От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 16.03.2002 19:09:15 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

Re: Спецназ ВВ

[Go To Best Hit]


Код: N21-175673 Государство: Россия
Источник: Закон и Армия Регион: Город Москва
Дата: 11.02.2002 Город: Москва
Номер: 002 Автор: Суслов О.М., адъюнкт (Академия управления МВД России)
Страница: 17-19




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦОПЕРАЦИЙ



Специальные отделы быстрого реагирования (СОБР) являются структурными подразделениями Главного, региональных и территориальных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД России.(1) Вышеуказанные подразделения обладают определенной спецификой служебной деятельности, которая позволяет решать оперативно-служебные задачи повышенной сложности, сопряженные с риском для жизни и здоровья.

Анализ практической деятельности показывает, что СОБРы успешно справляются с оперативно-служебными и боевыми задачами в чрезвычайных обстоятельствах криминального характера. Подтверждением данного факта могут быть результаты служебной деятельности СОБРов в Чеченской республике в период проведения контртеррористической операции с 1999 г. по 2000 г.(2)

С возникновением чрезвычайных обстоятельств криминального характера, к которым можно отнести преступления террористической направленности, а также ряд смежных с ними преступных деяний (захват заложников, похищение людей, захват воздушного судна, деятельность незаконных вооруженных формирований и др.), как правило, организуется проведение совместной контртеррористической операции с использованием сил и средств специальных подразделений быстрого реагирования.

Под совместной специальной операцией по пресечению преступлений террористического характера, по мнению аналитиков, необходимо понимать комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации обстановки.

Для проведения специальной операции создается специальная временная группировка сил и средств из личного состава органов внутренних дел, частей (подразделений) внутренних войск и других взаимодействующих сил. В указанную группировку, как правило, входят и специальные отделы быстрого реагирования подразделений по борьбе с организованной преступностью, непосредственно подчиняющиеся заместителю руководителя оперативного штаба.

Необходимо заметить, что совместная контртеррористическая операция не имеет определенных временных сроков и территориально-административных границ. В качестве примера можно привести контртеррористическую операцию, проводимую на территории Чеченской республики с 1999 г. по 2000 г. Этапы совместной контртеррористической операции "Вихрь-антитерор" на территории Российской Федерации также могут послужить примером.

В связи с вышеназванными операциями вводился усиленный вариант несения службы. Наличный состав ОВД, привлекаемый к проведению совместной контртеррористической операции, возлагались дополнительные служебные обязанности (совместное патрулирование с войсковыми нарядами ВВ МВД, дополнительное дежурство в оперативных группах, заступление на суточное дежурство и др.).

Основными задачами СОБРов, решаемыми в ходе специальных операций по пресечению преступлений террористического характера, являются:

- участие и оказание содействия в проведении специальных, оперативно-розыскных и следственных мероприятий, проводимых Главным управлением по борьбе организованной преступностью и оперативными аппаратами криминальной милиции МВД России; - предупреждение и пресечение совместно с другими отделами и подразделениями деятельности вооруженных преступных групп, изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и предотвращение их распространения;

- обеспечение личной безопасности и защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, членов их семей, свидетелей, потерпевших и других участников проводимых оперативных мероприятий в случаях реальной угрозы их жизни, здоровью и имуществу;

- проведение в необходимых случаях специальных и оперативно-войсковых операций по захвату (ликвидации) вооруженных преступных групп, задержанию вооруженных преступников и освобождению заложников во взаимодействии с силами и подразделениями ВВ МВД, ФСБ, МО России, а также с использованием бронетехники, вертолетов и других транспортных средств.

В соответствии с указанными задачами, на СОБРы возложено выполнение следующих функций:

- участие в деятельности специальных оперативно-следственных групп Главка, оперативных аппаратов Министерства внутренних дел, оказание практической помощи при проведении специальных, оперативно-розыскных и следственных мероприятий по захвату активных членов вооруженных преступных групп, изъятию незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков, предотвращению их распространения;

- использование при необходимости в ходе специальных операций по захвату (ликвидации) преступников, оказывающих вооруженное сопротивление в различных условиях, имеющегося на вооружении оружия, средств индивидуальной защиты и активной обороны;

- выполнение в процессе оперативно-розыскной работы всего комплекса оперативных мероприятий, входящих в компетенцию оперативных аппаратов МВД России (в том числе: осуществление наружного наблюдения, личного сыска, разведывательно-поисковых мероприятий; получение интересующей информации путем установления конфиденциальных контактов; ведение в необходимых случаях дел оперативного учета; использование оперативно-технических средств; оперативное внедрение сотрудников подразделения в преступные формирования с целью последующего задержания наиболее опасных их членов и организаторов);(3)

- участие в проведении оперативных и иных мероприятий по обеспечению личной безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, членов их семей, а также свидетелей, потерпевших, других участников процесса в случаях реальной угрозы их жизни, здоровью, имуществу;

- разработка в необходимых случаях совместных планов действий и участие сотрудников СОБРов в специальных и оперативно-войсковых операциях по захвату (ликвидации) вооруженных преступных банд, незаконных вооруженных формирований, задержанию вооруженных преступников и освобождению заложников во взаимодействии с подразделениями ВВ МВД, ФСБ, МО России, с использованием бронетехники, вертолетов и других необходимых транспортных средств.

СОБРы эффективно используются в группах оперативного применения, таких, как: группа захвата; группа прикрытия; группа применения специальных средств; группа ведения переговоров (для проведения разведки на местности). Решением руководителя оперативного штаба может вводиться группа снайперов.

Необходимо учесть, что специальные отделы быстрого реагирования организационно состоят из оперативно-боевых отделений. Особенностью специальных подразделений является то, что их сотрудники обладают универсальными специальными качествами взаимозаменяемости. Каждый сотрудник обучен специальной тактике и методике, способен выполнять внештатные обязанности снайпера, медика, альпиниста, взрывника, связиста, водителя боевой и другой техники. Следовательно, выполняя оперативно-служебные и иные задачи в группах оперативного применения при проведении специальной операции по пресечению преступлений террористического характера, личный состав СОБРов может в совокупности объединять необходимые по оперативной обстановке задачи и функции других групп.

