От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 28.02.2002 07:59:34 Найти в дереве
Рубрики Прочее; WWII; Современность; Версия для печати

Re: Собаки внутренних...


Код: Y00-696525 Государство: Россия
Источник: Вестник связи Регион: Город Москва
Дата: 19.08.2000 Город: Москва
Номер: 008 Автор: В.Р. ИВАНОВ, первый заместитель начальника Главгоссвязьнадзора России, профессор, В.В. ЗАГОСКИН, зам
Страница: 28-32




70 ЛЕТ НА СТРАЖЕ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА.



На рубеже веков происходит фундаментальная революция в области связи и информатизации. Сети связи, сотканные из меди, стекловолокна, а также радиочастотный спектр превращаются в производительную силу, крупный сектор экономики. Радиочастотный спектр (РЧС) может быть сравним с кабельными линиями и требует к себе такого же пристального внимания, соответствующего обслуживания при эксплуатации и финансирования, сопоставимого с затратами, выделяемыми на обслуживание кабельных линий связи. До настоящего времени этому уделялось мало внимания, поскольку РЧС использовался в основном для государственного телерадиовещания, технологической, военной и специальной радиосвязи. Однако в последние годы обстановка резко изменилась. Усиливается коммерческое использование РЧС. На отечественный рынок широким потоком поступают зарубежные радиоэлектронные средства (РЭС) и современные технологии связи. Россия активно участвует в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами регламентации использования РЧС. Стремительно развивается техника радиосвязи и соответственно растет спрос на частоты. В современных условиях наличие незанятых диапазонов частот становится существенным фактором развития и внедрения перспективных систем радиосвязи. Радиочастотный спектр имеет свой лимит и распоряжаться им нужно по-хозяйски.

При создании в начале века первых сетей радиосвязи и радиовещания возникла проблема взаимных помех. Для ее решения в наиболее развитых странах были организованы службы радиоконтроля за излучениями РЭС. При этом появилась необходимость правового регулирования использования частот.

Международное регламентирование радиосвязи началось в 1912 г. с проведения Лондонской радиоконференции, решения которой составили основу Регламента радиосвязи. Вашингтонская радиоконференция в 1927 г., в которой участвовали уже 80 стран мирового сообщества, но без представительства СССР, проводилась в связи с совершенствованием приемопередающей техники радиосвязи и первым распределением частотных полос между службами связи. Важнейшим решением было учреждение Международного консультативного комитета по радио (МККР). На Мадридской конференции 1932 г. по вопросам радиорегулирования была принята Конвенция об образовании новой организации - Международного союза электросвязи (МСЭ), который и по настоящее время занимается вопросами разработки технических основ функционирования радиосистем и правил использования РЧС, а также радиоконтроля.

Двадцатые годы характеризовались бурным ростом радиовещания, успехами вакуумной техники и рекордами дальней связи, установленными на коротких волнах радиолюбителями. В эти годы коротковолновый диапазон как неперспективный и неиспользуемый был отдан радиолюбителям, которые за короткий срок освоили его и сделали ряд сенсационных открытий в области обеспечения дальности связи.

В России массовое радиолюбительство началось с начала 1924 г. В 1928 г. в стране действовало свыше 450 любительских радиостанций, в том числе 130 коллективных, насчитывалось порядка 1500 коротковолновиков-наблюдателей. Активно использовалась коротковолновая связь для освоения Арктики. Например, Э.Т. Кренкель 12 января 1930 г. установил рекордную связь. С помощью KB приемопередатчика мощностью 250 Вт он связался с американской экспедицией Р. Берда, находящейся вблизи Южного полюса на расстоянии 20 тыс. км.

