От Моцарт Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.12.2013 22:35:07 Найти в дереве
Рубрики WWII; Искусство и творчество; Версия для печати

Изобретая Divisionsgeschichte


[17K]



История появления этой книги необычна.
Как-то сама собой, и довольно давно, в интернетах образовалась инициативная группа родственников и потомков солдат, воевавших в этой невзрачной дивизии. Их интересовал вопрос - почему о первых боях, зимой-весной 1742 года ничего не известно, даже на уровне армии, в которой она числилась (10, затем в 50-й). Постепенно выяснилось, что дивизию целиком угробили в калужских лесах. Возникла идея издать книгу в память тех трагических событиях, писать подрядился писатель Юновидов, доселе имеющий в активе компилятивную писучину про какие-то десанты и оборону одессы. Собрали родственники деньги и издали, тиражом 1000 экз. в твердом переплете.

Формированию дивизии в городе Фрунзе (Бишкек) посвящено немного места, и автор аллюром переходит к первым боям за деревню Залупы-малые.
Ну, думаю, это просто приём такой (как в "Гладиаторе" - эпичная пизделка с первых минут, и только затем рассказ, представление, кто такой Коммод, Марк Аврелий и Максимус), потом будет расширенный расказ о командном составе. Отнюдь. Хуй-с. Фамилия первого командира дивизии всплывает на 70 странице - его снимают с должности - командиром становится некий Немудров (да, именно так, без званий, имён, биографии и фото). Вообще, вся книга построена на творческом методе деперсонифицированной микроистории - когда описываются движения 3-й роты 2-го батальона 1268-го СП, взаимодействующей с 2-м саперным батальоном.
Юновидов "работал в архивах" - то есть переписал ЖБД за два месяца с минимальным авторским вмешательством. По счастью, начштаба в 385-й был человек образованный, с хорошим русским языком. Он перед каждым боем составлял хитромудрые проекты атаки множеством групп, расписывая и разжевывая действия чуть ли не до одиночного бойца ("просеку переходить согнувшись, перебежками"). Потом, ессно, все планы шли по пилотке.
Типичный боевой эпизод у Юновидова выглядит так: 5 страниц боевого приказа по всем подразделениям, затем описание реального боя: "встреченные шквальным огнем, подразделения залегли на опушке леса и с наступленим темноты откатились на исходные позиции".
Кстати, фамилия начальника штаба - Смирнов; об этом можно догадаться только по фотографии одного из дивизионных приказов (дорогие читатели, вы понимате, какую ебалу я рецензирую?).
Странно читать такие книги, особенно на фоне дивизионных историй от Романа Пономаренко (которые я не боготворю, но котирую довольно высоко). В его книгах, посвященных какой-нибудь сраной 32-й дивизии СС, просуществовавшей два месяца, вы найдете портрет батальонного ветеринара, вкупе с краткой справкой (биография, награды, № членского билета войск СС), если он хоть раз промелькнул в тексте.
Кстати, враг в книге Юновидова упомянут всего единожды, это 316 ПД вермахта. Более автор ничего не соизволил о них сообщить. Я понимаю, что за работу с NARA родственники не набрали денег, но хоть по открытым источникам можно было что-то написать о противнике, а то как 70-е: абстрактные немцы на абстрактных танках.

