От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 26.02.2002 11:32:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

ФСНП в бою

Дата: 26 марта 2001 года.
Время: с 15 до 17 часов (по московскому времени).
Тема:- "ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ".
На связи: -начальник Главного управления документальных проверок ФСНП России Николай Васильевич Долгих.
Читайте в "УНП" № 12.

Федеральная служба налоговой полиции
Российской Федерации
17 января 2001 г. № 20

Приказ «Об утверждении типового положения о территориальном органе налоговой полиции»

В целях правового регулирования деятельности территориальных органов налоговой полиции приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о территориальном органе налоговой полиции.
Начальникам территориальных органов налоговой полиции в двухмесячный срок организовать подготовку и представить на утверждение проект положения о территориальном органе налоговой полиции.
Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Главное организационно-инспекторское управление ФСНП России (Бобырев В.В. ).
Приказ довести до руководящего состава и сотрудников федеральных органов налоговой полиции в части, их касающейся.
Директор
генерал-полковник налоговой полиции
В.Ф. Солтаганов




Приложение
к Приказу
ФСНП России 17 января 2001 г. № 20

Типовое положение «О территориальном органе налоговой полиции»

I. Общие положения

ФСНП В 1999 Г ВОЗБУДИЛА 357 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО КОРРУПЦИИ


--------------------------------------------------------------------------------

Федеральная служба налоговой полиции в 1999 г возбудила 357 уголовных дел, связанных с коррупцией, в том числе по материалам подразделений безопасности и борьбы с коррупцией - 314. Об этом на пресс-конференции в среду сообщил начальник Главного управления безопасности и борьбы с коррупцией ФСНП Юрий Приходько.

По его словам, в отношении сотрудников органов налоговой полиции возбуждено 93 уголовных дела, из них 11 - в отношении руководящего состава. В отношении работников налоговых органов в 1999 г было возбуждено 237 уголовных дел, из них 60 человек - руководящего состава. По фактам взяток в 1999 г было возбуждено 27 уголовных дел.

Для сравнения, общее число возбужденных уголовных дел, связанных с коррупцией, в 1998 г составило 270, из них по материалам подразделений безопасности и борьбы с коррупцией - 222. В отношении сотрудников органов налоговой полиции было возбуждено 64 уголовных дела, в отношении работников налоговых органов - 184, по взяткам - 22.

Как сообщил Ю.Приходько, по уголовным делам, связанным с коррупцией, всего в 1999 г осуждено 106 человек против 103 в 1998 г, в том числе сотрудников органов налоговой полиции - 25 против 24 в 1998 г, и работников налоговых органов - 67 против 66 в 1998 г. По фактам взяток было осуждено 14 человек против 13 в 1998 г.

При этом, как отметил Ю.Приходько, количество уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников налоговых органов и связанных с коррупцией, распределяется следующим образом: на долю уголовных дел по получению взяток приходится 28 проц, превышение полномочий - 5 проц, растраты - 10 проц, мошенничество - 16 проц, халатность - 6 проц. В отношении сотрудников органов налоговой полиции: злоупотребление - 29 проц, получение взятки - 29 проц, превышение полномочий - 20 проц, мошенничество - 7 проц, халатность - 3 проц, растраты - 2 проц.

Кроме того, сказал он, Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией ФСНП в 1999 году выявило 1105 преступных посягательств, связанных со служебной деятельностью. Было выявлено 514 преступных посягательств, совершенных в отношении сотрудников органов налоговой полиции, и 591 посягательство в отношении сотрудников налоговых органов. В 1998 году общее число выявленных преступных посягательств составляло 940, из них 430 в отношении сотрудников налоговой полиции и 510 в отношении сотрудников налоговых органов.

Кроме того, зарегистрировано 20 случаев уничтожения имущества налоговых органов путем взрывов, поджогов или иным путем, хищение имущества - 82 факта, угроза физической расправы, уничтожение имущества, шантаж - 442, распространение клеветнических сведений, наносящих ущерб интересам органов налоговой полиции и налоговых органов, - 107, мошеннические действия, совершаемые от имени налоговых органов и органов налоговой полиции, - 259.