Специфика проведения контртеррористических операций предъявляет к личностным характеристикам и профессиональным качествам сотрудников СОБРов ряд требований, включающих в себя:

- способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска, опасности для жизни и здоровья;

- готовность к ситуациям силового (включая огневое) единоборства с преступниками;

- повышенную ответственность за свои действия (отсутствие права на ошибку);

- способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминально ориентированными личностями;

- высокую психофизиологическую выносливость, связанную с отсутствием фиксированного рабочего времени;

- умение выдерживать длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими;

- постоянную интеллектуальную активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов, принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности);

- обладание чувством ролевого перевоплощения (умение выдавать себя за других людей, безошибочно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов). Данное требование вытекает из практики деятельности сотрудников СОБРов при выполнении оперативных заданий в качестве подставных лиц (продавцов, торговцев нелегальной продукцией, оружием и др.);

- речевую находчивость с быстрым и достоверным объяснением критической ситуации напарнику, скрывая при этом истинные намерения. Особенно это необходимо при постановке конкретной задачи, распоряжения в качестве старшего, а также при докладе о выполнении или предстоящем выполнении поставленных задач.

Для успешного выполнения возложенных задач при проведении специальной операции необходимо качественное планирование действий СОБРов в группах оперативного применения. Планирование обусловлено сложностью задач, выполняемых СОБРами, концентрацией определенных сил и средств, организацией внутреннего и внешнего взаимодействия, психологической подготовкой личного состава, разработкой и моделированием схем действий боевых расчетов подразделения, тренировкой по отработке отдельных элементов предстоящих действий, подбором необходимого боевого оружия, специальных средств, снаряжения, обмундирования и др.

При получении задачи от старшего оперативного начальника (руководителя специальной операции) начальник СОБРа-обязан:

- уяснить поставленную задачу;

- оценить обстановку;

- провести рекогносцировку;

- принять управленческое решение на подготовку к проведению силовых мероприятий при проведении специальной операции;

- отдать распоряжение руководителям групп оперативного применения (начальникам оперативно-боевых отделений) на подготовку и готовность к выполнению силовых специальных мероприятий, возложенных на СОБР;

- организовать всестороннее обеспечение личного состава по нормам положенности;

- доложить старшему оперативному начальнику (руководителю специальной операции) о готовности групп оперативного применения к выполнению предстоящих задач.

- организовать внутреннее и внешнее взаимодействие.

После проведения всех организационных мероприятий руководитель специальной операции принимает меры к выполнению задач без применения силы (ведение переговоров, оказание психологического воздействия с целью побудить участников противоправных действий, преступников к отказу от совершения преступных действий и добровольной сдаче сотрудникам правоохранительных органов).

Если переговоры и другие мероприятия не дали положительных результатов, руководитель специальной операции обязан принять решение на проведение силовых действий с применением сил и средств СОБРов.

Таким образом, сотрудники СОБРов обладают необходимыми знаниями, навыками и умением для обезвреживания криминальных элементов, совершающих преступления террористического характера.Рациональное применение СОБРов при проведении спецопераций по пресечению преступлений террористического характера всегда может дать положительные результаты.

1. "Об утверждении типового Положения о специальном отделе быстрого реагирования подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД России". Приказ МВД России N593, 1999.

2.Скрябин А. Солдаты правопорядка. // Солдат удачи, 2000, N 1. С. 14.

3. "Об оперативно-розыскной деятельности". Федеральный Закон от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ, 1995, N 33. Ст. 3349.


Суслов О.М., адъюнкт (Академия управления МВД России) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦОПЕРАЦИЙ // Закон и Армия (Москва).- 11.02.2002.- 002.- C.17-19





Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.



[Go To Best Hit]


Код: N21-21830 Государство: Россия
Источник: Новое дело Регион: Республика Дагестан
Дата: 04.01.2002 Город: Махачкала
Номер: 001 Автор: Д. НИКИФОРОВ. Пресс-служба УДГ
Страница: 7




В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ "ДГ"?.



Ровно пять Лет назад приказом министра внутренних дел России в МВД Дагестана было создано Управление под названием "Дагестанская граница". До этого охрана границ не входила в обязанности милиции, поэтому вновь созданное подразделение было по-своему уникальным. Такие подразделения есть еще только в четырех республиках, граничащих с ЧР.

Поскольку из Чечни продолжают проникать вооруженные бандформирования, а вместе с ними оружие и наркотики, личный состав управления ни на минуту не ослабляет бдительность. Эффективно бороться со всеми видами преступлений на границе с Чечней помогает взаимодействие с приграничными райотделами МВД Дагестана, а также с временными отделами внутренних дел Чеченской Республики. Поддерживается тесная связь и с подразделениями внутренних войск и Министерства обороны России. Созданы совместные разведывательные группы и дозоры, скрыто выставляющиеся в ночное время на наиболее вероятных путях проникновения НВФ.

За это время Управлением "ДГ" проведено колоссальное количество широкомасштабных оперативно-профилактических и розыскных мероприятий. Только в 2001 году задержаны 12 членов незаконных вооруженных формирований, принимавших участие в нападении на Дагестан в августе-сентябре 1999 года, найдены 13 преступников, находившихся в федеральном розыске. Выявлено и раскрыто 116 преступлений, по которым приняты судебные решения. Задержано 87 единиц автотранспорта с 549 тоннами ГСМ. Кроме того, обнаружено и уничтожено 17 мини-заводов по переработке сырой нефти. В доход государства обращено более 5 тонн рыбы осетровых пород, конфискованной у браконьеров.

В результате взаимодействия с сотрудниками Гудермесского временного отдела внутренних дел был задержан полевой командир Ваха Мажидов, который принимал участие в подготовке семи взрывов на железной дороге и одного - на нефтебазе Хасавюрта. Следователи хорошо поработали - Мажидов приговорен к пожизненному заключению.

Сотрудники управления одним из первых приняли на себя удары , которые бандиты начали наносить задолго до известных событий в 1999 году. Еще 28 мая 1999 года бандиты обстреляли заставу ВВ и КПП "Гребенской мост", где несли службу сотрудники УДГ. Нападение было совершено с трех направлений, с 25 боевых позиций. Бой шел всю ночь. В конце концов нападавшие скрылись на территории ЧР, понеся значительные потери. Постоянные обстрелы постов милиции и застав внутренних войск продолжались до самого ввода федеральных сил на территорию ЧР.

Правительство России высоко оценило вклад сотрудников УДГ в обезвреживание незаконных вооруженных формирований: пятеро сотрудников награждены орденами Мужества, один - медалью "За отвагу".

Страницу подготовил Арсен МОЛЛАЕВ. Фото автора.


Д. НИКИФОРОВ. Пресс-служба УДГ В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ "ДГ"?. // Новое дело (Махачкала).- 04.01.2002.- 001.- C.7





Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.


[Go To Best Hit]


Код: Y00-654133 Государство: Россия
Источник: Граница России Регион: Город Москва
Дата: 18.08.2000 Город: Москва
Номер: 030 Автор: A.М.ПЛЕХАНОВ
Страница: 12-13




НА АГЕНТУРУ ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕТЬ!.