Вот в такой обстановке в июне 1930 г. было принято решение развернуть "на полянке" возле деревни Поляны (в настоящее время ст. Бутово) Московский пункт радиоконтроля за использованием РЧС. Место для строительства было выбрано не случайно. Южное Бутово, как и другие районы юго-запада Москвы, расположено на Теплостанской возвышенности, самом высоком месте Москвы (до 255 м). Кроме того, в то время здесь не было индустриальных предприятий, работа которых могла бы помешать приему и измерению излучений радиопередатчиков. С 1930 г. Московский пункт радиоконтроля занимался измерениями частоты и напряженности электромагнитного поля длинноволновых и средневолновых радиостанций. Наблюдение за работой коротковолновых передатчиков осуществлялось "на слух". Одновременно в Можайске был развернут второй пункт контроля.

С началом работы Бутовского и Можайского пунктов контроля результаты измерений использовались в научных исследованиях по распространению радиоволн при планировании сети радиовещания на территории СССР, а также для обеспечения беспомеховой работы радиостанций.

В начале Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. оба пункта были эвакуированы в Уфу и объединены в один, а с 1943 г. Московский пункт радиоконтроля снова возобновил свою работу вблизи деревни Поляны. В это сложное время усилиями коллектива пункта, в основном своими руками, были построены новое двухэтажное техническое здание, здание компараторной, артезианская скважина, жилой дом. Пункт подготовил опытных специалистов по радиоконтролю, которые овладели многими видами сложных радиоизмерений.

Из представленной ниже хронологии следует, что подобно Московскому пункту радиоконтроля были организованы радиоконтрольные пункты в других городах СССР - Киеве, Ростове, Минске, Ташкенте, Иркутске, Самарканде и Хабаровске, а позже и в других. В задачи пунктов входили проведение контроля частот радиостанций, напряженности поля, глубины модуляции, загрузки РЧС, ширины полосы излучения, прослушивание диапазонов и некоторые другие виды радиоизмерений в основном в KB диапазоне. Московский пункт радиоконтроля плодотворно сотрудничал с научными институтами по всей стране. Проводились исследовательские работы для Ленинградского, Новосибирского университетов, по заказу Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений. Сотрудники станции записывали на самописцах сигналы целого ряда частот, проводили долговременные измерения, которые использовались затем в научной работе институтов. Так, для Ленинградского государственного университета в течение длительного времени проводился комплекс исследований особенностей распространения радиоволн в земле, на основе которых затем была разработана применяемая ныне методика определения залежей полезных ископаемых по степени отражения и поглощения радиосигналов в земле.

1930 г. В Бутово (деревня Поляны, Московской области) развернут радионаблюдательный пункт (РНП), на котором начались измерения напряженности поля радиостанций и прослушивание диапазонов частот. Одновременно в Можайске (Московской области) начал работу пункт контроля частот радиостанций (ПКЧ), на котором проводились измерения частот излучений. Оба пункта были оборудованы измерительной аппаратурой, изготовленной частотно-измерительной лабораторией и лабораторией изучения распространения радиоволн Радиоиспытательной станции (РИС) Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС) Наркомата связи СССР.

1932 - 1940 гг. Открытие ПКЧ в Иркутске и Самарканде и РНП в Минске, Киеве, Тбилиси (1938 г.), Свердловске, Иркутске и Хабаровске (1940 г.).

1939 г. При Главном радиоуправлении Наркомата связи создан центр технического радиоконтроля (ЦТРК), в который организационно вошли ПКЧ и РНП.

1941 г. ЦТРК, Можайский ПКЧ и Бутовский РНП вместе с оборудованием и частью работников эвакуированы в Уфу, где с начала 1942 г. возобновили работу, а также выполняли специальные задания, связанные с военной обстановкой.

1943 г. Работники ЦТРК, Можайского ПКЧ и Бутовского РНП вместе с оборудованием возвратились в Москву. ЦТРК разместился в здании Минсвязи СССР (ул. Горького, д. 7), а на территории Бутовского РНП начал работать объединенный Московский пункт технического радиоконтроля (МПТРК).

1945 - 1953 гг. ЦТРК размещался в здании Ждановского телефонного узла у Покровских ворот.

