Свой "Штирлиц" был и у Хмельницкого
В противовес российскому шпионажу в Украине, Батько Хмель создал собственную контрразведку
В XVII cтолетии разведчики из Московии буквально наводнили территорию Украины. Особено активизировались российские агенты накануне освободительной войны 1648 — 1654 гг. Чтобы обезопасить свое государство, гетман Богдан Хмельницкий создал разветвленную эффективную тайную службу.
Московских шпионов засылали в Украину в основном в составе посольств.
Во время пребывания россиян в Переяславе и Чигирине разведывательная миссия была возложена на подъячих Портомоинова и Ключарева, входящих в состав посольства Бутурлина. Всем российским миссиям, направлявшимся в Украину на «промысел вестей», давались инструкции, предписывавшие «про всякие тамошние вести разведывать и записывать подлинно», «… у гетмана однолично им праведывати подлинно, чтоб государю про все было ведомо», «записку беречь у себя накрепко», «разведывать в тайне», «разведывать всякими мерами, а чтобы было не знатно». Любая информация перепроверялась по нескольку раз. Весть, услышанная разведчиком из уст самого гетмана, также подлежала уточнению «у писарей и у иных знатных людей».
Агентурное ремесло россиян было поставлено на профессиональные рельсы. Царские шпионы, или, как их называли в XVII веке, конфиденты, проявляли чудеса сноровки и изобретательности. Особенно преуспел в шпионском ремесле подъячий Портомоинов — профессиональный разведчик, замаскированный под дипломата. Гетман Выговский «вычислил» умелого шпиона и отдал приказ об аресте. Однако ушлый россиянин сумел выудить из своих караульных необходимую информацию, и за солидное вознаграждение стражники помогли ему бежать.
На службе у российских «охотников за вестями» состояли и наши соотечественники: лубенский бурмистр Петр Котляр, прилукский полковник Л. Горленко и нежинский протопоп Адамович, которые за соболиные меха или иные милости царя выведывали для Московии государственные тайны.
Среди шпионов, работавших на Москву, были даже священники: отец Арсений Суханов и завербованный воеводой Семеном Прозоровским игумен Батуринского монастыря святого Николая Чудотворца Иона. Имевший доступ в митрополичью канцелярию, Иона обязался добывать «всяких тамошних вестей подлинно».
Видя беззастенчивый шпионаж россиян, Богдан Хмельницкий в рекордно короткие сроки создал службу безопасности. Очевидцы утверждали, что по уровню подготовки и качеству работы казачья тайная служба занимала довольно высокое место среди европейских «контрразведок» того времени.
В начале освободительной войны 1648 г. украинское «КГБ» возглавлял надворный писарь Черник. Затем — Иван Кучевый-Миньковский и Лаврин Капуста.
Руководил контрразведкой украинского государства лично гетман Хмельницкий. Говорят, что он любил повторять: «Якби моя сорочка довідалася про те, що я замислив, я б скинув її з плечей і жбурнув у вогонь».
Был у батьки Хмеля и свой «штирлиц» — внедренный в Посольский приказ в Москве казацкий разведчик лекарь Лукьян Григорович (в России его называли Лукьян Литвин). Агент, «завербованный» россиянами, передавал им «секреты», которые готовили для московских «спецслужб» Богдан Хмельницкий и украинская тайная служба. Двойная игра позволила гетману обезопасить свое государство от российских шпионов. Однако после смерти Хмельницкого московские разведчики вновь хлынули в Украину...
На снимке: Последний «инструктаж» российского посольства перед отправкой на Украину