Задумался. Не готов ответить, чтоб не ляпнуть невпопад:
>Даже сейчас на самолетах с поршнями работу с РУД формулируют как "установить наддув (цифра)" Напрмер, установить наддув 400 мм рт ст. Прибор, показывающий давление во впускном коллекторе соответственно указатель наддува. Возможно, в терминологии тех лет РУД мог называться "рукояткой наддува".
До вашего ответа я понимал так:
- на Якаx два давления наддува (две ступени нагнетателя) и всё. Т.е. до высоты переключения - работает первая ступень, после нее - вручную включают вторую. При этом регулятор давления наддува (за нагнетателем) поддерживает давление постоянным ("для двигателя").
- На Ла-5 то же самое, но есть режим "форсаж": регулятор-то поддерживает постоянное давление, но на форсаже этот регулятор пилот (специальной тягой) может пере-настроить на бОльшее давление (в ущерб температурному режиму двигателя, ресурсу, и пр., ессно).
Сейчас полез смотреть. На Якаx было два (2) РУД оказывается: "рычаг высотного газа" и "рычаг нормального газа" рядом:
_yak7b-kabina.jpg)
[124K]
>1.Прицел. 2.Компас. 3.Высотомер. 4.Манометр кислородного прибора. 5.Индикатор потока кислорода. 6.Указатель скорости. 7.Кислородный прибор. 8.Штурвал триммера руля высоты. 9.Электросигнализация шасси. 10.Контрольная кнопка электросигнализации. 11.Ручка пневмоперезарядки левого пулемета. 12.Кабинная лампа. 13.Переключатель магнето. 14.Рычаг уборки и выпуска шасси. 15.Вибратор. 16.Рычаг переключения скоростей нагнетателя. 17.Рычаг „Р-7". 18.Электрощиток. 19.Рычаг высотного газа. 20.Рычаг нормального газа. 21.Кран бензиновых баков. 22.Рычаг бомбосбрасывателя. 23.Гнездо сигнального пистолета. 24.Рычаг стопора костыля. 25.Рычаг уборки и выпуска щитков. 26.Кран зарядки баллона аварийного выпуска шасси. 27.Кран сети пневмосистемы. 28.Патрубки вентиляции. 29.Часы. 30.„Пионер". 31.Мановакуумметр. 32.Манометр сети пневмосистемы. 33.Вариометр. 34.Тахометр. 35.Термометр воды. 36.Манометр сети вооружения. 37.Трехстрелочный моторный индикатор. 38.Ручка перезарядки правого пулемета. 39.Штурвал масляного радиатора. 40.Радиоприемник. 41.Кабинная лампа. 42.Микрофонный щиток радиостанции. 43.Предохранитель гашеток. 41.Рычаг управления тормозами. 45.Кран запуска мотора. 46.Рычаг аварийного открытия замков шасси. 47.Штурвал водяного радиатора. 48.Манометр системы аварийного выпуска шасси. 49.Кран аварийного выпуска шасси. 50.Заливной насос. 51.Ручка управления масляным инжектором.
http://www.wio.ru/yak3/rle-yak7-kab.htm
("Р-7" там - это "регулятор давления наддува"):
>Як-7Б с форсированным двигателем М-105ПФ являлся фронтовым истребителем и отличался от своего предшественника Як-7Б М-105ПА, главным образом, мощностью двигателя, увеличенной со 1050 до 1180 л.с. Повышение мощности у земли и на средних высотах было достигнуто за счет изменения регулировки автоматического регулятора наддува Р-7 в сторону увеличения давления наддува p_k с 910 до 1050 мм рт.ст.
- по-моему однозначно же написано: давление наддува за регулятором - постоянно (разное - для разныx двигателей, но для одного и того же - оно всегда одно и то же, даже цифра вон приведена):
http://www.airwar.ru/enc/fww2/yak7b.html
Честно: все это для меня новость, прошу таймаут на порыться и разобраться. Если раньше привнес путаницу - неумышленно: вопрос настолько "узко-специальный" что его толковое описание вроде мне ни разу не попадалось.