доктор исторических наук, профессор

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ РОССИИ

Все усложнявшаяся обстановка на границе в конце XIX и первом десятилетии XX в. выдвигала новые требования к защитникам рубежей России: многочисленные стычки с контрабандистами, вооруженными бандами ставили перед пограничниками задачу повышения профессионального мастерства, разведывательной и сторожевой службы. Только в 1894 1913 гг. было убито 1302 и ранено 1702 нарушителя, воины границы участвовали в 3595 вооруженных столкновениях, в которых погибло 177 и было ранено 369 объездчиков и стражников (см.: Пограничник, 1914, N 100. С.3292).

В одном из первых циркуляров командира ОКПС генерала от артиллерии А.Д.Свиньина отмечалось: "...безуспешность действия чинов в преследовании контрабанды объясняется, между прочим, неимением в отрядах хороших доносчиков".

Генерал и предложил офицерам усилить работу по налаживанию агентуры, памятуя, что затраченные "на приобретение хороших благонадежных доносителей труды и даже денежные средства никогда не пропадут даром и при достаточной энергии всегда вознаградятся с избытком" (Центральный музей Федеральной пограничной службы России (ЦМ ФПС), научный фонд, Д. 474. Л.7).

Следовательно, значительное улучшение разведывательной службы стало настоятельно необходимым. Но в ОКПС не было для этого специальной структуры (кроме пограничных округов).

Разведывательной службой должен был заниматься весь командный состав от начальника округа до помощника начальника поста (кордона). Начальник округа следил за разведкой и организацией агентурного дела и командировал чинов стражи для сбора дополнительных сведений. В самом же округе за постановку конкретной работы агентуры отвечал штаб-офицер для поручений при начальнике округа. И руководство корпуса внимательно следило за тем, чтобы этого офицера не отвлекали от нее другими, может быть, не менее важными делами.

Так, новый командир корпуса генерал-лейтенант Н.А.Пыхачев предложил начальнику 4-го округа, неправильно возложившего на штаб-офицера для поручений "ведение мобилизации и подрывного дела, поручить это по принадлежности начальнику штаба округа, освободив последнего от заведывания секретной агентурой...".

Как правило, командир бригады руководил разведкой лично. Непосредственно разведку вели командиры отделов, отрядов, старшие вахмистры и помощники начальников постов. Так, командир отряда был обязан знать имена, фамилии, клички каждого агента в районе его отряда и при помощи агентов всех вожаков контрабандистов и переправщиков. Для ведения войсковой разведки начальники постов высылали разъезды.

Какие же силы участвовали в разведывательной службе? ОКПС не имел своих учебных заведений, готовивших офицеров, они прибывали из различных ведомств. Например, в 1900 г. в корпус было переведено 79 человек, из них: из пехоты 37, кавалерии 14, казачьих войск 10, артиллерии 3, корпуса военных топографов 1, военного судного ведомства 1, морского министерства 3. Всего по роду прежней службы состав офицеров в 1902 г. был следующим: пехотинцев 662, кавалеристов 283, артиллеристов 27, казаков 95, моряков 15.

Унтер-офицеры готовились из нижних чинов, отличавшихся "особенно хорошей нравственностью" и знанием службы. После учебного отряда они становились начальниками постов.

При комплектовании ОКПС рядовым составом обращалось внимание на "политическую благонадежность" и "благонадежность по пограничному надзору", на нравственность, предполагавшую прежде всего честное выполнение требований присяги.

Офицеры, обращаясь к пограничникам, говорили: "Надеюсь на вас, братцы, что вы мне, как честные солдаты, поможете уничтожить внутренних врагов.

Помните пословицу: "Чужое добро впрок не пойдет". Украдешь один рубль потеряешь сто рублей. Придешь домой на родину, счастья не будет у тебя. Проживешь если благополучно на этом свете, помни, что еще надо будет дать ответ перед Богом. От людского суда уйдешь от божьего никогда" (см.: Степанов B.C. Указ. соч. С.8.).

Ряд нижних чинов по определенным причинам зачислялись в поднадзорные, "при них" всегда находился кто-либо из наблюдавших за ними сослуживцев, свободных от наряда. О поднадзорных (поименно) предупреждались все остальные чины поста командиром отряда (ЦМ ФПС, Нф. Д.590. Л.5-6).

Приказом командира корпуса от 17 мая 1894 г. из ОКПС были удалены "как ненадежные писари-католики и всем офицерам запрещено иметь наемную прислугу римско-католического вероисповедания мужского пола". В войсках ОКПС не должны были служить даже в должности рядовых лица еврейской национальности.

В пограничных бригадах велись списки тех жителей приграничья, которые признавались "неблагонадежными в отношении пограничного надзора" и были лишены права на получение документов для поездок за границу. В то же время принимались меры к подысканию надежных осведомителей (доносителей). Вербовали их прежде всего на основе материальной заинтересованности, не чураясь порой и методов провокаций. Организации разведки при помощи негласных доносителей придавалось важное значение.

Для облегчения выполнения своих обязанностей чинам ОКПС был, в частности, установлен пограничный режим, который включал систему прав, мероприятий и норм, регламентировавших порядок въезда, проживания, передвижения и производства работ, морского промысла и рыбной ловли в пограничных районах.

На основании ст.6 правил о порядке производства дел о контрабанде от 27 марта 1906 г. пограничникам разрешалось вести розыск и задержание контрабанды и на территории, превышающей установленные пределы, если негласные данные давали повод к этому. Шеф ОКПС, министр финансов В.Н.Коковцов, представил дополнительные права чинам стражи в 21-и 50-верстной полосе "в случае поступления негласных сведений и указаний о контрабанде... от заслуживающего доверия заявителя" ведения обыска и выемок. Права, предоставленные пограничникам, давали много ценного материала для выявления направления движения, приемов и методов, ухищрений нарушителей границы, пунктов нахождения товаров, оружия и запрещенной политической литературы, позволяли делать сравнительный анализ эффективности разведывательной службы в охране границы.

На ведение агентурной работы в ОКПС правительство выделяло значительные средства. Так, в марте 1913 г. бюджетная комиссия Государственной думы выделила для этой цели 8 тыс. руб. А с учетом того, что "благодаря агентурной работе" был раскрыт ряд организаций контрабандистов, предложила совету министров повысить расходы по этой статье до 20 тыс.руб., учредив дополнительно в ОКПС 21 обер-офицерскую должность по работе с агентурой. Помимо бюджетных средств было разрешено тратить ряд сумм, получаемых от выручки при продаже задержанных контрабандных товаров.

