|
От
|
SSC
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
16.01.2014 18:17:16
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
Шамшурин и КПП КВ-1(с)
Здравствуйте!
Есть такая книжка - "Конструктор Н.Л. Духов и его школа". Выдержки из неё можно найти здесь:
http://www.famhist.ru/famhist/tanki/000008d6.htm
В этой книге в частности есть глава про усовершенствование Шамшуриным КПП КВ-1.
http://www.famhist.ru/famhist/tanki/00049583.htm
Написано следующее (по порядку важности):
1) "Картер коробки передач изготовлялся не из дорогостоящего силумина, как прежде, а из чугуна. На старых коробках из-за разности коэффициента линейного расширения силумина и стали происходили разрушения конических подшипников, износы зубьев шестерен. В данном случае этот дефект исключался из-за близости коэффициентов линейного расширения стали и чугуна."
Думаю, здесь особые комментарии излишни. Возникнования люфтов в посадочных местах подшипников при разогреве в процессе работы, даже без разрушения подшипника => люфты в посадке валов => люфты в зацеплении шестерён => все радости жизни, типа выкрашивания и т.п.
2) "Впервые вместо легированных дорогостоящих конструктивных сталей Шамшурин применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей термообработкой токами высокой частоты."
Тоже вполне понятно. Закаливать шестерни традиционными методами в СССР похоже не умели, поэтому для изготовления использовали специальные стали. Обработка таких сталей - кошмар технолога, поэтому неудивительно что при резком расширении производства началось "...нарушение технологии при изготовлении и введение заменителей без испытаний"
Данное решение Шамшурина т.о. позволило резко повысить технологичность КПП.
3) "Николаю Федоровичу удалось выбрать кинематическую схему с лучшей динамикой, большими резервами прочности, меньшими габаритами."
Поскольку габариты коробки даже уменьшились, то заметно снизить нагрузки на шестерни 1й ступени и з.х. вряд ли удалось (при одинаковом входном моменте усилие на зубьях обратно пропорционально диаметру шестерни, т.е. является функцией габарита КПП). Но, возможно, Шамшурину удалось перекомпоновать шестерни и выделить место для увеличения диаметра вышеназванных шестерней.
С уважением, SSC