Как сообщил Ю.Приходько, по фактам преступных посягательств возбуждено 300 уголовных дел, по которым осуждено 73 человека и проведено профилактических мероприятий по предупреждению таких дел 651.

По словам Ю.Приходько, Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией в структуре ФСНП создано в мае 1999 г. Ранее существовало управление собственной безопасности, которое было сформировано еще в Госналогслужбе в 1992 г. В настоящее время в оперативном обслуживании подразделений безопасности и борьбы с коррупцией находится 3400 объектов ФСНП и Министерства по налогам и сборам, а также их сотрудники, общая численность которых превышает 220 тыс. (ПРАЙМ-ТАСС, 26.01.2000)

``О СУДЕ``. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 17.11.1917.

Аналитические статьи

БАХИН В.П. (Международная Славянская академия наук)
Дезинформация и провокация как средство противодействия преступной деятельности

Новая по своему характеру преступность, способы и средства усилившегося противодействия раскрытию и расследованию преступлений обусловливают необходимость поиска новых средств и методов оперативно-следственной деятельности. Основным на­правлением решения данной проблемы является полноценное использование достижений научно-технического прогресса (например, генных исследований), установление бо­лее четких и эффективных правовых правил борьбы с преступностью (введение контроля доходов, определение конкретных правовых оснований ответственности организаторов и руководителей преступных сообществ и т.п.), повышение уровня материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительной деятельности.

Собственно технология раскрытия и расследования преступлений, являющаяся стержнем борьбы с преступностью, меняться ежедневно за счет внедрения достижений науки и появления новых правовых норм не может. Поэтому в первую очередь должны совершенствоваться давно известные приемы, средства и методы деятельности, расши­ряться возможности их использования для решения задач уголовного судопроизводства, в том числе на основе более глубокого анализа их природы и сущности, а также оценки реального соотношения прав личности и задач борьбы с преступностью. В этом плане особый интерес представляют такие понятия как обман, дезинформация, провокация и т.п. Одно лишь их произнесение в контексте правоохранительной деятельности вызывает возмущение и возгласы о принципиальной недопустимости (1,13-14;2,28;3,102-103). Но правильно ли при этом оценивается соотношение содержания и формы данных категорий? И все ли в них негативно и недопустимо для использования в правоохранительной деятельности? Обман трактуют как распространение искаженных или заведомо ложных сведений для достижения ставящихся целей, а провокацию (от лат. - вызов) как подстре­кательство, побуждение к действиям.

Чтобы не смешивать различные проявления и аспекты этих понятий, необходимо прежде всего разграничить различные по своей природе и направленности виды право­охранительной деятельности. Для оперативно-розыскной деятельности дезинформация, обман и провокация - это то, без чего не может осуществляться сбор информации, необ­ходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Как, например, секретный сотрудник может быть внедрен в преступную группировку для ее разработки без обмана и дезинформации о характере этой личности, ее намерениях? Как оператив­ный работник или агент могут получить необходимые данные от подозреваемого или его пособников, если не скроют свой подлинный интерес, не замаскируют свою цель?

Другое дело, что нельзя подталкивать к совершению тех действий, которые про­тивоправны и опасны для граждан и могут иметь серьезные последствия для судьбы про­воцируемого (например, на реальное совершение убийства). В решении Верховного суда США проводится различие между криминогенной ситуацией, искусственно созданной для невиновного лица, и "ловушкой" для преступника. "Провокация имеет место в том случае, когда сотрудники правоохранительных органов подстрекают или поощряют лицо совершить преступление, умышленно делая ложные заявления о законности его по­ведения или применяя методы, которые способствуют совершению такого преступления лицом, не предрасположенным к этому" (4,6).