В 1912 г. расходы на агентуру по округам составили: в 1 -м 320 руб. 48 коп., во 2-м 1509 руб. 97 коп., в 3-м 4688 руб. 00 коп., в 7-м 223 руб. 91 коп. Самыми большими были расходы в Калишской и Велюнской бригадах.

Контроль за расходованием выделенных средств осуществлялся командиром корпуса и назначенными для этого офицерами.

В ОКПС принимались меры к повышению теоретического уровня офицерского и унтер-офицерского состава, занимавшихся агентурной работой. Для этого проводились занятия при штабах бригад, выпускались различные наставления, памятки, "практические советы". Так, в брошюре М.П.Чернушевича "Приемы военного шпионства и шпионы" речь шла о понятиях "военный шпионаж", "двойной шпионаж", пояснялось, чем интересуются шпионы, как они стремятся получить секретные сведения, под каким видом работают, как заводят знакомства с чинами стражи, напоминалось, что "солдат не должен быть болтливым" и обязан помнить о присяге, здесь же говорилось и об ответственности "своему государю и Отечеству", и о наказаниях за нарушение присяги (см.: Чернушевич М.П. Приемы военного шпионства и шпионы. Наставление для нижних чинов. СПб., 1914).

В "Практических советах отрядному офицеру пограничной стражи", составленных ротмистром В.Степановым, рекомендовалось в тайне хранить от рядовых пограничников имена доносителей, "ибо один солдат по своей глупости выдает доносителя, другой по злобе, третий начнет приставать к доносителю и пугать его", если он не даст ему денег. "Имейте в виду, писал ротмистр, что если контрабандисты узнают вашего доносителя, то ему уже несдобровать: ему мстят страшно, его сжигают, его бьют, убивают".

И еще два совета: "...главное, что вы за каждое сведение платите деньги немедленно, не дожидаясь выдачи награды за поимку... назначайте свидание в условленно скрытом месте, по возможности ночью, но отнюдь не на кордоне, или у себя на квартире, или у него на дому. Ваше свидание с ним должно быть для всех тайной".

Штаб-офицеры при начальниках округов вели секретные книжки, куда заносились все сведения, полученные агентурным путем и войсковой разведкой о контрабанде и эмигрантском движении, побегах военнослужащих за границу, приходы и расходы секретных сумм и др.

Секретная книжка имела ряд разделов, в том числе:

"... 2. Приход и расход аванса, выдаваемого агентуре.

3. Список контрабандистов и проводников эмигрантов с указанием имен, фамилий (прозвищ) и точного адреса.

4. Краткое описание отряда и отдела в отношении пограничного надзора и отметок результата личной разведки и полученных от агентуры сведений.

5. Картина контрабандного движения и (на особом месте) статистические данные с задержаниях контрабанды за последнее десятилетие в отряде по участкам постов, в отделе и бригаде по отрядам, в округе по отделам".

В штабах бригад велись секретные книжки заведующими секретной агентурой офицерами, где была такая должность, в других штабах -одним из офицеров штаба, назначенным специальным распоряжением командира части; книжки велись и всеми командирами отделов, отрядов и прочих подразделений (см.: ЦМ ФПС. НФ. Д.592. Л.2 -3). Циркуляром N 1, подписанным командиром корпуса 12 марта 1908 г., офицерам было вменено в обязанность "кроме занесения в секретную книжку добытых сведений делать соответствующие отметки на карте и путях движения контрабанды и о складах ее как на заграничной, так и на нашей стороне" (ЦМ ФПС. НФ, Д.528.Л.За).

Обратимся к записям в одной из секретных книжек 1912 г. "Расходы: 19 сентября Выдано агенту на поездку в Выборг для сбора предварительных сведений о водворении в Петербург хрусталя -15 руб. 4 октября Выдано агенту на расходы 8 руб.

26 октября Тоже ему в возмещение расходов по сбору сведений в Петербурге 2 руб. 50 коп.

13 февраля 1913 г. Выдано агенту на расходы на поездку в Либаву 25 руб. 00 коп."

Помимо секретных книжек отрядов, отделов, бригад и округов на постах (кордонах) велись записи сведений добровольных помощников (доносителей).

Отношение с отдельным корпусом жандармов и департаментом полиции регламентировалось особыми инструкциями, в которых очерчивался круг обязанностей пограничников по ведению разведывательной работы. Так, при получении сведений объездчиками и стражниками о намерениях нарушителей перейти границу они сообщали об этом местной полиции и усиливали надзор за границей (см. Пособие командирам отрядов, вахмистрам и старшим постов.

С. 157). Для достижения большего успеха в охране границы шеф ОКПС считал необходимым привлекать полицейских приставов, которые по роду своей службы могли бы "оказывать весьма существенное содействие в деле борьбы с разбойничеством и контрабандой" (см.: Сборник циркуляров Отдельного корпуса пограничной стражи. 1908. С.89-92).

На установление тесных отношений с полицией нацеливали и приказы командиров бригад. Они часто, как это сделал командир Елисаветпольской бригады, обращались с просьбой к уездным начальникам, чтобы полицейские при получении сведений о контрабандистах сообщали бы их на посты и устанавливали, в частности, "надзор за подозреваемыми в контрабанде оружия", в свою очередь данные отрядных доносителей должны были передаваться чинам полиции.

Офицеры Отдельного корпуса жандармов (ОКЖ) имели право вести работу в пограничной полосе, а пограничники обязаны оказывать им "в случае надобности по их заявлениям возможное содействие".

Более того, отрядные офицеры все сведения о контрабанде политической литературы и оружия должны были передавать "соответствующим жандармским офицерам для совместного действия и принятия мер к задержанию таковой и ее водворению" (см.: Систематический сборник распоряжений по ОКПС. С.162).

И все же вопрос о четком разграничении обязанностей и взаимодействии ОКПС и ОКЖ не был решен даже к концу десятых годов.

И в 1908 г. от межведомственной комиссии ОКПС, департамента таможенных сборов и департамента полиции поступило предложение о подчинении офицеров стражи при ведении тайного розыска начальникам районных охранных отделений. Комиссия предложила объединить агентуру в одних руках.

Но командир корпуса выступил против, считая вполне достаточным ведение совместного розыска преступников и согласование ряда вопросов (РГВИА. Ф.4888. ОП.1.Д.260.Л.108-109).

Вообще-то понятно, чего опасался боевой генерал Пыхачев. В этом предложении он усмотрел фактическое ослабление войсковой охраны границы, и вот почему: подчинение офицеров-пограничников начальникам охранных отделений заставило бы их на первое место поставить интересы агентурной работы в ущерб службе сторожевой. К тому же офицеры стражи, окончившие кадетские корпуса и юнкерские училища и пришедшие из военного и других ведомств, всегда испытывали неприязнь к методам жандармского политического сыска, предполагавшегося даже в самой офицерской среде. Поэтому подчинение офицеров ОКПС жандармам могло бы привести к нежелательным эксцессам. Возражения командира ОКПС были приняты во внимание. Объяснения не произошло.

