От Александр Антонов Ответить на сообщение
К Walther
Дата 20.12.2013 15:39:00 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

А были ещё М-101 "Изумруд", К-37 "Кристалл"

засекречивающая аппаратура КВ-радиотелефонии "Соболь-П", аппаратура засекречивания телеграфных сообщений С-308, С-309, "Селектор", С-308М и т.д. и т.п.

"...На машинную шифрсвязь в годы войны легла основная нагрузка при передаче секретных телеграмм. Только в 8-м Управлении РККА за период с 1941 по 1945 годы было обработано свыше 1,6 миллионов шифртелеграмм и кодограмм. Порой нагрузка на шифрработников Управления доходила до 1500 телеграмм в сутки. В штабах фронтов нормой считалась суточная нагрузка до 400 телеграмм, в штабах армии – до 60. Наряду с шифрами гаммирования применялись шифры многоалфавитной замены. За годы войны управлением шифровальной службы Генштаба (8-е управление ГШ) нижестоящим штабам и войскам было разослано порядка 3,2 миллионов комплектов шифров... К концу 1944 года в 130 шифрорганах Красной Армии имелась на вооружении та или иная шифровальная и кодировочная машина, а к исходу войны в эксплуатации уже находилось 396 комплектов техники специальной связи."

>я вообще не люблю криптографию, но по долгу службы вынужден был в течение полугода весь этот ужас слушать. Может про эту машину что-то и говорилось, может она даже в музее была, но я ее не помню, хотя там было много занятных штук, например телефон уровня главкома, который гнал навстречу речи абонента шум и сам же его вычитал, надежно обеспечивая защиту канала от прослушки.

"...В 1937 году для радиотелефонных каналов была разработана и подготовлена к серийному выпуску аппаратура под индексом ЕИС-3 (Егоров–Ильинский–Старицын). В течение последующих трех лет завод «Красная Заря» освоил выпуск целой серии аппаратуры простого засекречивания, подобной ЕС-2 (ЕС-2М, МЕС, МЕС-2, МЕС-2А, МЕС-2АЖ, ПЖ-8, ПЖ-8М и др.), которая подключалась непосредственно к аппаратуре ВЧ-связи СМТ-34. К 1940 году завод выпустил 262 аппарата, в основном с инверсией спектра. Принцип работы новинки был достаточно прост: инверсия с одновременной подачей в канал связи мешающего тона с высоким тембром. Этими установками в 1938 году снабдили девять междугородных правительственных линий связи. К июлю 1940 года из имевшихся 103 линий связи 50 были оборудованы аппаратурой засекречивания телефонных переговоров, а на 1 апреля 1941 года – 66 линий из имевшихся 134. В целом это свидетельствовало о невыполнении приказа НКВД от 1940 года «Об улучшении правительственной ВЧ- связи» из-за ограниченных производственных возможностей заводов «Красная Заря», No 208 и No 209, НИИ-10, а также недостаточным их финансированием..."

>Вообще, насколько я понял, с теорией у нас все было неплохо, но всё как обычно упиралось в реализацию, поэтому, например, в музее были русифицированные захваченные немецкие Энигмы, на основе которых по сути в основном и развивалась вся и наша и импортная машинная крипта доцифрового периода, по крайней мере роторных машин в музее было много.

Советские шифровальные машины того периода (кроме К-37) работали на шифрах гаммирования, а не многоалфавитной замены, использованных в Enigma. По этому "Пленные специалисты дешифровальной службы рассказывали, что наши криптограммы, зашифрованные машинными шифрами, не читались и по этой причине с 1942 года они больше не перехватывались."

Интересным был способ изготовления одноразовых перфолент случайного двузначного кода. Нет - это были не "два барака солдат с игральными костями". "...За основу был взят принцип наложения комбинаций так называемой гаммы бесконечного ключа на комбинации знаков открытого текста. В итоге получалась нечитаемая криптограмма с гарантированной стойкостью. В качестве носителя знаков гаммы использовалась перфолента, изготовленная с помощью специального устройства, получившего название – “X”... шифратор, сконструированный на электромеханических узлах, был сложным и громоздким. В основе конструкции лежал барабан, заполненный шариками. При вращении барабана через систему штырей из щелей шарики случайным образом скатывались по шести вертикальным трубкам на две движущиеся телеграфные ленты, которые были наложены одна на другую через «копирку». В результате на обеих лентах получался одинаковый рисунок – «дорожки» из случайно расположенных пятен. Затем по этим меткам ленты перфорировались. Эти ленты образовывали случайный ключ и рассылались на пункты установки аппаратуры."