1952 г. В соответствии с решением Совмина СССР создана служба по борьбе с индустриальными радиопомехами и контролю за соблюдением допустимых норм на радиоиз-лучения электронных приборов и электроаппаратуры, выпускаемых промышленностью. Служба вошла в состав ЦТРК и помещалась вначале в Хрустальном переулке д. 3, затем в Колобовском переулке д. 9, ас 1960 г. на Скаковой ул. д. 3а

1954 г. Методом народной стройки работники ЦТРК и МПТРК закончили строительство двухэтажного здания во 2-м Колобовском переулке д. 9, где разместились руководители ЦТРК, лаборатория с мастерской, производственный, технический отделы и другие службы ЦТРК.

1956 г. Все ПТРК преобразовываются в станции технического радиоконтроля (СТРК). Этот статус ПТРК получили в Москве, Киеве, Архангельске, Свердловске, Новосибирске, Иркутске, Самарканде, Якутске, Хабаровске, Магадане, Ленинграде (1957 г.), Минске (1959 г.) и Тбилиси (1959 г.).

1957 - 1975 гг. При участии руководителей ЦТРК в Бутово, Ленинграде, Минске, Киеве, Свердловске и Новосибирске построены новые технические здания и антенные сооружения на территориях СТРК.

1968 г. В составе ЦТРК создана "группа анализа", работающая по заданиям Государственной инспекции электросвязи СССР (ГИЭ) в ее помещении (здание НИИ Радио, ул. Казакова д. 16).

1968 - 1978 гг. В составе ЦТРК в Москве и Ленинграде, а также в других крупных городах СССР созданы городские радиоконтрольные пункты (ГРКП) для "вылавливания" незарегистрированных радиопередатчиков.

1978 г. Сформирован и начал работу Норильский ПТРК (закрыт в 1992 г.).

1984 г. В состав ЦТРК вошла служба ГИЭ по Москве и Московской области, которая размещалась в Армянском переулке д. 3.

1988 г. ЦТРК вошел структурной единицей в Производственное объединение радиосвязи (ПОР-1) на основании приказа МС СССР от 24.3.88 г. №133.

1989 г. Сформирована и начала работать Самарская СТРК.

1990 г. ЦТРК преобразован в Главный центр электромагнитной совместимости (ГЦЭМС РЭС) Минсвязи СССР.

1992 г. На базе ГЦ ЭМС РЭС создана Государственная инспекция электросвязи Минсвязи России.

1994 г. Создана Служба Государственного надзора за связью в Российской Федерации в составе Главного (Главгоссвязьнадзор России) и региональных управлений.

1994 г. СТРК преобразованы в приемные центры радиосвязи и радиовещания (ПЦРР).

1999 г. Приказом Главгоссвязьнадзора России от 16.07.99 г. № 47 создан ПЦРР Северо-Кавказского региона в Краснодаре.

2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. № 380 Минсвязи России предписано провести в 2000 г. реорганизацию системы государственного надзора за связью в России с созданием департамента по надзору за связью и информатизацией в составе центрального аппарата Минсвязи и государственных учреждений - управлений по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации.

Реализация этого постановления должна стать еще одним шагом вперед в развитии системы радиоконтроля в России.

С принятием Конвенции и Устава Международного союза электросвязи в 1995 г. Россия приняла на себя обязательства, из которых вытекают задачи и функции, выполняемые существующей системой радиоконтроля. Основные из них:

контроль за соблюдением установленных условий использования РЭС и радиочастот в соответствии с разрешениями, выданными органами Госсвязьнадзора России;

исследование загрузки РЧС с целью выбора свободных частот для использования в каналах связи;

контроль параметров излучений;

обнаружение, опознавание и пеленгация источников радиопомех и несанкционированных излучений.

Для выполнения этих задач создана двухуровневая система, осуществляющая контроль на центральном и региональных уровнях. На центральном уровне контролируются РЭС, работающие на частотах менее 30 МГц. К ним относятся средства магистральной радиосвязи, радиовещания, средства радионавигации и некоторых видов подвижной связи. Организация контроля на этом уровне осуществляется непосредственно Главгоссвязьнадзором России, который координирует работу приемных центров радиосвязи и радиовещания в городах Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Якутск, Магадан, Ростов, Архангельск, Краснодар. За каждым центром закреплена определенная зона контроля, включающая несколько регионов.

