От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.01.2014 16:39:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Искусство и творчество; Версия для печати

К вопросу о временных рамках операции "Багратион" в советской историографии.

Пару лет назад я приобрёл сборник «Операция «Багратион» http://www.ozon.ru/context/detail/id/6143551/
состоящий из трёх ДСП работ, взятых из сборников материалов по изучению опыта войны № 15 и 18 (М., 1945). И в предисловии к этому сборнику (автор – В. Гончаров, на нашем форуме – Владислав) было написано следующее (с. 3-4):

«Тем не менее Белорусская операция сравнительно слабо освещена в отечественной исторической литературе. По ней до сих пор не существует объемистых монографий, как по Московской, Сталинградской, Курской или Берлинской операциям. Более того, в 1945 году сами рамки операции очерчивались совсем иначе, чем сейчас: «С разгромом трех немецких армий в Белоруссии и с выходом советских войск на линию, проходившую южнее Двинска, восточнее Каунаса, по Неману до Гродно, западнее Волковыска и Пинска, Белорусская операция, проводившаяся в тесном взаимодействии четырех фронтов, в основном была закончена»*. Задачи на дальнейшее наступление были поставлены Ставкой только в середине июля, по итогам выявившихся успехов.

Однако постепенно рамки Белорусской операции были искусственно расширены за счет включения в нее действий во второй половине июля и в августе 1944 года. Изначально операция «Багратион» планировалась на глубину до 300 км, т.е. до рубежа Утена, Вильнюс, Лида, Барановичи, причем участие в ней центра и левого крыла 1-го Белорусского фронта не предполагалось. Но в конце 1950-х годов в нее были включены последующие действия на рижском и восточно-прусском направлениях, хотя деление на два последовательных этапа еще сохранилось. В 1960-х годах к ним прибавилась Люблин-Брестская операция 1-го Белорусского фронта и дальнейшее наступление к Висле и на Варшаву, а четкое деление на два этапа незаметно исчезло, все указанные операции были объединены под общим названием Белорусской. В итоге получилось так, что блестящий успех, достигнутый за 23 дня наиболее удачной за всю войну операции советских войск, размылся результатами операций последующих полутора месяцев, далеко не столь же удачных».

* - Сборник материалов по изучению опыта войны № 18 (май-июнь 1945 г.). Управление по использованию опыта войны ГШ КА. М.: Воениздат, 1945. С. 142.

При первом прочтении у меня этот отрывок не вызвал никаких возражений. Однако, за прошедшее время, мне удалось довольно основательно ознакомиться с советской историографией 50-х годов, и потому, когда я недавно пользовался этим изданием, во мне зародилось сомнение в корректности этого утверждения (про конец 50-х – 60-е).

Попробуем пройтись по историографии задом наперёд (от более поздних изданий к более ранним), чтобы обнаружить точки изменений. За начало возьмём 4-й том «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945» (М., 1962). Датой завершения операции в нём считается 29 августа (С. 198). Карта операции:


[826K]



Далее «Боевой путь Советских Вооруженных Сил» (М., 1960). Описание операции заканчивается примерно 1 августа (С. 436-437), однако в схеме операции показано и продвижение в августе:


[504K]




[543K]



В издании «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткий очерк» Б. С. Тельпуховского (М., 1959) завершение операции относится тоже примерно 1 августа (С. 364-365), на схеме даже не показана линия фронта на эту дату:


[547K]



Обратимся к трём изданиям 1958 года, секретным («Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», том III; «Боевые действия Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», том II) и не очень («Вторая мировая война 1939-1945 гг. Военно-исторический очерк»). Готовились они практически одним и тем же коллективом, везде ответственным редактором был генерал-лейтенант С. П. Платонов. И так же везде Белорусская операция заканчивалась 29 августа (С. 282, 71 и 593 соответственно).

В 1956 году вышла книга, посвящённая только Белорусской операции – п-к К. А. Маланьин «Разгром фашистских войск в Белоруссии. (Пятый удар – 1944 г.)». В ней окончание Белорусской операции датируется концом августа (С. 127), но так же упоминаются бои 1-го и 2-го Белорусского фронтов в первой половине сентября. Схема из книги:


[516K]



В том же году вышел сборник статей «Важнейшие операции Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» под общей редакцией полковника П. А. Жилина. В нём датой окончания Белорусской операции считается 29 августа: «Белорусская стратегическая операция состояла из ряда операций. Одной из таких фронтовых операций была Люблинско-Брестская наступательная операция, проведенная войсками 1-го Белорусского фронта в период с 18 июля по 29 августа 1944 года» (С. 364). Схема из книги:


[429K]



В 1955 году Институт истории АН СССР выпустил объёмную работу «Очерки истории Великой Отечественной войны 1941-1945» (М.: Наука). Общее описание Белорусской операции заканчивается 1 августа (освобождение Каунаса, захват плацдармов на западном берегу Вислы), но так же упоминаются операции в августе-сентябре (С. 353). Схема из книги:


[136K]



В книге С. З. Голикова «Выдающиеся победы Советской Армии в Великой Отечественной войне» (М., 1954. 2-е изд.) описание операций ограничивается концом июля, упоминаются освобождение Шауляйя, Иелгавы (Митавы), Белостока и Бреста (С. 165-167).

