От Манлихер Ответить на сообщение
К объект 925 Ответить по почте
Дата 28.05.2013 19:56:43 Найти в дереве
Рубрики Флот; Армия; Версия для печати

ОК, давайте заглянем в УК, а потом в УГиКС (+)

Моё почтение
>>...Если убийство УК запрещено, а статус и полномочия часового расписаны только в УГиКС?
>++++
>Статья 37. Необходимая оборона
>Статья 38. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
>Статья 39. Крайняя необходимость
> http://base.garant.ru/10108000/8/#block_1008

Статья 37 Необходимая оборона

1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

Статья 38 Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

1. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.
2. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Статья 39 Крайняя необходимость

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Везде присутствут оговорки, касающиеся необходимости оценивать обстановку (опасность посягательства либо возникших обстоятельств, чтобы не превысить пределы необходимой обороны/крайней необходимости.

Теперь УГиКС:

211. Всех лиц, приближающихся к посту или к запретной границе поста, обозначенной на местности указателями, кроме начальника караула, помощника начальника караула, своего разводящего и лиц, сопровождаемых ими, часовой останавливает окриком "Стой, назад" или "Стой, обойти вправо (влево)".
При невыполнении этого требования и пересечении запретной границы поста часовой предупреждает нарушителя окриком "Стой, стрелять буду" и задерживает его. О задержании нарушителя часовой сообщает в караульное помещение, следит за его поведением и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему пост.
Если нарушитель после предупреждения "Стой, стрелять буду" продолжает движение, часовой досылает патрон в патронник и производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого предупреждения или обращении его в бегство часовой применяет по нему оружие.
212. В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя опознать приближающихся к посту или к запретной границе поста, часовой останавливает всех лиц окриком "Стой, кто идет?". Если ответа не последует и (или) нарушитель пересечет запретную границу поста, часовой предупреждает его окриком "Стой, стрелять буду" и задерживает нарушителя. О задержании нарушителя часовой сообщает в караульное помещение, следит за его поведением и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему пост.
Если нарушитель после предупреждения "Стой, стрелять буду" продолжает движение, часовой досылает патрон в патронник и производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого предупреждения или обращении его в бегство часовой применяет по нему оружие.
Когда на окрик часового последует ответ: "Идет начальник караула (помощник начальника караула, разводящий)", часовой приказывает: "Начальник караула (помощник начальника караула, разводящий), ко мне, остальные - на месте"; если необходимо, часовой требует, чтобы приближающийся к нему осветил свое лицо. Убедившись, что назвавшийся действительно является начальником караула (помощником начальника караула, разводящим), часовой допускает его и всех прибывших лиц к себе.
Если же назвавшийся начальником караула (помощником начальника караула, разводящим) окажется неизвестным или находящиеся с ним лица не выполнят требования часового оставаться на месте, часовой предупреждает нарушителей окриком "Стой, стрелять буду". При невыполнении нарушителями этого требования часовой применяет по ним оружие.
213. При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком-ножом (штыком) и прикладом.

Здесь концепция совершенно иная. Часовой не должен ничего оценивать - ни общественную опасность, ни обстоятельства. Его действия четко регламентированы: "Стой, назад!" - "Стой, стрелять буду!" - предупредительный выстрел - огонь на поражение. При этом абсолютно не важно, чего именно он охраняет - штаб с генералами или склад с рваными сапогами (или вообще пустой). И если он кого-то завалит при попытке спереть рваные сапоги - никто его судить не будет, скорее наоборот - поощрение получит. Так что для применения часовым на посту оружия он не должен оказаться ни в состоянии необходимой обороны, ни в состоянии крайней необходимости. Но при том же самом, если военнослужащий, не являющийся часовым, откроет огонь на поражение по замеченным им похитителям рваных сапог - его привлекут к уголовной ответственности за превышение пределов крайней необходимости, поскольку п.п.13,14 устава внутренней службы устанавливает для него правила оценивать данные пределы при применении оружия, а рваные сапоги явно не принадлежат к числу объектов, сохранение которых необходимо обеспечить любыми средствами вплоть до стрельбы на поражение по посягающим. Плюс в п.14 приведены ограничения на случаи применения оружия (женщины, явные инвалиды и т.п.) - симметрично закону "Об оружии". А в УГиКС ничего такого нет.

Кстати, если сравнивать положения УГиКС с диспозицией ст.38 УК РФ - то, для начала, в УГиКС вообще не идет речи о совершенном преступлении. Неподчинение часовому - не уголовное преступление ни разу, даже если оно умышленное. Тем не менее, стрелять он не только вправе, но и обязан! Более того - обратите внимание на выделенные курсивом оговорки в п.п.211, 212 - часовой обязан применять оружие не только в случае, когда посягающий не останавливается после окрика "Стой, стрелять буду!", но и если тот обращается в бегство! Это уже прямое несоответствие п.2 ст.38, согласно которому для задержания лица, совершившего преступление, допускается применять лишь меры, соответствующие общественной опасности преступления и обстоятельствам задержания. Часовой же обязан стрелять не только по не подчиняющемуся окрикам лицу, но и по убегающему - не заморачиваясь вопросом о том, насколько общественно опасным типом убегающий является.

>>И вообще, какими нормативными актами, кстати, отменяется общеуголовный запрет на причинение смерти комбатантам для военнослужащих?
>+++
>я вопрос не понял. Но вообще в Конвенции о законах и обычаях все расписано.

Это Вы IV Гаагскую конвенцию 1907 года имеете в виду? Если да, то не уточните номера статей - я там что-то ничего такого не нахожу. Я там вижу только правила, ограничивающие рамки боевых действий, но не вижу норм, устанавливающих право комбатантов применять оружие на поражение по другим комбатантам.

>>Нет, не тупИте, по нынешним временам немало даже проф.юристов в этом вопросе откровенно плавают.
>+++
>Устав по отночению к УК не является спец.нормой, т.к. имеют различные обьекты регулирования. Можно сказать что спец.норма ето Устав ППС по отношению к Закону о полиции. Но даже в етом случае, необходимо чтобы спец.норма была приблизительно такого-же уровня, т.е. закон к закону, а не подзаконный акт к закону.

Вы соверршенно правы насчет Устава ППС - он спец.норма по отношению к Закону "О полиции". Вот только Вы, видимо, не в курсе, что Устав ППС по юр.силе даже ниже общевоинских уставов, т.к. утвержден Приказом МВД от 29.01.2008 года № 80.

>Алеxей
В сражениях за истину последняя участия не принимает