От mina Ответить на сообщение
К Иван Уфимцев Ответить по почте
Дата 14.08.2013 22:55:32 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Re: Боюсь даже

КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТОРПЕДНЫХ КОНТАКТНЫХ ВЗРЫВАТЕЛЕЙ
В большой степени безопасность техники — это проблема духовности и культуры в обществе, то есть отноше¬ние к человеку, его здоровью и его цен¬ности для общества, в том числе и в чисто экономическом плане. Абсолют¬ную безопасность невозможно обеспе¬чить существующими техническими и экономическими средствами, не доводя ее до абсурда.
В экономически развитых странах, к которым можно отнести Россию, при¬нят приемлемый риск 10*. то есть один аварийный случай на миллион. У нас в стране (СССР) до недавнего времени считался приемлемым риск 104, то есть один аварийный случай на десять ты¬сяч выстрелов.
Боевой корабль, со всем .имеющим¬ся па нем оружием и людьми, предна¬значен для нанесения максимального ущерба противнику при ведении бое¬вых действий на море. Этому на нем подчинено все, в том числе и такая со¬ставная часть морского оружия как тор¬педный контактный взрыватель.
При разработке первых взрывателей концепция безопасности состояла в том, что взрыватель, как потенциально на¬иболее опасный составной элемент боеприпаса, требовал осторожного обра-щения. Для обеспечения безопасности этого считалось достаточно. В против¬ном случае при несоблюдении мер безопасности последствия бывали пе¬чальными. Взрыватели в те годы бы¬ли непредохранительного типа и не¬осторожное обращение с ними вызыва¬ло взрывы, пожары, аварии с гибелью личного состава. По мере накопления опыта боевого применения взрывате¬лей, оплаченного, в прямом смысле этих слов, жизнью и кровью погибших и по¬страдавших, пришло понимание того, что одной осторожностью, особенно в боевых условиях, мало чего добьешь¬ся. Менялись подходы к обеспечению безопасности оружия.
В боевых зарядных отделениях тор¬пед того времени использовался тро¬тил — достаточно инертное взрывчатое вещество. Еще не было понятия о сту¬пенях предохранения, но здравый смысл привел к следующему методу обеспе¬чения безопасности обращения с бое¬выми торпедами. Наиболее опасной частью торпеды является взрыватель, а наиболее опасный элемент взрывателя — средство инициирования или первичные детонаторы, содержащие ини¬циирующие взрывчатые вещества. Для уменьшения опасности взрыва на ко¬рабле первичные детонаторы с неболь¬шим количеством взрывчатого вещест¬ва, недостаточного для взрыва основ¬ного боевого заряда торпед, при эк-сплуатации вообще изымались из взры¬вателя и эта так называемая «запаль¬ная принадлежность» хранилась от¬дельно, в рундуке.
Механические торпедные контакт¬ные взрыватели состояли из механиче¬ской части и запального стакана — вто¬ричного детонатора. В последнем на¬ходится взрывчатое вещество менее чув¬ствительное к удару, например, тетрил массой 0,6...0,8 кг. Этого количества взрывчатого вещества вполне достаточ¬но для детонации боевого заряда тор¬педы. Первичные детонаторы вставля¬лись в запальные стаканы только перед боевым применением торпед. Они задействовались механически — наколом жала бойка при встрече торпеды с целью, от их взрыва детонировали за¬ряды взрывчатого вещества в запаль¬ных стаканах. Последние вызывали де¬тонацию основного боевого заряда тор¬педы. Такова была ступенчатая схема детонации во взрывателях непредохра¬нительного типа. Она обеспечивала бе¬зопасность служебного обращения с боевыми отделениями торпед вот уже добрых сто лет. Ведь принятая концеп¬ция безопасности жива и поныне в тор¬педных контактных взрывателях — уни¬фицированных запальных устройствах (УЗУ), которые по сегодняшний день стоят на вооружении ВМФ России.
