От SSC Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.01.2014 18:17:16 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Шамшурин и КПП КВ-1(с)

Здравствуйте!

Есть такая книжка - "Конструктор Н.Л. Духов и его школа". Выдержки из неё можно найти здесь:
http://www.famhist.ru/famhist/tanki/000008d6.htm

В этой книге в частности есть глава про усовершенствование Шамшуриным КПП КВ-1.
http://www.famhist.ru/famhist/tanki/00049583.htm

Написано следующее (по порядку важности):

1) "Картер коробки передач изготовлялся не из дорогостоящего силумина, как прежде, а из чугуна. На старых коробках из-за разности коэффициента линейного расширения силумина и стали происходили разрушения конических подшипников, износы зубьев шестерен. В данном случае этот дефект исключался из-за близости коэффициентов линейного расширения стали и чугуна."

Думаю, здесь особые комментарии излишни. Возникнования люфтов в посадочных местах подшипников при разогреве в процессе работы, даже без разрушения подшипника => люфты в посадке валов => люфты в зацеплении шестерён => все радости жизни, типа выкрашивания и т.п.

2) "Впервые вместо легированных дорогостоящих конструктивных сталей Шамшурин применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей термообработкой токами высокой частоты."

Тоже вполне понятно. Закаливать шестерни традиционными методами в СССР похоже не умели, поэтому для изготовления использовали специальные стали. Обработка таких сталей - кошмар технолога, поэтому неудивительно что при резком расширении производства началось "...нарушение технологии при изготовлении и введение заменителей без испытаний"

Данное решение Шамшурина т.о. позволило резко повысить технологичность КПП.

3) "Николаю Федоровичу удалось выбрать кинематическую схему с лучшей динамикой, большими резервами прочности, меньшими габаритами."

Поскольку габариты коробки даже уменьшились, то заметно снизить нагрузки на шестерни 1й ступени и з.х. вряд ли удалось (при одинаковом входном моменте усилие на зубьях обратно пропорционально диаметру шестерни, т.е. является функцией габарита КПП). Но, возможно, Шамшурину удалось перекомпоновать шестерни и выделить место для увеличения диаметра вышеназванных шестерней.

С уважением, SSC