От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Красвоенлет
Дата 07.02.2013 16:19:12 Найти в дереве
Рубрики Прочее; WWII; Память; Искусство и творчество; Версия для печати

Re: Приключения Буратино

>Еще в копилку:

> http://sadalskij.livejournal.com/720728.html


>Леонид Оболенский
>В октябре 1941 вместе с другими преподавателями ВГИКа ушел в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. Бежал из плена. До освобождения Молдавии скрывался в монастыре под Бендерами под именем монаха Лаврентия. После войны был арестован и осужден. В 2005 году (посмертно) реабилитирован.



Кино на войне: документы и свидетельства -2005

Предпринимались подчас и весьма рискованные попытки вызволить своих товарищей из лагерной неволи — отправлялись надлежащие челобитные в инстанции, сидельцам Гулага подписывались самые распрекрасные характеристики5. Иногда эти опасные хлопоты увенчивались успехом.
Кого-то удавалось освободить из лагерной неволи досрочно. Кого-то удавалась вырвать из следственных камер еще до момента вынесения приговора.
Таков почти волшебный случай с популярнейшим Борисом Андреевым, арестованным за «высказывания» в разгар одной из бомбежек советской столицы. Но, видно, и чекисты придерживались принципа «Свято место пусто не бывает». Одни узники Гулага прощались с лагерными нарами, другие их получали. Посадки кинематографистов, ряды которых в годы войны и без того сильно поредели, отнюдь не прекратились... В следственных тюрьмах НКВД, на пересылке, в далеких северных и восточных «лагах» пересеклись судьбы и зрелых, даже матерых кинематографистов и тех, кто только собирался переступить порог киножизни, или тех, кто даже еще и не помышлял о нем. В 1943 году где-то в лагерях оборвалась жизнь арестованного в 1937 году Йывана Кырли — легендарного исполнителя роли Мустафы в фильме « Путевка в жизнь», разносторонне одареннейшего человека. Кырля играл на сцене Марийского драматического театра, писал замечательные стихи на родном языке. Некоторые из них в республике Мари-эл вошли в школьные учебники и хрестоматии, стали поистине народными.
Где и при каких обстоятельствах на взлете оборвалась жизнь этого талантливого человека — ни советские, ни нынешние справочники ничего не говорят. В госфиль- мофондовской энциклопедии «Актеры советского кино» — всего три слова: «Умер в 1943 г.»6. 3 марта 1943 года был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде кинодраматург Алексей Каплер. В марте 1943- го в самом центре Москвы, на Манежной площади чекисты взяли шестнадцатилетнего Петра Вельяминова, в будущем замечательного актера театра и кино7. Весной 1944-го по дороге на фронт прямо в поезде были арестованы студенты- четверокурсники сценарного факультета ВГИКа Юлий Дунский и Валерий Фрид, добровольно, по зову сердца выпросившиеся на войну.

В победном 1945-м на допросы лубянских следователей настала пора отвечать ветерану кино Леониду Оболенскому... Леонид Леонидович Оболенский — актер, режиссер, звукооператор, педагог — в октябре 1941 года, в самые тревожные дни наступления немецких войск на Москву вместе с другими преподавателями ВГИКа вступил в народное ополчение.
В боях на Брянско-Вяземском направлении, когда в окружении оказались сразу 64 советские дивизии (по немецким данным 688 тыс. пленных), попал в плен.
Был вывезен в Германию, дал согласие работать на немцев, но при депортации из Баварии в прифронтовую зону бежал.
На территории Молдавии Л.Л. Оболенскому удалось найти прибежище в католическом монастыре, где он совершил постриг и принял имя Лаврентия. Во время освобождения Молдавии советскими войсками он был арестован. 2 ноября 1945 года Оболенский, как бывший военнопленный, был осужден по ст. 54-1 «а» УК УССР (измена Родине) и приговорен «к лишению свободы на десять лет с поражением в правах на пять лет».

Следом на лагерные нары по приговору Особого совещания при министре внутренних дел СССР пришлось отправиться и актрисе театра и кино Валентине Георгиевне Токарской. К четырем годам лагерного заключения она была приговорена «за пособничество немецким оккупантам ». Однако на оккупированной территории Токарская оказалась не по своей воле. «Из материалов дела видно, — говорилось в заключении комиссии по реабилитации, — что Хо- лодов-Цеймах и Токарская в 1941 году в группе артистов Московских театров выехали на Западный фронт для культурного обслуживания частей Советской Армии, но в районе гор. Вязьма попали в окружение, а затем и в плен.
Находясь на оккупированной территории и не имея средств к существованию, Холодов-Цеймах, Токарская и другие артисты организовались в труппу, в составе которой выступали перед гражданским населением, в немецких воинских частях и в лагерях военнопленных, за что получали зарплату и продуктовые пайки. Фактов выступления Холодова-Цеймах, Токарской и всей их труппы с антисоветским репертуаром не установлено, так же как и не установлено какой-либо другой помощи немецко-фашистским оккупантам со стороны Холодова-Цеймах и Токарской. При таких обстоятельствах осуждение Холодова-Цеймах и Токарской нельзя признать обоснованным».