С появлением взрывателей полу¬предохранительного и предохранитель¬ного типа безопасность в служебном обращении окончательно приготовлен¬ных торпед обеспечивалась даже в ус¬ловиях возникновения аварийных си¬туаций. Морское оружие, разновидно¬стью которого является торпеда, доста¬точно консервативный вид оружия в хорошем понимании этого слова. В нем наиболее ярко воплотился принцип: «Лучшее — враг хорошего». То есть удачно найденное техническое реше¬ние, пусть даже интуитивное, но про¬шедшее экспериментальную проверку всегда тиражируется и переходит из од¬ного образца оружия в другой анало¬гичный образец без существенных из¬менений. В полной мере это относит¬ся и к торпедным контактным взрывателям. При достаточно большом мно¬гообразии торпед количество образцов или номенклатура торпедных контакт¬ных взрывателей — невелика. А с уче¬том экспериментальных образцов тор¬пед, находившихся в опытной отработ¬ке, она просто мала. Как справедливо отмечено в книге (18) «до войны и в первые послевоенные годы технический прогресс в торпедной промышленно¬сти базировался главным образом на удачных эмпирических решениях и изо-бретениях отдельных одаренных разра¬ботчиков. Научно обоснованная теория проектирования делала еще только пер¬вые шаги и работа строилась в основ¬ном на опыте, интуиции и таланте ве¬дущих специалистов. Как правило за¬мыслы конструкторов сразу воплоща¬лись в натурные макеты, которые до¬лго и кропотливо испытывались и до¬рабатывались в натурных условиях». Это во многом справедливо и для се¬годняшнего дня. Образцы торпедного оружия и торпедных контактных взры¬вателей, создаваемые и отрабатывае¬мые таким образом отличаются высо¬кой надежностью функционирования и безопасностью. А при постоянном уве¬личении доли лабораторно-стендовых испытаний и доли моделирования в процессе отработки взрывателей сни¬жается и стоимость разработки новых образов даже при таком трудоемком процессе их создания (в относитель¬ных ценах).
С появлением нового, послевоенно¬го поколения торпедных контактных взрывателей с огневой цепью предох¬ранительного типа и двумя — тремя ступенями предохранения концепция безопасности приобрела новые очерта¬ния. Этот тип взрывателей, в которых взведение, то есть совмещение или до¬сылка первичных и вторичных детона¬торов осуществляется внутри взрыва¬теля только после торпедного выстре¬ла, на подводной траектории, является наиболее безопасным и перспективным.
В главе 7, посвященной анализу фи¬зических факторов и электрических ко¬манд, сопровождающих торпедный вы¬стрел, отмечалось, что наиболее при¬емлемыми являются следующие из них: фактор отделения от носителя или по¬теря жесткой связи с носителем торпе¬ды; фактор среды; временной фактор.
Механизмы ступеней предохранения функционируют сначала по физическо¬му фактору отделения от носителя, за¬тем по средовому фактору, от которо¬го запускаются временные механизмы дальнего взведения. В случае выскаки¬вания торпеды на поверхность воды уст¬ройства ступеней предохранения, ос-нованные на факте среды, отключают электроцепи механизма дальнего взве¬дения. Тем самым окончательное взве¬дение взрывателя не происходит до про¬хождения всей дистанции дальнего взве¬дения. Временная взаимосвязь ступе¬ней предохранения обеспечивает их сня¬тие только в последовательности, зало¬женной в ТКВ и в торпеду при ее нор¬мальном функционировании. При таком подходе к построению системы пред¬охранения одна ступень предохранения контролирует другую, связанную с ней и с другими ступенями, работающими последовательно и/или параллельно. Предохранительные устройства систе¬мы предохранения ТКВ, созданные с использованием различных физических принципов характеризуются высокой степенью безопасности. При несанк¬ционированной (аварийной) отработке одной из имеющихся ступеней предох¬ранения не происходит автоматическо¬го снятия последующей ступени предо¬хранения.

П.С.Исаченко
Торпедные контактные взрыватели
СПб 1996

на 65-76А - УЗУ
как не быталось им выкрутить руки УПВ на установку КВ предохранительного типа

С уважением, mina