В книге полковников Ф. Д. Воробьёва и В. М. Кравцова «Победы Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945. (Краткий Очерк)» (М., 1953) окончание Белорусской операции относится фактически к середине сентября: «С выходом на рубеж Тарта, Валга, Мадона, Иелгава, Сувалки, Остроленка, река Висла советские войска завершили второй этап наступательных операций» (С. 305). Схема из книги:


[494K]




[554K]



В том же 1953 году в Военной академии им. Фрунзе вышло учебное пособие полковника М. М. Минасяна «Разгром немецко-фашистской группы армий «Центр» в Белоруссии, Литве и Восточной Польше (Пятый удар)». Завершение операции в ней датируется концом июля (С. 129), но так же есть упоминание и об августовско-сентябрьских операциях (Там же).

Годом ранее у того же полковника Минасяна вышла более общедоступная, но менее подробная работа «Победа в Белоруссии. Пятый Сталинский удар» (М.: Воениздат). В ней тоже описание операций завершается 31 июля – 1 августа (С. 46-47) и есть упоминание о боевых действиях в августе-сентябре (С. 49). Схема из книги:


[424K]




[449K]



Но, видимо, первой публикацией товарища Минасяна на тему Белорусской операции можно считать статью в полусекретном (на обложке «только для генералов, адмиралов и офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота») журнале «Военная мысль» (1951. № 6. С. 24-41). В ней он чётко датирует операцию 23 июня – 31 июля (С. 28), разделяя её на четыре этапа (23-28 июня, 29 июня – 4 июля, 5-16 июля, 17-31 июля). Боевые действия в августе-сентябре опять же упоминаются (С. 34). Схема из журнала:


[428K]




[406K]



Второе издание «Большой Советской Энциклопедии» тоже не обошла вниманием Белорусскую операцию. В 4-м томе (М., 1950) была напечатана соответствующая статья, где операция описывается до конца июля – начало августа (С. 468). Карта из энциклопедии:


[348K]



Следует добавить, что к недостаткам этой статьи, отмеченных в обзоре «Военные вопросы в новом издании Большой Советской Энциклопедии (Обзор 3, 4 и 5 томов)» (Военная мысль. 1951. № 12. С. 82-83) отнесли отсутствие описания «при каких обстоятельствах была окружена брестская группировка противника и каким образом советские войска начали освобождение союзной нам Польши. Выпадает из поля зрения и такой важный итог Белорусской операции, как выход советских войск к реке Висла южнее Варшавы, форсирование ее и овладение крупными плацдармами на западном берегу».

И, наконец, последнее из имеющихся изданий – А. Крутиков «Великая Отечественная война Советского Союза. Популярный очерк» (М.: Воениздат, 1947). Операция в нём описывается в основном до конца июля, а на варшавском направлении до середины сентября: «Немцы пытались удержать плацдарм на правом берегу Вислы в районе Варшавы. До половины сентября шли ожесточённые бои в районе Праги – предместья Варшавы. 14 сентября советские войска, совместно с частями 1-й польской армии, штурмом взяли крепость Прагу. Немцы лишились последнего плацдарма на восточном берегу Вислы. Наши войска южнее Варшавы захватили плацдарм на западном берегу реки, создав тем самым условия для дальнейшего наступления к границам фашистской Германии» (С. 135-136). Схема из книги:


[348K]



Какой же вывод можно сделать из обзора? Прежде всего, следует сказать, что сам Иосиф Виссарионович определял рамки 5-го удара следующим образом: «В результате этого удара наши войска: а) полностью освободили Белорусскую советскую республику; б) вышли на Вислу и освободили значительную часть союзной нам Польши; в) вышли на Неман и освободили большую часть Литовской советской республики; г) форсировали Неман и подошли к границам Германии». Видно, что этих рубежей советские войска достигли только к началу августа. Все дальнейшие колебания в историографии шли только вокруг вопроса «включать или не включать операции августа (или даже сентября)?». Решился он положительно во второй половине 50-х годов (начиная с изданий 56 года, подготовленных в 55-м), но с некоторыми рецидивами вроде работ Тельпуховского или «Боевой путь Советских Вооруженных Сил».

Ещё добавлю, что хотя, как пишет В. Гончаров, «задачи на дальнейшее наступление были поставлены Ставкой только в середине июля, по итогам выявившихся успехов», запланированы они были значительно раньше:

«Замысел Белорусской операции последовательно появляется на картах оперативного управления от 4 апреля, 18 и 30 мая. Причем если на первых двух показан только первый этап операции, то на третьей разработка замысла доведена до рубежа дальнейшей задачи фронтов и показано развитие наступления в глубь Прибалтики, Восточной Пруссии и Польши». (Михалев С. Н. Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени. М., 2003. С. 399).

Схема замысла:


[220K]



С уважением, Пауль.