От ХейЕрдал Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 28.07.2013 15:29:19 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Фортификация; Версия для печати

Торпеды для Блюхера

В теме про старинную;) артиллерию в WWII всплыла история потопления старыми торпедами ТКР «Блюхер» 09.04.1940. Вроде бы это единственный случай в истории потопления корабля торпедой с берега?

Из неопубликованной пока;) статьи про историю норвежских торпедных батарей (1901-2001гг):

В 1903 году в береговой крепости «Оскарборг» была введена в строй первая норвежская береговая торпедная батарея Kaholmen. Конструкция этой батареи уникальна ...
В 1900 году специально для батареи закупили на фирме Уайтхеда (г. Фиум, Австро-Венгрия) 45-см торпеды mod. V d. Для своего времени это были хорошие образцы, имеющие приличные характеристики и великолепную надежность, что подтвердила их 40-летняя служба. С 1903 по 1940 год БТ Kaholmen несла свою незаметную службу по охране Осло-фьорда. За это время сменилось несколько поколений торпедистов, произведено около 200 практических торпедных стрельб. Но, главное, торпеды оставались все теми же старыми добрыми Уайтхедами. В 1930-х годах была проведена модернизация - взрывчатое вещество в боевых зарядных отделениях торпед было заменено на 100 кг TNT. Интересно, что занявшие крепость немцы сразу сделали то, что давно собирались сделать норвежцы – уже в 1940 году заменили заслуженные торпеды на новые норвежские (!) modell X.

... Когда горящий «Блюхер» казалось уже проскочил зону убийственного артиллерийского огня, в дело вступила торпедная батарея. Обе выпущенные с дистанции 300-500 м торпеды попали в центральную часть корабля: одна - в котельное отделение №1, вторая - в переднее турбинное отделение. Именно торпедные повреждения оказались фатальными. Без них крейсер остался бы на плаву, смог бы потушить (или хотя бы локализовать) пожар, исправить повреждения и закончить свою миссию – высадить десант в порту Осло...
По иронии судьбы, последним боевым действием команды «Блюхера» было выстреливание из торпедных аппаратов своих торпед из-за опасений, что пожар на палубе вызовет их взрыв.

Похожим образом развивались события утра 9 апреля в районе Бергена. Немецкие корабли под огнем береговых артиллерийских батарей прорывались по узким фиордам к Бергену. Повреждения, полученные крейсерами от попаданий снарядами калибром до 210 мм были тяжелыми, но не смертельными – корабли продолжали движение и высадили десант прямо на набережные города. Единственное, что могло сорвать высадку – это торпеды второй норвежской ТБ Kvarven. Но хотя корабли проходили на расстоянии всего 300-400 м от батареи, торпедного залпа не последовало. Батарея оказалась не готова к немедленному действию...

История имела длительное продолжение. Впечатленные потерей «Блюхера» и случайной удачей в Бергене, немцы сразу после высадки стали лихорадочно «создавать» береговые и плавучие торпедные батареи где только можно и из чего только можно. И активно занимались этим делом до самого конца войны, не успев достроить часть стационарных батарей (см. «нашу» ТБ в Линахамари). Норвежцы после войны включили в состав своей береговой обороны 10 из 18 немецких батарей. Затем их модернизировали, строили новые ТБ (защищенные от атомных взрывов) и завершили начатую в 1901 году эпопею только в 2001 году...
Blücher 09/04/1940
[135K]