Опасность отравления Б. существует на всех этапах его производства, транспортировки и особенно при использовании Б. Предельно допустимая концентрация в воздухе паров Б. от 100 до 300 мг/м3, Б.-растворителя — 300 мг/м3. При остром отравлении парами Б. появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки глаз, носа, в тяжёлых случаях — головокружение, неустойчивая походка, психическое возбуждение, замедление пульса, иногда потеря сознания. При хроническом отравлении обычны жалобы на головные боли, головокружения, расстройства сна, раздражительность, повышенную утомляемость, похудание, боли в области сердца и др.

Первая помощь и лечение. При острых отравлениях — свежий воздух, кислород, сердечные и успокаивающие средства; при остановке дыхания — искусственное дыхание. При попадании Б. в желудок — внутрь растительное масло (30—50 г). При хронических отравлениях — общеукрепляющее лечение, физиотерапия, временное отстранение от работы с Б. Лица, страдающие функциональными заболеваниями нервной системы и эндокринных органов, к работе с Б. не допускаются.


Лит.: Нефтепродукты. Свойства, качество, применение. Справочник, М., 1966; Вредные вещества в промышленности, под общей ред. Н. В. Лазарева, 4 изд., ч. 1, Л., 1963: Профессиональные болезни, 2 изд., М., 1964.

А. А. Гуреев.