От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К linze Ответить по почте
Дата 14.02.2014 16:57:17 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: Попытка обобщить

>1) Выжить любой ценой, выжав для этого из окружающей среды максимум возможного. Отношение к жизни предельно утилитарное, рациональное, циничное. К врагам - лютое.

>2) Любая жизнь имеет ценность. Сохранение же собственной жизни не является абсолютом. Рациональное мышление дополняется, скажем, духовным. Как пример: "мы ответственны за тех, кого приручили". Такие люди мыслят и черпают силу в духовном, символах, смыслах.

>Достаточно ли полно я описал позиции спорящих?

Нет. Вы как водится описали полярные позиции. Между тем мировозрение не дискретно.

>Считаю, что переубедить друг-друга в подобном споре малореально, так как эти позиции основываются на различном жизненном опыте.

согласен.

>Лично я считаю, что предельный рационализм безжалостен, отрицает гуманизм и как следствие вообще всю культуру. Я уже раньше приводил пример Пахмутовой, которая получала в Школе для особо одарённых детей паёк рабочего оборонного предприятия. Уже приводили в пример Шостаковича. Если это было важно сохранить и развивать, значит люди не мыслили предельно утилитарно.

Это как раз нормально. Предельный рационализм не отрицает значения морального фактора. Предельный рационализм допускает, что разные люди имеют разную "ценность" для дела и этим оправдывается неравномерность распредления дефицитных благ.

>Бегемотиха же - "борьба на дальних подступах" с таким рациональным и утилитарным явлением (в тех условиях) как каннибализм. Символ борьбы с расчеловечиванием.

Предмет спора именно в частности. Тождествены жизни животных человеческим жизням или нет.