Средства, недоступные приему на ПЦРР, либо контролируются подвижными средствами контроля, либо передаются на контроль городским РКП региональных управлений Госсвязьнадзора России.

Контроль РЭС, работающих на частотах более 30 МГц, осуществляется ГРКП, в составе которых кроме стационарного оборудования имеются подвижные средства радиоконтроля.

Исторически сложилось так, что до 80-х годов развитие систем радиоконтроля осуществлялось Минсвязи СССР и финансировалось из бюджета. В этот период работа постов обеспечивалась связными приемниками Р-672, Р-250М, "Волна-3", Р-313М2, Р-323, Р-326, Р-375 и другими, перекрывающими диапазон частот от 0,01 до 500 МГц. Кроме этого, на контрольных станциях использовались выпускавшиеся в ГДР измерители напряженности поля FSM-6, FSM-8nFSM-11, перекрывающие диапазон частот от 0,1 до 1000 МГц. Для измерения частоты в качестве стандартов использовались синтезаторы частоты 46-31, 46-58, 46-59, 41-28 и другие.

Контроль загрузки Р4С и загрузки каналов радиосвязи проводился либо вручную, либо при помощи самодельных средств автоматизации. На контрольных пунктах использовались устаревшие отечественные или зарубежные пеленгаторы, как правило, взятые на баланс с предприятий других ведомств, например пеленгаторы типа КЗ-540 фирмы Koden, Япония или отечественные типа "Луч". Из-за ограниченного диапазона частот и низкой разрешающей способности они применялись в основном для выявления незаконно действующих передатчиков в диапазонах ДВ и СВ.

Для контроля РЭС, недоступных ПЦРР и ГРКП, использовались подвижные станции радиоконтроля. В их состав входили: приемник, перекрывающий диапазон частот от 30 до 500 МГц (Р-323, Р-313М2), синтезатор частоты 46-31, частотомеры 43-36, 43-54 или другие, осциллограф и магнитофон, пеленгатор типа "Луч" и набор необходимых антенн.

Диапазон рабочих частот радиоконтрольного оборудования не превышал 1 ГГц. Оно имело низкие метрологические характеристики и не было приспособлено для автоматизации, что сказывалось на точности, оперативности, полноте и объективности результатов радиоконтроля.

Руководители Минсвязи СССР предпринимали усилия по преодолению технической отсталости. Были закуплены за рубежом пять автоматизированных подвижных комплексов MSUP и 50 приемных устройств ЕТ-001 фирмы Rohde&Schwarz (Германия). По заказу было разработано устройство контроля и регистрации загрузки в каналах радиосвязи "Мера". Это устройство серийно выпускалось заводом "Промсвязь" в Самаре. Также по заказу были разработаны устройство сопряжения частото-измерительного приемника ЕТ-001 с отечественной персональной ЭВМ и комплекс программ для автоматизации процессов радиоконтроля, т. е. был разработан автоматизированный комплекс радиоконтроля, перекрывающий диапазон частот от 20 до 1000 МГц, обеспечивающий с высокой точностью контроль параметров излучений, контроль загрузки спектра и каналов, обработку и документирование информации. Комплекс на базе приемника ЕТ-001 с отечественной персональной ЭВМ примерно до 1990 г. отвечал требованиям на средства контроля излучений. Последние закупки радиоконтрольного оборудования за счет бюджетных средств были произведены 1980 г.