Меры, принимаемые руководством ОКПС и других ведомств, позволили пограничникам добиться значительных успехов. Только в 1911 1913 гг. они задержали 17 835 нарушителей границы, произвели 2134 выемки и пресекли провоз контрабандных товаров на общую сумму 792 471 руб. 43 коп.

Большая часть задержаний была произведена при помощи агентуры.

С выделением ОКПС из департамента таможенных сборов был установлен четкий порядок взаимного обмена между таможенниками и пограничниками при получении негласных сведений о предполагаемой контрабанде или переходе границы нарушителями. Параграф 7 "Систематического сборника распоряжений по пограничному надзору" определил передачу сообщений таможенниками в штабы округов и бригад и в отряды.

Как правило, при получении информации о возможном нарушении границы усиливалась ее охрана. Так действовал и командир Волохского отряда Волочиской бригады ротмистр Кокушкин. Получив вечером 19 октября 1903 г. сведения о возможной контрабанде из Австро-Венгрии, он заложил несколько секретов, которые и задержали нарушителей.

Другим важным направлением агентурной работы была борьба с контрабандой политической литературы и оружия. Листовки, брошюры, книги и газеты революционного содержания стали активно ввозиться через границу с конца XIX в.

Командир Новоселицкого отряда Хотинской бригады ротмистр Черноглазов, имея агентурные сведения о месте нахождения контрабанды политической литературы, вместе с жандармским офицером обыскал постоялый двор Д.Пекера и повозку австрийского подданного И. Коша и в найденном ими мешке был обнаружен 191 экземпляр книг, запрещенных к ввозу в империю.

В ноябре 1904 г. ротмистр барон Штемпель дал деньги своему агенту и в апреле 1905 г. получил от него информацию о том, что из Кракова будет доставлена контрабанда на хутор между городами Олькуш и Болеслав. В результате принятых мер было задержано три пуда революционной литературы.

Самым "урожайным" за всю историю ОКПС оказался 1905 г., когда было задержано 23 пуда 36 фунтов, или 153 692 экземпляра политической литературы (РГВИА. Ф.4888.0П.1.Д.1. Л.138).

Контрабандный промысел оружия получил широкое распространение с увеличением масштабов терроризма, развития политической нестабильности в России, особенно в революцию 1905 1907 гг., и прежде всего на западном участке границы и в Закавказском крае. Так, штабс-ротмистром Вольбеком в 1906-м после получения от доносителя сведений о наличии оружия и боеприпасов в лавке купца в с.Ассулы (6-й округ) в ночь с 19 на 20 сентября в присутствии двух понятых был произведен обыск и найдены боеприпасы. Таких случаев были десятки (РГВИА. Ф.4888.0П.1.Д.14. Л.114). Поэтому руководство ОКПС активизировало агентурную работу для выявления лиц, занимавшихся контрабандой оружия. После покушения на персидского шаха в 1908 г. было установлено, что большая часть оружия доставлялась в Персию из России. По линии пограничного надзора по просьбе министра иностранных дел А.П.Извольского командир корпуса дал указание командиру Зриванской бригады об установлении наблюдения за всеми подозрительными лицами, следовавшими вдоль границы или в ее сторону, а также через таможни, о выявлении через агентуру вcex жителей, замеченных в хранении оружия и гранат, и установлении за ними негласного надзора. Командир бригады, в свою очередь, предпринял шаги к улучшению взаимодействия с уездными начальниками по "сбору сведений о всех подозреваемых в провозе оружия и бомб через отрядных доносчиков" и, опираясь на помощь полиции, "развить, возможно, широкое пользование офицерами бригады негласными агентами" (там же. Д.260. Л.192 -19206.).

Агентура ОКПС использовалась и для борьбы с террористами и революционными агитаторами. Например, 14 сентября 1905 г. вахмистр Федор Маслянский после получения сведений о том, что в деревню Рагацем "явился какой-то человек и, созвав крестьян в лавку, подговаривает их к действиям против правительства", выехал с нарядом в деревню, задержав агитатора, под конвоем направил его к командиру отряда.

В 1905 г. на ст. Пиндварово ротмистр Степанов задержал террориста Овсея Таратуту. Его долго разыскивали, так же как и хорошо известного в то время Г.А. Гершуни, руководителя террористической боевой организации (БО) эсеров. После получения информации от Виленского охранного отделения Таратута был арестован и обыскан в присутствии жандармского офицера. На допросе террорист назвался Мовшей Столяром. Но когда при досмотре вещей у него нашли пироксилин и три паспорта на имена: Х.Этингена, И.Брозовского и Х.Яржомбека, он назвал свое настоящее имя (РГВИА. Ф.4888. On. 1. Д.9. Л. 140-141).

Разведывательная служба значительно активизировалась при получении приказа об усилении охраны границы. Усиленная охрана распространялась на все округа ОКПС (при коронации императора, в рождественские праздники, при обострении политической обстановки в стране) или же на отдельных ее участках при возникновении реальной угрозы незаконного провоза большого количества оружия, взрывчатых веществ, запрещенной политической литературы и других причин.

В начале 1905 г. заграничная агентура Главного управления генштаба и департамента полиции сообщила о выходе из различных портов Европы пароходов с оружием, предназначенным для тайного ввоза в Россию. На заграничных оружейных заводах готовились новые партии оружия, патронов, взрывчатых веществ. Агентурным путем было выяснено, что революционеры внесли фабрикантам задаток в сумме 800 тыс. руб. Принятыми мерами были задержаны транспорты и арестовано несколько десятков революционеров-контрабандистов.

Наряду с непосредственным решением задач по охране границы в ОКПС существовала и агентурная проверка ее действенности. Под видом представителей торговых фирм, купцов и других офицеры стражи направлялись на сопредельную территорию не только для сбора сведений о вероятных нарушителях, но и для проверкинесения службы объездчиками и стражниками. Такую задачу решал, например, штабс-ротмистр Глебович в Пруссии в феврале 1908 г. Уже на той стороне границы он встретил около 40 рабочих, которые пришли с русской стороны из с.Кохова. Между ним и рабочими состоялся такой разговор:

Ведь москали могли вас поранить или убить.

Мы их и не видели, там мужики раньше уговорились с агентами.

Сколько вам это стоило?

Кто не имеет карты (документа), тот заплатил 3 рубля, а кто с картой по 1 рублю 50 копеек.

