|
От
|
Пауль
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
19.12.2013 12:21:51
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки; 1941; Суворов (В.Резун);
|
|
Про Солонина и автомобили.
Этим летом в ЖЖ я мимоходом указал на слабое место в одном построении Марка Семёновича, теперь же хочется отписаться поподробнее.
Сначала пространная цитата:
"Теперь перейдем к самым обобщенным данным. Для чего снова обратимся к официальнейшему источнику - многократно цитированной монографии российского Генштаба "Гриф секретности снят". Составители этого труда поработали на совесть. На четырнадцати страницах перечислены потери вооружений и боевой техники по годам войны. Танки -отдельно, пушки - отдельно, гаубицы 122-мм отдельно от гаубиц 152-мм, и т. д. Причем потери выражены не только в абсолютных цифрах, но и в процентах от "ресурса", т.е. совокупного количества техники, имевшейся в войсках на начало периода и поступившей из промышленности (по ленд-лизу, из ремонта).Так вот, за второе полугодии 1941 г. проценты потерь чудовищно велики: 73 % танков, 70% противотанковых пушек, 60% гаубиц 122-мм, 63% гаубиц 152-мм, 62 % ручных пулеметов, 65% станковых пулеметов, 61 % минометов... Хотя, казалось бы, ну что может сломаться в миномете ? Труба - она и есть труба... На этом мрачном фоне бросаются в глаза два "светлых пятна": орудия крупного и особого крупного калибра (203-мм и более) и … автомобили. (2, стр. 352-363)
Очень низкие ( 9,1 % ) цифры потерь тяжелой артиллерии РГК представляют собой характерный пример того, что называется "исключение, подтверждающее правило". Разумеется, минометы (пулеметы, пушки) не сломались. Они "остались на территории, занятой противником". Тяжелая артиллерия (а она и вправду была тяжелой, от 17 до 45 тонн) не "осталась", так как в первые же дни войны была выведена с территории западных военных округов в глубокий тыл. Маршал артиллерии Н.Д. Яковлев (начальник ГАУ в годы войны) вспоминает...
Трудно сказать, стоит ли гордиться таким решением, но оно было принято, и из 1018 тяжелых орудий было потеряно не более сотни. Но по какой же причине рекордно низкими(33% к ресурсу) оказались потери автомобилей?
Как такое может быть? Примитивные "полуторки" и немногим превосходящие их ЗИСы оказались в два раза надежнее и долговечнее миномета? Фанерные кабинки оказались прочнее танковых бронекорпусов? И бензин для своевременного отъезда с "занятой противником территории" нашелся? Автомобиль - это ведь не лошадь, и уж тем более не красноармеец - сколько не "дави на сознательность", а без горючего он и с места не сдвинется... Но, может быть, мы просто чего-то важного не понимаем ? Может быть, есть какой-то неведомый нам закон войны, по которому боевая живучесть фанерных автомобилей выше живучести бронированных танков?
Эти сомнения не давали мне покоя, пока я не открыл хорошо известную специалистам монографию Рейнгардта "Поворот под Москвой". (88, стр. 381) В конце книги "битого гитлеровского генерала" помещена табличка с цифрами потерь вооружения и боевой техники (включая автомобили) вермахта на Восточном фронте в 1941 г. И последние сомнения пропали. Чудес не бывает - потери автомобилей в воюющей армии в десятки раз превосходят потери танков:
танки автомобили k=
Красная Армия 20 500 159 тыс. 8
Вермахт 2 831 116 тыс. 41
Разница цифр разительная. Мы пока не обсуждаем вопрос о том, что потери отступающей Красной Армии больше потерь наступающего вермахта. Тому можно найти или придумать множество "объективных" причин. Но в вермахте на один потерянный танк приходится 41 автомобиль, а в Красной Армии - всего 8. И это все - в среднем за второе полугодие 41-го года. Но в Красной Армии (в отличие от вермахта) танки "закончились" гораздо раньше, поэтому такая оценка сильно искажает реальную картину. Если же рассматривать структуру потерь мехкорпусов Юго-Западного фронта за первые три недели войны (пока еще танки были в наличии), то там число потерянных автомашин и танков практически равно, или даже танков потеряно в абсолютных цифрах больше, чем машин!
Столь же красноречиво и соотношение потерь минометов и автомашин в двух армиях. Вермахт теряет всего 17 минометов на одну тысячу потерянных автомашин, а Красная Армия - 116 минометов на тысячу.
82-мм мин-ты автомобили k=
Красная Армия 18 500 159 тыс. 9
Вермахт 1 974 116 тыс. 59
Все очень просто. Вермахт воюет. Да, воюет ради грабежа чужой земли, выполняя преступную волю бесчеловечного режима. Но немецкая армия воюет, и поэтому она прежде всего бережет свои танки и минометы.
А с машинами - как получится. Вот поэтому у них "опели", "даймлеры" и "мерседесы" и ломаются в 59 раз чаще, чем минометные трубы - что совершенно логично и технически оправдано. Красная Армия с первых же часов войны превращается в толпу вооруженных беженцев. А для деморализованной, охваченной паникой толпы танки-пушки, пулеметы-минометы являются обузой. Поэтому от них и спешат под любым предлогом избавиться. А грузовичок - даже самый малосильный - берегут. В результате две трети допотопных "газиков" в Красной Армии уцелели, а две трети минометных труб сломались и потерялись..." (М. Солонин. С. 399-402)
"Эти сомнения не давали мне покоя" напоминает незабвенного Владимира Богдановича с его «Я искал. Это был утомительный, нудный поиск». Сначала поправим г-на Солонина по некоторым числам.
116 тыс. у Рейнгардта (который, к слову, не был "битым гитлеровским генералом") проходят по графе "Автомашины и т. п.", то есть включает в себя не только грузовые и легковые автомобили, но и мотоциклы, тягачи, тракторы. Нужные нам данные можно узнать, например, в KTB OKW (Bd. I. S. 1105) - 24 849 легковых и 35 159 грузовых автомобилей, итого 60 008 машин. По числу потерянной бронетехники тоже можно поправить, т.к. оно не включает в себя Pz.35(t) в количестве примерно 160 штук. Итоговый коэффициент получается 20 (60 тыс./3 тыс.). Но всё равно значительно (в 2,25 раза) больше, чем у Красной Армии.
Но предлагаю посмотреть, что в Красной Армии происходило в другие годы войны, когда она, вроде бы, начала воевать. Может, коэффициент вырос?
Год Танки Автомобили k
и САУ
1942 15 100 66 200 4,4
1943 23 500 67 000 2,8
1944 23 700 32 600 1,4
1945 13 700 27 000 2,0
Удивительно, если следовать логике Марка Семёновича ("потери автомобилей в воюющей армии в десятки раз превосходят потери танков"), то Красная Армия с каждым годом воевала всё хуже и хуже, достигнув дна в 44-м году.
Для сравнения можно посмотреть, что там было дальше в вермахте (сухопутных войсках):
Год Танки Автомобили k
и САУ
1942 3 600 74 300 20,6
1943 9 200 266 900 29,0
1944 13 000 236 600 18,2
Здесь выделяется только 43-й год. Очевидно, именно этот год был пиком формы вермахта (сухопутных войск).
А вообще это типичный случай "мозгоимения" от Марка Семёновича.
С уважением, Пауль.