От HorNet Ответить на сообщение
К СОР
Дата 14.02.2014 11:28:39 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; ВВС; Версия для печати

Крайний раз собирались в 1982

Вообще было пять условно авианосных дуэлей (мыс Энганьо не в счёт, там японцы почти не несли самолётов), из них четыре - в течении шести месяцев 1942 года: Коралловое, Мидуэй, Восточные Соломоны и Санта-Круз. Более того, Мидуэй несколько выпадает, ибо обменяться ударами амерам удалось только с одним японским АВ, "Хирю", и поскольку совершенно непонятно, отчего этот корабль был оставлен экипажем (причины крайнего взрыва в 23.58 и был ли он вообще - неизвестны), реальную пищу аналитикам дали только три сражения, из которых наиболее интересным и важным, на мой взгляд, является самая первая авианосная драка, Коралловое море.
Так вот, формат "авианосцы против авианосцев" с точки зрения математического моделирования является задачей с открытым решением, то есть не имеет частного решения ни для одного набора исходных данных, не говоря уже о решении для общего случая. В переводе на нормальный язык это означает, что слишком много вероятности придётся отнести на "повезёт или нет". Дело в основном в том, что конфигурация и последовательность поисковых и ударных групп, запускаемых с одного авианосца с целью найти и уничтожить другой, не имеет общей области с конфигурацией и последовательностью патрульных и эскортных групп истребителей даже при условии, что связность ангарно-палубных операций равна единице (реально она около 0,3). Иными словами, сам авианосец как боевая система, основная функция которой состоит в обеспечении максимального количества взлётно-посадочных операций за минимальное время при необходимом и достаточном качестве и времени топливного и оружейного обеспечения ЛА, является системой с КПД около 0. Такая система не может быть использована в алгоритме поражения себе подобной в принципе, и всё, что можно сделать - и для техники и технологий 2МВ, и сейчас - это добиваться экстенсивного ресурсного роста, то есть увеличивать количество авианосцев, решающих единую задачу в составе одного оперативного или оперативно-тактического соединения. Относительно приемлемая единица для такого рода дуэли, таким образом - это авианосное соединение из двух и более кораблей, "авианосец" в единственном числе из понятия "авианосная дуэль" выпадает напрочь как абсолютно неэффективная модель, очень сильно проигрывая по эффективности линкору в модели "ЛК vs ЛК" . Поэтому, если у противника в одном соединении, например, пять кораблей, ты должен выставить грубо шесть, или пять плюс береговой аэродром рядом, или четыре плюс два аэродрома, и т.д.
Всё это слишком дорого, требует специально подготовленных авиагрупп и, что ещё важнее, штабов, и... "может элементарно не повезти". Авианосная дуэль - слишком непредсказуемое мероприятие. Если её можно избежать - лучше избегать. Вот примерно такой вывод была сделан в 1943 году штабом Тихоокеанского флота США. И летом 1944 Спрюэнс в строгом соответствии с рекомендациями своего заклятого друга Тауэрса сделал именно это: избежал дуэли как обмена ударами, предпочтя сосредоточить усилия команд авианосцев и авиагрупп на отражении японских атак и потом посмотреть, что из этого выйдет, оставив попытки трепать японские авианосцы в ходе дневного боя другим силам - подводным лодкам. Вышло неплохо, и ответный авианосный удар Спрюэнс нанёс лишь на следующий день и по однозначно отходящим японцам. Эта модель и её реализация была много раз раскритикована эмоциональными и бестолковыми авиаторами типа Хэлси и ему подобных, но их обычная модель симметричного обмена ударами значительно рискованнее.
С течением времени ситуация стала ещё хуже, т.к. с переходом на реактивную технику, развитую авионику и ракетное оружие стало больше время и стоимость обслуживания, рефьюелинга и реарминга и возросла общая стоимость небоевых потерь. Кроме того, в извечный дисбаланс вопроса "из каких самолётов в каких количествах должна состоять авиагруппа" добавились ДРЛО, танкеры, противолодочники и спасатели как обязательные компоненты, и все они вынуждены вписываться в и без того не имеющий внятной модели даже в мирное время цикл ангарно-палубных операций.
Общий вывод: среди шести типовых задач авианосца одна, а именно роль capital ship, то есть корабля, предназначенного для сражения в море с себе подобным, является наименее эффективной и предсказуемой по результатам. Во всяком случае до тех пор, пока авианосцы не обладают безразмерной авиавместимостью и не способны переконфигурировать и восполнять состав авиагрупп (как технически, так и кадрово) в режиме реального времени с использованием неограниченного технического и кадрового ресурса.