Это было в 500 шагах от пограничного поста Здрае Петровицкого отряда.

На обратном пути Глебович разговорился с возницей, который рассказал о корчмаре Горжинском, являвшемся посредником контрабандистов. "А москали, -сказал он, на границе так здорово спят, что ничего не видят.

Недавно один житель Злотова видел, будучи на поле, как москаль спал, а на нем две вороны сидели. Он подумал, что солдат умер, подошел к границе и стал кричать, москаль услышал крик и поднялся, и вороны улетели" (РГВИА. Ф.4888. 0п.1. Д.17. Л.287 -289).

Вернувшись из "командировки", штабс-ротмистр направил свой рапорт о ходе проверки начальнику 3-го пограничного округа.

Положение в приграничье значительно усложнилось, особенно на западном участке, преддверии Первой мировой войны. Прежде немецкая и австро-венгерская разведки стали проявлять большую активность не только в развертывании дополнительной агентурной сети, но и в установлении различных каналов связи. Так, еще в конце XIX в. между многими населенными пунктами России и Пруссии германской разведкой была налажена голубиная связь, в том числе с городами Торном, Варшавой, Новогеоргиевском, Кенигсбергом, Пиллау и Мемелем, Либавой и даже Двинском. Поэтому уже тогда перед пограничниками была поставлена задача пресекать полеты почтовых голубей и стрелять по ним при перелете за границу и обратно, а всех задержанных голубей тщательно осматривать и обнаруженные депеши, а "также и перья, если на них окажутся какие-либо знаки или клейма", пере-давать в штаб военного округа (см.: Систематический сборник распоряжений по Отдельному корпусу пограничной стражи. С.77).

Все чаще граница нарушалась воздушными шарами и впоследствии аэропланами. После появления иностранных шаров в западных бригадах "с цепью сбора разведывательных данных" по докладу военного министра император отдал следующее распоряжение: при задержании воздушных шаров их конфисковывать, а воздухоплавателей задерживать и направлять в Варшаву, Киев или Вильно генерал-губернаторам "для точного разъяснения причины появления шаров в наших пределах".

Главные усилия войск стражи были сосредоточены на тех участках, где чаще всего происходили нарушения границы: в местах дислокации Виленского, Варшавского, Киевского и Туркестанского пограничных округов.

Участились случаи попыток вербовки жителей и пограничников. Так, в Велюнской бригаде унтер-офицеру Л.Сергиевскому мещанин Х.Ружевич предложил сотрудничать с немецкой разведкой. Обращение немецкого агента к унтер-офицеру не было случайным, ведь тот служил писарем бригады и имел доступ к секретным документам. О случившемся Л.Сергиевский доложил по команде и в жандармское отделение. Командир бригады разрешил унтер-офицеру встречу с Ружевичем, чтобы узнать его конкретные намерения. Встреча состоялась. За вознаграждение в 10 руб. и угощение на 3 руб. Ружевич просил предоставить ему мобилизационные планы бригады. Ружевича разоблачили, арестовали и вскоре осудили.

После Февральской революции 1917 г. вопросами охраны границы во Временном правительстве занималась Военная комиссия. 4 марта распоряжением помощника председателя комиссии генерал-майора Потапова жандармы были сняты со всех пропускных пунктов, а на следующий день им было объявлено, что они свободны "от исполнения обязанностей по охране" и им предписано отправиться в Петроград в Военную комиссию для получения распоряжения "о их дальнейшем служебном положении". Вместо жандармов на границу пришли милиционеры и офицеры английской и французской союзных армий (РГВИА. Ф.4929. 0п.1. Д.82. Л.19).

Что ни к какому положительному эффекту привести не могло и не привело, так как милиционеры не были профессионалами, а у иностранцев отсутствовали какие бы то ни было связи с местным населением и, следовательно, с агентурой.

Таким образом, как видно из изложенного, разведывательная служба ОКПС являлась одним из основных видов службы по защите государственных интересов на границе.

Хотя надо отметить, что уровень агентурной работы был все-таки невысок и не позволял в полной мере использовать имевшиеся силы и средства в охране границы.

Одной из причин этого была недооценка важности разведывательной службы. Командиры и начальники корпуса видели свое главное, основное предназначение в службе сторожевой. Наибольшее развитие разведслужба получила при советской власти, особенно в 1921 1928 гг., когда ей было отдано предпочтение.


A.М.ПЛЕХАНОВ НА АГЕНТУРУ ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕТЬ!. // Граница России (Москва).- 18.08.2000.- 030.- C.12-13





Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.



[Go To Best Hit]


Код: Y01-609688 Государство: Россия
Источник: Профиль Регион: Город Москва
Дата: 02.07.2001 Город: Москва
Номер: 025 Автор: --
Страница: 8




КОМАНДИРСКИЙ ДЕБЮТ ГЕНЕРАЛА-РАЗВЕДЧИКА.



Начальником Западного регионального управления (ЗРУ) пограничной службы (штаб в Воронеже) назначен генерал-майор Сергей Минаков. Он сменил генерал-лейтенанта Бориса Грибанова, уволенного в запас по возрасту.

Сергей Минаков родился в 1950 году в городе Снежное Донецкой области. Окончил Высшую школу КГБ имени Дзержинского. Служил в частях Закавказского и Среднеазиатского пограничных округов, выезжал в служебные командировки в Афганистан, был заместителем начальника отдела Закавказского пограничного округа, заместителем командующего войсками пограничного округа - начальником отдела Кавказского особого пограничного округа. После окончания в 1997 году Военной академии Генштаба служил в центральном аппарате федеральной погранслужбы.

Должность начальника ЗРУ - командирский дебют Сергея Минакова. До этого вся его служба была связана с разведывательной работой. Тем не менее в ФПС России считают, что генерал-разведчик - одна из самых подходящих кандидатур на должность начальника ЗРУ, которое держит российско-украинскую границу. Граница здесь охраняется в основном оперативными методами, а служба в разведорганах погранвойск сделала Минакова специалистом именно по оперативной работе.

Агентство военных новостей - специально для "Профиля"


КОМАНДИРСКИЙ ДЕБЮТ ГЕНЕРАЛА-РАЗВЕДЧИКА. // Профиль (Москва).- 02.07.2001.- 025.- C.8





Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.


[Go To Best Hit]


Код: Y97-363371 Государство: Россия
Источник: Правда России Регион: Город Москва
Дата: 09.07.1997 Город: Москва
Номер: -- Автор: Михаил ГРИШИН
Страница: -




Предел безграничья



Несомненно, что ныне один из самых популярных генералов в России -

Андрей Николаев. Редкий день он не дает интервью по телевидению и

радио. Центральные газеты систематически предоставляют ему целые

полосы. Подведомственная генералу пограничная печать живописует

семейно-бытовую идиллию своего шефа. Столичные аналитики и социологи

неизменно пророчат ему самые престижные должности в высшем эшелоне

власти. А тем временем из Федеральной пограничной службы (ФПС) все

больше поступает информации о негативных явлениях на державных рубежах.