Если до середины книги я считал Юновидова обычным дуралеем (не таким, как предыдущий собкор газеты жирокомбината Михеенков, дурость многогранна и безгранична), то с второй половины изменил точку зрения на "М$#%к".
Рассказ о дивизии, к которой вы уже начали привыкать, обрывается ровно на половине книги. Вторая половина заполнена вот чем:
1. Компиляшка о контрнаступлении под Москвой и Ржевско-Сычевской операции, самого общего плана, списанной абзацами с Вики или какой другой обзорной истории. Понять, какова роль в этих бойнях не то что 385-й дивизии, а всей армии невозможно, она поминается один раз ("обеспечивала фланг, активно сковывая противника").
2. Научный труд Наполеоновидова о способах постройки укрепленных пунктов и методах их штурма. Понятно, что прочитав 1 ЖБД, уже можно строить теории, "мудрец по капельке воды узнает об океане". Если в первой, исторической, части "12 апреля 1942 года 4-я рота 1-батальона 1270 СП катила бочки с песком, чтобы заблокировать амбразуры", то в методичке стало "часто применялись бочки с песком", и так далее по другим эпизодам.
3. Рассказ поисковика о работах на месте боев для газеты "Калужский край" за 1987 год.
4. Стих.
5. Воспоминания родственников о павших солдатах и письма с фронта. Понимаешь, что ни смертельная битва с захватчиками, ни тысячекилометровые расстояния не могут остановить осатаневшую тп от ебания мозга окопному мужу.
7. Вклейка с фотографиями знамен части и несколькими групповыми снимками 1943-45 годов. В тексте есть микросхемы боев (уже хорошо) и портрет Г. К. Жукова. На месте боев, в Барятынском районе Калужской области, а по сути пятачке размером 5х2 километра, автор, гордо носящий орденскую ленту "работающий в архивах с первоисточниками", побывать не удосужился, фоток, соответственно, нет.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что писатель всегда немножко волшебник. Юновидов вызвал из небытия несколько тысяч человек (вы что-нибудь раньше слышали о 385-й? Вот-вот, я тоже), а затем их же и закопал, теперь уже навсегда, забетонировал и пирамидку поставил. Дивизионная (полковая) история всегда строится на персоналиях, а тут командиры полков не все помянуты. Да и тем, кому повезло, присутствуют на страницах подчас без инициалов. Понятно, что сбор денег для написания нормального памятного труда уже не будет предпринят, всё останется как есть. Вот что значит доверить свои сбережения полному девственнику в этой области. При совке писали лучше: да, немцев тоже не исследовали, о потерях нигугукали, слог был суконен, но страницы пестрели фамилиями павших и выживших.

Однако, это книгу стоит купить.
Деньги надо помочь людям отбить. По моим прикидкам, это издание стоило 250.000.
Но главное:
Книга уникальная. Я ещё не встречал произведений, посвященных полному итоговому нулю. Есть масса книг о победах, много о тяжелых боях, прилично о страшных разгромах и катастрофах. Есть книги о Семилетней войне, где вообще непонятно, кто победил. Но нет ни одной, где в итоге трёхмесячных наступательных операций было достигнуто полное ничего. Понятно, что в формате микроистории не может быть разгрома немцев под Москвой. Но здесь не водружено знамя на высоте 165, не занята вражеская траншея, символизирующая весь советско-германский фронт, не захвачен или удержан плацдарм на речке Мочухе.
385-я дивизия вышла к пунктирному оборонительному рубежу заурядной и замерзающей немецкой ПД 8 февраля 1942 года и от него ушла в апреле того же года, не взяв ни одного окопа, ни одной деревни, ни одной сраной ебаной будки обходчика.
Это стоило некоторого количества погибших, "на войне без жертв не бывает".

За свои попытки овладеть такими форпостами и цитаделями Восточного фронта как деревни Прасолово, Сининки и Лощихино, дивизия заплатила 9.654 убитыми и ранеными (пленных не было, так как все бои происходили по шаблонам безнаказанного расстрела атакующих волн пехоты).

Невольно проникаешься уважением к Жукову и его командармам. Ну, то, что Георгий Константинович мясник, это не новость. Но здесь отлично показано, что он превосходный мясник - а это вовсе не сумасшедший, бегающий в крови по цеху с топором. Хороший мясник работает ножом и отличается тем, что не оставляет на костях ни полоски мяса. Когда Юновидов внезапно закончил повествование, в трёх стрелковых полках усиливать натиск на врага оставалось по 40-50 бойцов.