|
От
|
Глеб Осокин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
02.03.2002 20:45:15
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Роль Виктора Мальцева в СибВО
Всем привет!
Как уважаемое сообщество оценит правдивость нижеследующей статьи о роли Мальцева в создании новосибирской авиации...
Публикация одной из местных газет.
ТОТ САМЫЙ МАЛЬЦЕВ
Исторический опыт показывает, что у большинства известных городов были отцы-основатели: князь Юрий Долгорукий у Москвы, царь Петр Первый у Санкт-Петербурга, инженеры Н. Гарин-Михайловский, Н. Тихомиров и Н. Меженинов у Новониколаевска.
Иногда основателями становились первые жители. Увы, имена их не всегда доходили до потомков. Если бы не события начала 30-х годов ХХ века, то Толмачево так бы и остался пристанционным поселком, как и десятки подобных на Транссибе.
Кто решил построить военный аэродром именно в этом месте, долгое время оставалось загадкой. Удивляться тут нечему, ибо в военной истории нашего Отечества до сих пор не избавились от огромного количества умолчаний, загадок и мифов.
ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ
Более 30 лет назад автор этих строк впервые посетил военный городок в Толмачево. При этом очень интересными показались мне несколько зданий явно довоенной постройки: деревянные дома и гарнизонный Дом офицеров с изображениями пилотов в форме 30-х годов. Видя мой интерес, один из местных жителей, мужчина пенсионного возраста, сказал, что здания строил еще Мальцев.
Сказал и пошел по своим делам, а простая русская фамилия запомнилась. Чуть позже, в электричке, я пожалел о том, что не спросил, кто же был этот Мальцев. Среди известных архитекторов такого вроде бы не было, хотя эту фамилию вполне мог носить прораб, мастер или просто строитель-стахановец, которых в те годы было предостаточно. Со временем фамилия стала забываться, но однажды, просматривая книгу по истории военной авиации Сибири, вышедшую несколько лет назад, в списке командующих я увидел эту фамилию и вспомнил то посещение военного городка.
Оказалось, что начальником ВВС СибВО с 1930 по 1934 год являлся Виктор Иванович Мальцев. На те же годы пришлось большое событие - перелет из Новосибирска в Толмачево 16-го корпусного авиаотряда. Это позволяло связать воедино имена и события. Сразу отследить дальнейшую судьбу главного военного летчика Сибири не удалось, но после того, как я поработал в московских и местных архивах, мне посчастливилось приблизиться к истине и найти "отцов-основателей" - тех, кто способствовал превращению пристанционного поселка в крупную воздушную гавань.
Дело обстояло так. В конце первой сталинской пятилетки начались количественные и качественные изменения в РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии), в том числе и в авиации. Звенья перерастали в эскадрильи, эскадрильи в отряды и авиабригады. На старых аэродромах становилось тесно от краснозвездных аэропланов.
В конце 1931 года высокое московское начальство определило новые районы базирования для военной авиации, учитывая внешнеполитические реалии. Реализация замыслов возлагалась на местные кадры. Согласно первоначальным планам, предполагалось сформировать авиабригады в районе Красноярска, Куломзино (левый берег Иртыша) и в Бердске. Выбор Бердска был не случаен, так как во время корпусных маневров 1928 и 1930 годов на импровизированный аэродром возле этого села приземлялись самолеты двух отрядов. Кроме того, рядом река Обь и железнодорожная ветка на Барнаул - лучше не придумаешь! За Бердск ратовал и всесильный товарищ Эйхе, секретарь крайкома ВКП(б). Переубедить его предстояло военному командованию, ибо командующий войсками округа Я.П. Гайлит и начальник ВВС В.И. Мальцев лучше видели плюсы поселка Толмачево именно в базировании авиации. Эти обстоятельства вполне позволяют считать Гайлита и Мальцева отцами-основателями Толмачева, хотя их имена не афишировали по причине попадания обоих военачальников в 1937-38 годах в "ежовые" рукавицы НКВД.
Почти вертикальный взлет
Если фотография реабилитированного Я.П. Гайлита украшает новосибирский Музей СибВО, то снимка начальника ВВС СибВО того периода В.И. Мальцева найти не удалось, хотя именно этот сталинский сокол был очень известной личностью. О нем как о лучшем командире писали "Красная Звезда" и окружная газета "Красноармейская звезда". Мало того, по прошествии 40 лет старожилы г. Обь вспоминали добрым словом бывшего начальника ВВС СибВО и его дела!
