Вот так рождаются нездоровые альтернативы (Зимняя война).
"Ноябрьские и декабрьские бои в Восточной и Северной Финляндии имели большое оперативное значение, так как отвлекли с главного стратегического направления значительные силы противника и создали угрозу выхода советских войск в тыл главной группировки финнов, оборонявших "линию Маннергейма". Однако успех войск, действовавших севернее Ладожского озера, не был развит. Это была серьезная ошибка, так как удар во фланг и тыл "линии Маннергейма" способствовал бы победе при меньшем расходе сил и средств". (История отечественной артиллерии. Том III. Артиллерия Советской Армии до Великой Отечественной Войны (октябрь 1917 г. - июнь 1941 г.). Книга 8. Советская артиллерия в период между гражданской и Великой Отечественной войнами (1921 г. - июнь 1941 г.). М.-Л., 1964. С. 578.)
Довольно неожиданный вывод (про серьёзную ошибку и неразвитый успех) сделал к.в.н. полковник Н. Е. Гребенюк (автор главы про использование артиллерии в советско-финляндской войне), хотя несколькими страницами ранее, в описании боевых действий 8-й и 9-й армий, относительно откровенно рассказал о неудачных действиях советских войск:
"Успешное продвижение 18-й и 168-й дивизий создало угрозу выхода советских войск на фланг "линии Маннергейма". Ввиду этого финское командование основное внимание сосредоточило на этом направлении. С целью ликвидации нависшей угрозы финны частью сил армейской группы Хеглунда остановили наступление на укрепленном оборонительном рубеже, а другой частью сил (главным образом подвижными лыжными батальонами и полками) предпринимали многочисленные контратаки во фланг и в промежутки между частями. Несмотря на острую недостачу боеприпасов и на то, что дивизиям пришлось вести бои почти в полном окружении, ожесточенные атаки противника успеха не имели... Сложившаяся обстановка к середине декабря 1939 г. вынудила командование 8-й армии перейти к обороне". (С. 573-574)
"На ухтинском направлении (рис. 197) наступала 163-я стрелковая дивизия, которая, преодолев по бездорожью приграничную полосу, 7 декабря заняла Суоммусалми - важный узел дорог, откуда идет кратчайший путь на Пуоланко и далее к Улеаборгу. Угроза продвижения 163-й дивизии к Ботническому заливы вынудила финнов подвести к этому направлению максимально возможные силы. ВСкоре против 8-9 батальонов 163-й дивизии действовало свыше 14 батальонов финнов. В результате упорных боев и в исключительно тяжелых условиях подвоза боеприпасов дивизия вынуждена была оставить Суомуссалми и отойти к Юнтусранта, где перешла к обороне.
...
В помощь 163-й дивизии от Важенвара были выдвинуты части 44-й дивизии, но оказать помощь они не сумели. Командование дивизии проявило нераспорядительность, незнание театра военных действий и тактики противника. В сложных условиях боевой обстоновки оно растерялось, потеряло управление войсками и бежало с поля боя. В результате части 44-й дивизии потерпели поражение. Они отошли и заняли оборону на девятом километре от границы, седлая дорогу на Суомуссалми". (С. 575)
"Тяжелая обстановка сложилась и для 54-й дивизии, наступавшей на ребольском направлении. Выдвинувшись в район Кухмониеми и Корписалми, дивизия (8-9 батальонов) была остановлена упорным сопротивлением противника, сосредоточившего здесь до 16 батальонов. Противник при содействии сильного артиллерийского огня предпринял контратаку, в результате которой ему удалось блокировать части 54-й дивизии. 45 дней советские воины мужественно отбивали все атаки противника, нанося ему значительные потери. Прикованные упорным сопротивлением значительные силы финнов так и не смогли сломить их сопротивление". (С. 575, 577)