В 1994 г. в решении ГКР4 России констатировалось: "В организации и проведении радио- и радиотехнического контроля имеются серьезные недостатки. Неудовлетворительно обеспечение органов контроля специальными техническими средствами. Большая часть парка измерительной аппаратуры не обновлялась более 10 лет. Отсутствует ремонтная база и необходимые запасные комплекты узлов и деталей. Устаревшая измерительная аппаратура работает в ручном режиме. Не создана пеленгаторная сеть на территории страны, отсутствуют мобильные и переносные радиопеленгаторы. По своему техническому оснащению органы радиоконтроля не готовы к работе в условиях развития коммерческих сетей связи и новых систем подвижной связи. Отсутствует необходимое нормативно-правовое обеспечение деятельности органов контроля. Меры ответственности за нарушения правил приобретения и использования РЭС чрезмерно мягкие и не соответствуют уровню возможных последствий. Сложившееся положение приводит к серьезным нарушениям в работе важных государственных РЭС, в том числе правительственного, военного и специального назначения, телевидения и радиовещания, и может привести к полному разрушению государственной системы управления Р4С в стране."

Следовательно, без системы радиоконтроля, соответствующей международным стандартам, использование спектра может приводить к непоправимым результатам - авариям, экологическим катастрофам с человеческими жертвами и большими материальными потерями из-за помех в системах управления авиацией, судоходством, железнодорожным, трубопроводным транспортом, энергетическими сетями и других жизненно важных структурах, использующих радиосвязь как материальную основу оперативного управления и руководства. Известно, что даже использование бытовых радиоэлектронных средств, таких как персональные компьютеры или радиотелефоны, на борту авиалайнера во время взлета или посадки может сбить самолет с курса и нанести непоправимый ущерб.

Существует много примеров использования радиопередающих средств преступными элементами, экстремистами, в том числе в "горячих точках", радиохулиганами, не имеющими разрешений на применение радиопередатчиков на частотах управления воздушным движением, международной частоте вызова и бедствия. Подобные факты создают аварийные ситуации, угрожают безопасности и вызывают законные претензии иностранных государств в адрес нашей страны.

С созданием службы государственного надзора за связью в Российской Федерации задачу ее оснащения современным радиоконтрольным оборудованием решают главное и региональные управления Госсвязьнадзора России. Ими определено, что дальнейшее совершенствование системы радиоконтроля необходимо для: выявления государственных резервов частотного ресурса в интересах более эффективного использования Р4С, а также для формирования "рынка частот", необходимого для внедрения новых экономических методов управления РЧС, за счет получения объективной информации о реальной загрузке и интенсивности использования частот в различных диапазонах как по стране в целом, так и по отдельным географическим регионам;

повышения оперативности и действенности мероприятий по обеспечению ЭМС РЭС, что возможно только при наличии единых, постоянно действующих и технически оснащенных территориальных органов и подразделений контроля, наделенных соответствующими правами и ответственностью, владеющих в полной мере данными по всей радиоэлектронной обстановке и банками данных по частотным присвоениям и принадлежностям РЭС и способных оперативно разрешать конфликтные помеховые ситуации независимо от ведомственной принадлежности РЭС;

защиты прав пользователей РЧС, имеющих соответствующие государственные лицензии, а также осуществления контроля за соблюдением условий лицензий в строгом соответствии с принятыми законодательными и нормативными актами в области регулирования использования РЧС;

участия России в системе международного мониторинга и контроля за излучениями РЭС, что требует наличия средств контроля с техническими характеристиками, соответствующими стандартам МСЭ-Р.

Выводы о состоянии радиоконтроля в стране в упомянутом решении ГКРЧ не остались без внимания. Было принято постановление Правительства от 5 июня 1994 г. № 643 и во исполнение его (п. 2) Министерством связи Российской Федерации были разработаны предложения по совершенствованию системы радиоконтроля за параметрами излучений РЭС (высокочастотных устройств) в Российской Федерации в виде соответствующего проекта постановления Правительства РФ и направлены для рассмотрения в Министерство экономики и Министерство финансов РФ. В связи с этим Министерство экономики рекомендовало Министерству связи до внесения проекта постановления в Правительство разработать федеральную целевую программу по указанной проблеме, получив предварительно поручение от Правительства.