Следовательно речь должна идти не о принципиальном отрицании провокации (побуждения) как средства деятельности против преступников, что по сути своей бес­смысленно и алогично, а о четком разграничении тех элементов (способов) провокации, которые традиционно используются и допустимы, и тех, которые вообще применяться не могут. В 1999г. в Одессе состоялось посвящение в "авторитеты" одного из преступников, который, как выяснилось позднее, был "опущеным". В результате этого 50 "авторитетов", которые его "короновали", оказались дискредитированы в связи с нарушением преступных "законов". Оценивая урон, нанесенный преступной среде, журналист выска­зал предположение - не была ли данная операция организована оперативными службами правоохранительных органов? Эту операцию, если журналист прав, тоже можно назвать провокацией. Но из таких "провокаций", по нашему мнению, должна состоять деятель­ность против современной преступности, ибо это - профессиональный ответ на действия профессионалов, а не мелочные попытки "упрятать" их за решетку путем подбрасывания оружия или наркотиков, на что нередко идут практические работники в бесплодных боях с преступниками в силу отсутствия надежных правовых средств их изобличения. В связи с этим в программе "Стратегия и тактика борьбы с организованной преступностью и коррупцией" правильно ставится вопрос о необходимости "дать четкое определение в за­конодательном порядке понятия провокации с тем, чтобы оперативные комбинации спецподразделений при задержании преступников с вещественными доказательствами или для получения доказательств их вины в процессе оперативно-розыскной деятельнос­ти не являлись противоправными" (5, 32).

В деятельности следователя разграничение и ограничения применительно к рас­сматриваемым категориям должны быть более строгими, потому что данные, получае­мые оперативно-розыскным путем, используются в основном как основание для проверки определенных лиц и событий, а в расследовании информация используется для реше­ния процессуальных вопросов, связанных с судьбой подозреваемого, и здесь ошибки мо­гут иметь существенные и непоправимые последствия. Но и здесь побуждение-провоцирование на определенные действия может иметь правомерное место. Обыск на большом приусадебном участке не дал результата. Тогда следователь сказал: "На сегодня хватит, завтра возьмем технику и продолжим поиск". Ночью, когда подозреваемый решил отка­пать и перепрятать труп в другое место, оперативные работники задержали его. Если ак­центировать внимание только на форме осуществленного, то можно сказать, что здесь налицо явные обман и провокация, ибо подозреваемого подтолкнули к выполнению тех действий, которые привели к его изобличению. Но если рассматривать содержательную сторону проведенной операции, то в ней нет ничего провокационного, так как преступ­ление уже было совершено, труп был спрятан виновным и своими действиями он лишь облегчил работу следователя, а не создал правовые основания своей ответственности, которых без побуждения извне не существовало.

Примеров подобного плана можно приводить массу и они будут свидетельствовать о том, что без таких побуждений следователь обойтись не может, а поэтому опять-таки нужно лишь строго разграничить то, что допустимо и что таковым являться не может.

Применительно к деятельности следователя провокацией в чистом виде будет все то, что может породить ответственность лица и чего он без этого "подталкивания" мог не совершить.

Однако возникает вопрос: можно ли в принципе использовать провокацию в борьбе с преступностью? Во многих странах на этот вопрос дан категорический утвердительный от­вет. Например, в борьбе с контрабандой наркотиков и оружия, проституцией. Кстати, и у нас приобретение подставным лицом наркотиков, на основании чего в последующем изоб­личается наркосбытчик, используется в оперативно-следственной и судебной практике, как аргумент того, что обычные средства борьбы с данным явлением недостаточны (6,81-82). А в остальном о провокации говорят как о безусловно недопустимом средстве.

Если быть формально последовательными, то, во-первых, провокация должна быть либо разрешена, либо безоговорочно запрещена без всяких исключений, во-вторых, чтобы не смешивать средство деятельности по борьбе с преступностью с возможностью изобли­чения лица в совершенном им по нашей "наводке" преступлении, необходимо установить, что получаемые в результате этих операций данные не могут служить непосредственным основанием для привлечения к уголовной ответственности. Сложности разоблачения взя­точников общеизвестны, поэтому в деятельности правоохранительных органов использу­ется операция "Задержание с поличным". Судебная практика знает множество примеров привлечения к уголовной ответственности на основе подобных операций. И по этому по­воду правильно утверждается, что "операция по вручению вымогателю предмета взятки -только закрпление доказательств уже совершенного преступления" (7,309).

