От sergeyr Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 10.01.2014 14:21:36 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Ну тогда...

> Что такое в ващем представлении "оперативная дистанция"?

Я же написал с самого начала и повторял чуть менее, чем в каждом ответе: границей между тактическим и оперативным маневром можно считать 2-дневный переход.

> Зачем вьючить что-то (что?) в таких количествах?

Дубовая зима. Река во льду. Открытой травы нет, выкапывать корешки из-под снега или искать пейзанские заначки при ускоренном переходе некогда.
Конячки не отжиревшие по благополучно-мирному времени, гонять их без еды нельзя. Значит фураж нужно везти с собой.
Обоз оставили позади.
Значит везти надо вьючно.
Выше приводили, что конячке при движении нужно 15-20кг зерна в сутки, но зерна и на людей не напасешься, а сеном-соломой (да еще отсыревающими зимой) это будет больше. Но отложимся на то, что какой-то фураж по дороге всё же удастся откопать - так что пусть остается 20кг на конячку в день, по-скромному.
Минимальный оперативный переход - два дня, пусть на третий-четвертый день предполагается сражение (скоротечным оно никак не будет - это Спарта Рим!). Обоз всё еще позади, за это время он передовую армию не нагонит. Значит нужно брать фураж из расчета на 4 дня.
Известно, что на монгольского всадника приходилось не менее 2 конячек, а восхищенные зрители пишут что и до пяти. Возьмем 3 конячки на всадника.
3*4*20 (фураж на 3 конячки на 4 дня) + 100 (1 всадник с причиндалами) = 340 кг. Больше 110 кг на каждую!

К моменту боя полегчает, но в сами форсированные переходы им придется всё же тащить больше 80 кг.

> Как эти представления вписываются в реальные зимние походы монголов?

Да вроде бы так, что монголы в этих походах не выполняли таких сложных задач - им не нужно было _одновременно_:
1. Делать ускоренные оперативные переходы, оставляя обозы позади.
2. Быть при этом готовыми к сражению с мощной пехотой.

Т.е. они либо шли по не настолько замерзшей местности (травка пусть вялая, но есть - только через крупную реку по льду тогда не перейдешь), либо же шли дубовой зимой, но не столь спешно, с обозом, не отрываясь от него далеко, и одновременно, благодаря не столь спешным переходам, успешно успевали фуражироваться (откапывать корешки и пейзанские заначки).