Для совершенствования системы радиоконтроля в Российской Федерации предполагалось в период с 1996 по 2000 гг. осуществить комплекс мероприятий, основными из которых являются:

организация автоматизированной системы радиоконтроля в Российской Федерации, включающей создание на всей территории страны единой сети радиоконтроля, в состав которой входят приемные центры радиосвязи и радиовещания (ПЦРР), стационарные и подвижные радиоконтрольные пункты (РКП), расчетно-информационный центр управления системой радиоконтроля и федеральной базой данных по радиочастотам и РЭС гражданского назначения Российской Федерации, размещенный в Москве;

реконструкция существующих и строительство новых объектов радиоконтроля за излучениями РЭС (высокочастотных устройств) гражданского назначения в Российской Федерации;

техническое оснащение системы радиоконтроля в основном за счет закупки по импорту специального оборудования, отвечающего современным требованиям радиоконтроля и не выпускаемого отечественной промышленностью;

разработка и принятие необходимых правовых и нормативных документов, обеспечивающих совершенствование системы радиоконтроля в Российской Федерации и ее эффективное функционирование.

Некоторые из перечисленных мероприятий уже дают результаты. За шестилетний срок за счет собственных средств и помощи операторов связи приобретено для радиоконтрольных подразделений значительное количество оборудования импортного и отечественного производства. В целом 68 региональных управлений укомплектованы в настоящее время современными комплексами радиоконтроля "Ирга", "Икар", "Иркос" (от 1 до 10 комплексов на управление).

За последние два года закуплено оборудование радиоконтроля на общую сумму более 10 млн. долл. США. Наиболее крупные поставки импортного радиоконтрольного оборудования направлены в основном на укомплектование УНРС по Москве и Московской области, а также ПЦРР (Бутово) в Москве: это ОВЧ/УВЧ комплекс фирмы Wavetek (Dasa), включающий мобильную станцию; стационарное оборудование радиоконтроля и мобильные станции ВЧ/ОВЧ/УВЧ диапазонов фирмы Thomson.

При оказании помощи Европейского Союза по программе ТАСИС за последние два года завершены два проекта по вопросам радиоконтроля на общую сумму 3,5 млн. экю, в рамках которых закуплено оборудования для оснащения Архангельского и Московского управлений. В результате реализации проектов созданы центры обучения специалистов Госсвязьнадзора России по вопросам организации управления радиочастотным спектром и радиомониторинга в Москве и С.-Петербурге.

На базе ПЦРР (Бутово) начал работу учебный центр для подготовки специалистов в области управления радиочастотным спектром. Этот центр предназначен в основном для подготовки специалистов Госсвязьнадзора региональных управлений, но в принципе возможно обучение и специалистов из государств-участников СНГ, других стран ближнего и дальнего зарубежья. Техническую помощь в организации учебного центра подготовки специалистов в области радиоконтроля и управления РЧС, закупке мобильного комплекса радиоконтроля предоставил Европейский Союз в рамках реализации проекта ТЕЛРУС 9601 по программе ТАСИС.

По проекту ТЕЛРУС 9707 заканчивается установка современной станции радиоконтроля в Архангельске. Развертывание подобной станции в Краснодаре позволит создать сеть из четырех станций, способных решать задачи борьбы с помехами и контроля ДВ, СВ диапазонов в европейской зоне.

Создание единой автоматизированной подсистемы радиоконтроля в диапазонах длинных, средних и коротких волн в Москве, Архангельске, С.-Петербурге, Краснодаре позволит оперативно решать проблемы помех в этих диапазонах в европейской части страны, включая сопредельные государства, и обеспечить решение проблем борьбы с помехами по заявкам других стран.


В.Р. ИВАНОВ, первый заместитель начальника Главгоссвязьнадзора России, профессор, В.В. ЗАГОСКИН, зам 70 ЛЕТ НА СТРАЖЕ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА. // Вестник связи (Москва).- 19.08.2000.- 008.- C.28-32





Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.