От IAM Ответить на сообщение
К берег Ответить по почте
Дата 25.01.2013 18:59:15 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: А откуда...

Видел ранее упоминание об этом эпизоде в нашей красноярской книге по Алсибу "Небо без границ". В инете тоже есть
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/B24/B24022.htm

"Зато в ноябре 1942 г. один B-24D перепал Советскому Союзу совершенно случайно. Американская военная делегация во главе с генералом О. Брэдли возвращалась из Москвы домой по недавно начавшей работать Красноярской трассе. Одну из промежуточных посадок сделали в Якутске. Понадеявшись на новую систему разжижения масла бензином, американские пилоты отказались от прогрева моторов обогревателями, практиковавшегося у нас. А в Якутске было минус тридцать. Вскоре после взлета отказал четвертый мотор, а его винт не зафлюгировался. Пилоты решили вернуться обратно в Якутск, но, на беду, замерзла гидросистема. Шасси вышло с запозданием, закрылки вообще отказали. Самолет выкатился за полосу, сорвал пневматики колес и подломил правую стойку.
Делегация вернулась на Аляску на советском ПС-84, а брошенный в Якутске «Либерейтор» предложили в подарок начальнику Красноярской трассы И.П. Мазуруку. Мотивировали это тем, что бомбардировщик был куплен богатой матерью второго пилота Т.Уотсона (впоследствии он стал послом США в СССР) и считается его собственностью. Передачу самолета советской стороне поспешно оформил доставленный из города местный нотариус. Впоследствии американцы засчитали этот B-24D № 41-11820 как поставленный по ленд-лизу.
Специалисты 1-й перегоночной дивизии Д.Островенко, В.Чечин и И.Коваленко привели машину в порядок. Перебрали моторы, заменив часть деталей. Облетывал самолет сам Мазурук. Весной 1943 г. он же перегнал его под Москву. В мае «Либерейтор» вошел в состав парка Управления международных линий. Существовали планы использовать этот самолет на предполагавшейся трассе перегонки авиатехники из Англии через Северную Африку, Ирак и Иран. Машина должна была сначала развезти советских специалистов по трассе, а затем обеспечивать возвращение перегоночных экипажей с базы Рас-эль-Ма в Хурн (Англия). Подобранный для «Либерейтора» экипаж УМВЛ начал тренировки в длительных полетах. В июне он совершил перелет Кратово - Егорьевск - Саратов - Астрахань - Махачкала - Баку - Аджикабул - Тбилиси и обратно. Перелет был омрачен неприятным инцидентом: самолет вошел в запретную зону над портом в Астрахани и был обстрелян местными зенитчиками. В октябре машина подверглась небольшому ремонту на авиарембазе № 400 во Внуково. Существовала идея переделать его в спецсамолет для правительственных перевозок. Было ли что-то реально сделано в этом отношении - неизвестно. С сентября «Либерейтор» числился за 1-й транспортной авиадивизией, где на нем летал экипаж А.С.Шорникова. Машину использовали в основном для учебных целей, рассчитывая все-таки получить «Либерейторы» от американцев. Этот самолет эксплуатировался до весны 1945 г."