Виктор Иванович Мальцев родился в 1895 году в поселке Гусь-Хрустальный нынешней Владимирской области в семье крестьянина-бедняка. В 1918 году он добровольно вступил в ряды РККА. Служил сначала в пехоте, а потом в артиллерии. В боях с белогвардейцами пополнил ряды партии большевиков, а через несколько лет после окончания братоубийственной войны поступил в военную школу пилотов и, отлично ее закончив, стал одним из лучших советских летчиков. За пять лет Мальцев прошел путь от рядового пилота до начальника ВВС одного из крупных военных округов. С 1930 по 1934 год он, командуя авиацией СибВО, ездил и летал от Омска до Читы, но в начале 1935 года был переведен в Среднеазиатский военный округ, в Ташкент, на аналогичную должность.
Долго командовать военной авиацией в Средней Азии не пришлось - волей партии и московского руководства Мальцева направили руководить местным управлением Аэрофлота. Этот перевод не был наказанием, более того, Виктор Иванович получил персональное воинское звание полковника и, руководя управлением, некоторое время ходил в военной форме. Появление военного в управлении не было случайностью - это было "внедрение военной косточки в ряды гражданских летчиков, которые размагнитились и перестали ощущать себя резервом военной авиации". Такие военные кадры появились тогда не только в Средней Азии, но и на Украине, в Закавказье и Центре. А самим Аэрофлотом руководил комкор Ткачев - один из самых известных боевых летчиков. Быстро освоив специфику Аэрофлота, Мальцев поднял работу управления на должную высоту и начинал, как и в Толмачево, с постройки домов для летчиков. До военного начальника проживание пилотов в глинобитных хижинах было нормой! Мальцевские дома до сих пор стоят в Ташкенте.
В начале 1937 года Мальцева перевели в Тбилиси начальником местного управления Аэрофлота. Здесь он также должен был "навести соответствующий порядок", но долго работать не пришлось, так как уже через год по сфабрикованному обвинению сталинский сокол стал обитателем тюрьмы НКВД. Пройдя избиения, издевательства и унижения, он не подписал нужных следователям бумаг и через полтора года вышел на свободу. Бывшие друзья и знакомые шарахались от него, как от прокаженного. Обращение в Москву помогло трудоустроиться, и вскоре Мальцева назначили начальником санатория Аэрофлота в Ялте. Это назначение было весьма кстати, ибо известно, что мрачные застенки НКВД здоровья не прибавляют. Новая работа в лечебном учреждении сильно отличалась от той, что была в управлении Аэрофлота, но и ее освоил полковник запаса, бывший узник и сталинский сокол.
Путь к финалу
Начало Великой Отечественной войны В.И. Мальцев встретил в Ялте, но после сдачи немцам Севастополя прибыл в местное гестапо и рассказал о том, что было с ним несколько лет назад. Сначала он занимался агитацией против Советской власти, но вскоре его заметили и назначили городским головой в Ялте, а чуть позже он занял должность мирового судьи. В конце 1943 года Мальцев оказался у небезызвестного А.А. Власова, командующего Русской освободительной армией (РОА), в которой кроме самого генерал-лейтенанта было шесть генерал-майоров РККА, один генерал-майор НКВД, бригадный комиссар, комбриг, 42 полковника и один капитан I ранга. В РОА наряду с пехотой, кавалерией и танковыми войсками имелась и авиация, которой командовал генерал-майор Мальцев. В начале 1945 года ВВС РОА состояли из истребительной эскадрильи под командованием бывшего Героя Советского Союза майора С. Бычкова, эскадрильи скоростных бомбардировщиков под командованием также бывшего Героя Советского Союза капитана Б. Антилевского, штурмовой эскадрильи капитана С. Артемова, эскадрильи связи, имевшей на вооружении трофейные советские самолеты У-2. Кроме того, в ВВС РОА числилась школа пилотов, полк зенитной артиллерии, парашютно-десантный батальон и рота связи. Эта антибольшевистская сила в апреле 1945 года вступила в бой, но под натиском превосходящих сил Красной армии начала отступление на запад. Сам генерал-майор Мальцев мог спастись, улетев с Б. Антилевским в Испанию на "Хейнкеле-111", но не сделал этого и вскоре был пленен американцами. Попав в лагерь, он обратился с просьбой отправить его на японский фронт в составе ВВС США, но братья-американцы передали Мальцева, как и других генералов РОА, советскому командованию.
Потом было долгое следствие и быстрый закрытый суд без адвокатов. Все было по Вышинскому. В августе 1946 года советские газеты сообщили о том, что все обвиняемые повешены. Материалы процесса опубликовали через некоторое время, тщательно "причесав" цензурой, так что из текста невозможно было узнать воинские звания и былые заслуги обвиняемых, которых судили как рядовых уголовников.
Очень верно было сказано одним из современных российских исследователей эпохи 30-40-х годов: "Сталинщина породила власовщину". Из песни слова не выкинешь, что было, то было: самый удачливый "сталинский сокол" стал предателем, а беззаконие и "ежовые" рукавицы поколебали прежние идеалы.
Псевдоним
С уважением...