Об этом с горечью говорят пограничники, посещающие "Правду России".

Недавно в редакции побывал полковник Михаил Гришин и попросил

опубликовать открытое письмо директору ФПС. С разрешения автора мы

ознакомили с этим письмом ряд генералов и офицеров из пограничного

ведомства. Они выразили не только солидарность с выводами Гришина, но и

готовность подписаться под документом. После этого редакция решила

представить письмо на суд читателей.

Господин генерал!

ВЫ пришли к руководству пограничными войсками в сложное время, когда

"демократы" крушили все, что им досталось от Советской власти.

Пограничники надеялись на то, что это в меньшей мере коснется защиты

наших рубежей, поскольку государственная граница - важнейший фактор,

определяющий суверенитет страны, ее неприкосновенность.

Назначение командующим погранвойсками генерала из енерального штаба,

имеющего опыт руководства соединениями и объединениями, давало

основания предполагать, что это положительно скажется на

служебно-боевой деятельности войск. К сожалению, эти ожидания не

оправдались.

О ратимся к главному вопросу, за который Вы несете личную

ответственность перед народом, - состоянию охраны российской

государственной границы. В средствах массовой информации утверждается,

будто под Вашим руководством ведется целеустремленная деятельность по

укреплению российских рубежей. На самом же деле продолжаются развальные

процессы с нарастающим ускорением. Ныне лишь 50 процентов сухопутной и

морской границы сносно охраняется, остальная часть периодически

контролируется.

В 1995 - 1996 годах для решения задач пограничной службы использовалось

не более 25 процентов имеющихся морских сил на речных участках

российской границы и менее 10 процентов - на море и в исключительной

экономической зоне страны. Возможности пограничной авиации по решению

задач охраны границы уменьшились за последние годы на 22 процента.

Почти половина сигнализационных комплексов, прикрывающих около 2600 км

российской границы, по техническому состоянию в 1997 году исчерпают

установленный ресурс эксплуатации. Научные и опытно-конструкторские

разработки по этим направлениям закрыты. На 55-60 процентов сократились

поставки в погранвойска вооружения и техники.

Вследствие перечисленных и других причин к середине 1997 года до

критической отметки снизились возможности ФПС по контролю за

обстановкой в российском пограничном и морском пространствах, а

следовательно, и по нейтрализации акций, направленных на подрыв

государственной безопасности страны.

Сегодняшняя Россия наводнена незаконно проживающими экономическими

мигрантами (только ли ими?). По неофициальным оценкам, их число

достигает полумиллиона человек. По заявлению же председателя Комитета

Государственной думы по международным делам В. Лукина, сделанному еще в

1994 году со ссылкой на данные правоохранительных органов, только

китайских граждан незаконно проживает в России около 370 тыс. человек.

Вы можете возразить, что это произошло в связи с развалом СССР и

неудовлетворительным финансированием войск. Но не следует забывать, что

даже в самые трудные для страны периоды заставы никогда не оставались

без куска хлеба. А ныне они доведены до критического состояния. Именно

поэтому молодые офицеры в массовом порядке увольняются. Количество

военно-учебных заведений за последние годы увеличилось, и подготовлено

около 4 тысяч младших лейтенантов, а служить на заставах некому.

Нанесен тяжелый удар по кадрам и будущему войск.

Совершенно иная картина в верхнем эшелоне Федеральной пограничной

службы. Под Вашим руководством численность центрального аппарата и

примыкающих к нему служб почти утроилась. Созданы 23 самостоятельных

управления и департамента. Они дублируют друг друга, заваливая войска

бумагами. Функционирует даже управление геральдики, в то время как в

Генштабе только отдел. Управления и отделы в Москве на 50 - 70

процентов заполнены выходцами из Министерства обороны. Такого

"нашествия" непрофессионалов погранвойска России никогда не испытывали

за сто лет их существования.

Никто не против "обновления крови" за счет грамотных и деловых офицеров

из других министерств. Но беда в том, что подбор в войска идет зачастую

по приятельским отношениям - не службы ради, а за генеральские погоны.

ойска стали своеобразным лидером по темпам роста генеральских

должностей. Одних только генерал-полковников больше десятка (в

советское время - один). В аппарате ФПС и ближайшем Подмосковье

укрепляют границу около ста генералов (было 12 - 15 человек). Кстати,

за счет одного генерала можно содержать двух лейтенантов на заставе.

Шутники говорят, что сейчас в погранвойсках только ленивый не нашивает

себе лампасы. Генеральские звания стали в какой-то мере платой за

поддержку "реформ", проводимых директором ФПС. В то же время офицеры и

генералы, имеющие мужество высказать свое мнение, нещадно изгоняются из

войск. Так были уволены генерал-лейтенанты авиации Ю. Шатохин, А.

Парахин, генерал-майор Ф. Ламов, вице-адмирал С. Скалинов и другие,

которым было немногим более сорока лет.

А вот примеры противоположного характера.

В 1995 году на должность заместителя начальника академии ФПС был

назначен прибывший из военного ведомства полковник В. Сухарев. В

течение года новоявленный "спец военной науки" буквально терроризировал

своими поучениями умудренных опытом офицеров-пограничников. Получив

звание генерал-майора, он тут же убыл управлять всеми учебными

заведениями ФПС. Вскоре Вы его представили к званию генерал-лейтенанта.

Но на последнем этапе этой процедуры выяснилось, что В. Сухарев был

осужден еще в период службы в Западной группе войск. Пришлось срочно

увольнять "перспективного" генерала.

Вы же, Андрей Иванович, посодействовали и своему сослуживцу В.

Рузляеву, который сразу был назначен руководителем главной инспекции,

хотя он в пограничном деле, как говорится, "не ухом, не нюхом". скоре

В. Рузляев стал генерал-лейтенантом. Главноинспектирующий не отличался

примерным поведением и однажды в непотребном виде стал приставать в

общежитии к женам слушателей академии. Те, естественно, накостыляли ему

как следует.

Однако затем В. Рузляев был назначен командующим Северо-Кавказским

особым пограничным округом и получил звание генерал-полковника. А ныне,

говорят, ему готовят более высокую должность в Москве. "Порядки" он

наводит круто и в порывах гнева грозит подчиненным: "Я из вас

пограничный дух выбью". Этот "дух" уже пытались выбить, в том числе и

фашисты в 1941 году. Не получилось, ныне тоже не получится.

А теперь о реформах в Вооруженных Силах и погранвойсках. ы

утверждаете, что у Ваших оппонентов "до сих пор нет ясного понимания

смысла, главной цели и конечного результата этих реформ". Допустим, что

это так. Но ведь и в Ваших работах нет ответа на главный вопрос: кто

противостоит России и каковы их силы? А ведь тут все ясно как в божий

день - США и НАТО. Не определив основной источник угрозы, Вы приходите

к сомнительному выводу о том, что "развязывание крупномасштабной войны

против России сегодня и в ближайшие 10-15 лет маловероятно". Ну а через

пятнадцать лет при нынешнем курсе российских властей нас можно и голыми

руками брать. Не потому ли Ваши предложения реформирования Вооруженных

Сил рассчитаны на три этапа продолжительностью от 17 до 24 лет!

Настораживает и Ваш вывод об "усилении внутренних опасностей для

осуществления поступательного развития страны". В связи с этим Вы

предлагаете "повышать удельный вес специальных войск (до 50

процентов)". Не исключено, что ти формирования будут готовиться не

столько для защиты страны извне, сколько против собственного народа.

Не менее спорные идеи Вы вкладываете в реформирование пограничных

войск. Недавно в Академию ФПС был направлен на рецензию опус под

названием "Облик охраны государственной границы до 2010 года". Он

вызвал у ученых и практиков, мягко говоря, удивление. Там, например,

прогнозируется, что некоторые участки российской земли (Карелия) могут

перейти к сопредельным странам. Лихо! С размахом предполагается

охранять морскую границу эскадрами и флотилиями. Фантастика! Где Вы

наберете столько кораблей, которые уже несколько лет не строятся? Кроме

того, Вы изъявляете желание иметь в погранвойсках разведывательную и

штурмовую авиацию. (И это все при предполагаемом финансировании менее

чем 50 процентов!). По оценкам специалистов, только на штурмовую

авиацию уйдет почти половина средств, отпускаемых на все погранвойска.

Эти странные проекты по формированию суперпогранвойск уже в какой-то

мере реализуются.

В былые времена войска получали летчиков, штурманов, авиаинженеров,

офицеров тыла и военно-медицинской службы из соответствующих учебных

заведений Минобороны и Минздрава. Это вполне удовлетворяло как по

уровню подготовки, так и по затратам. Теперь, например, всех

авиационных специалистов готовят в одном пограничном училище. Летчики

говорят, что это уникальный случай в мировой практике! Создан также

медицинский институт для погранвойск. Остряки не без оснований

спрашивают: что, у пограничников аппендицит в другом месте, нежели у

нормальных людей? Вот куда уходят огромные деньги, так необходимые для

застав и кораблей, охраняющих границу.

А в округах и частях не без удивления восприняли Ваши указания "О

поиске нетрадиционных источников финансирования". Известно, что не

только власти Приграничья, но и предприниматели неравнодушны к

государственным рубежам. А посему есть опасность срастания командования

погранвойск с бизнесом, в том числе и криминальным. Ведь не случайно

один известный политический деятель, связанный с предпринимательством,

заявил: дайте мне один километр государственной границы, и я через год

стану миллиардером.

Уже несколько лет Вы, Андрей Ивановин, вынашиваете идею иметь одного

хозяина на рубежах страны. Подразумевается подчинение ФПС таможни,

санитарной, ветеринарной и других ведомств, участвующих в контроле за

пропуском через границу. Такая идея может возникнуть в голове только

дилетанта, но не государственно мыслящего человека. Это так же

противоестественно, как и объединить суд и прокуратуру, адвоката и

обвинителя в одном лице. Супермонстр на границе с единоличным хозяином

может оказаться просто опасным для государства. Хорошо, что Ваши

тоталитарные намерения сдерживает Международный таможенный союз,

который заявляет, что ни в одном государстве их организации не входят в

воинские формирования.

Мне как ученому горько сознавать и то, как Вы используете научный

потенциал войск. Иногда ставятся сомнительные задачи при отсутствии для

того политических решений, тратятся большие силы по разработке

показушных и малоэффективных операций. типа "Путины" или вредной для

практики идеи охраны границы не войсковыми силами.

Идет разбазаривание научно-технических кадров. Сплошь и рядом опытные

педагоги в возрасте 50 лет увольняются в запас. Так, например, недавно

защитили докторские диссертации полковник Ф. Абитов и генерал-майор В.

Харламов, затем оба буквально были изгнаны из Академии ФПС. В 1997 году

уволен в запас как неугодный президент отделения погранологии

Международной академии информации доктор военных наук, профессор

контр-адмирал В. Дмитриев. Он был инициатором разработки теории охраны

границы на морских участках, автором ряда учебников, председателем

единственного в ФПС диссертационного совета. Вместо него заместителем

начальника академии по научной работе назначен доктор исторических наук

А. Касьянов, ни дня не связанный с погранвойсками.

И, наконец, последнее. Защитники государственных рубежей могут

гордиться тем, что подавляющее большинство командующих погранвойсками

были высокоподготовленными специалистами, обладали большой духовной

культурой и личной скромностью. Еще совсем недавно у высшего

должностного лица погранвойск и одновременно заместителя председателя

КГБ СССР не было никакой охраны у кабинета, к нему мог свободно

о ратиться любой офицер или служащий, а с обязанностями помощника

справлялся майор или подполковник. Вы, г-н генерал, первым из

руководителей пограничного ведомства стали пользоваться отдельным

входом в здание (подъезд N1), установили перед своими апартаментами

специальный пост, окружили себя многочисленными помощниками и

референтами с полковничьими и генеральскими погонами. В управлениях

округов, в академии и даже в Музее погранвойск для Вас о орудовали

роскошные кабинеты, в которых Вы бываете два-три раза в год.

При большом дефиците финансовых средств в войсках Вы с размахом тратите

деньги на зарубежные поездки. Так, Счетная палата обнаружила перерасход

по этой статье на сумму свыше трехсот миллионов рублей. В эти расходы,

видимо, еще не вошла Ваша поездка с женой во Францию.

В былые времена командующие погранвойсками не давали повода для

разговоров о дачах, автомашинах, а ныне судачат даже о Вашей яхте на

Московском море. Настало время принародно сказать, что Вы не тот, за

кого себя выдаете. И думаю, что после Вашей деятельности в войсках

останутся глубокие и долго не заживающие раны.

С неуважением к Вам, академик, доктор военных наук, профессор Михаил

ГРИШИН


Михаил ГРИШИН Предел безграничья // Правда России (Москва).- 09.07.1997





Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.