Но заинтересованное лицо может организовать такую операцию на базе сфальцифицированных данных. И опять-таки не единичны примеры, когда таким образом устра­няли принципиальных следователей. Из этой ситуации напрашивается конкретный вы­вод: результаты подобной операции могут служить свидетельством виновности подозре­ваемого только в том случае, когда "чистота" операции по вручению взятки находится под полным контролем - не просто обнаружили в кабинете помеченные деньги, а зафик­сировали факт их непосредственной передачи, состоявшийся при этом разговор и т.д. Во всех остальных случаях сам факт обнаружения денег может рассматриваться лишь как основание для профилактической беседы с подозреваемым в получении взятки.

Аналогично в свое время поднимался вопрос о провокации, когда работники ми­лиции для выявления угонщиков транспортных средств, карманных воров "подставля­ли" автомобиль или карман с кошельком-ловушкой. При задержании таких преступни­ков и попытке привлечения их к уголовной ответственности по данным фактам некото­рые ученые и судьи говорили: "Работники милиции спровоцировали его на совершение данного преступления и без этой организованной ими "подставки" он бы никакого пре­ступления не совершил". Поставим это заявление под большое сомнение, так как данный карманник или угонщик до этого несколько раз был судим (не говоря о недоказанных случаях задержаний) и вряд ли совершенно случайно снова залез в чужой карман или ма­шину. Но поскольку теоретически (весьма теоретически!) возможны случаи, когда чест­ный гражданин или преступник, который еще не попадался и не привлекался к уголов­ной ответственности, может случайно оказаться в подобной ситуации, вести речь об ис­пользовании такого средства для установления с целью привлечения к уголовной ответ­ственности нельзя. Но применять его для выявления склонных к этому лиц и официаль­ного государственного предупреждения о недопустимости подобного поведения (которое после 2-3 кратного повторения может быть признано по закону преюдициальным для привлечения к уголовной ответственности за аналогичные "шалости"), не только можно, но и необходимо, если мы хотим по настоящему бороться с преступностью и раз­вивать профилактическую сторону этой деятельности, реально защищать граждан и об­щество от совершаемых преступлений, которые могут оставаться безнаказанными из-за отсутствия надлежащих средств выявления и разоблачения преступников.

Ранее достаточно большое внимание уделялось созданию следообразующих усло­вий (всевозможные химические ловушки) для выявления лиц, посягающих на те или иные объекты и ценности, высказывались предложения о создании "ароматических ловушек", не воспринимаемых обонянием человека, но обнаруживаемых инструментально или с по­мощью собаки (8,201). Однако из-за отмечавшихся возражений от использования этих средств практически отказались. И опять-таки, что провокационного в том, что, напри­мер, в учреждении, где из сумок, столов, одежды начались кражи денег и ценностей, в спе­циально оставленную сумку с деньгами поместили химловушку? Кого здесь и на что про­воцируют? Того, кто уже неоднократно совершал кражи этих денег и вещей и кто перестал бы красть, если бы ему не "подсунули" эту ловушку? Снова все упирается в то, что такого рода операции ни в коем случае не являются провокацией, если контролируются условия "срабатывания" ловушки, если исключены все возможности ошибки и случайного попада­ния постороннего в подобную ситуацию. При этом требуется учет различия двух ситуаций:

- на лице, его одежде обнаружены следы химвещества и другие изобличающие до­казательства, полученные в ходе проведения иных следственных действий,

- выявлены лишь следы химвещества, но никаких иных следов и доказательств (на­пример, при обыске) не обнаружено.

В первом случае факт "провокации" (установка химловушки), явившись поводом к последующему сбору изобличающих доказательств, теряет свое значение и отходит на задний план - дело разрешается как бы без него. Во втором случае, когда нет "подкрепле­ния", должна быть предметная оценка возможной самостоятельности и достаточности проведенной "подставки" как для процессуальных, так и иных мер воздействия на уста­новленное таким образом лицо (дисциплинарных, административных и т.д.).

На наш взгляд, о побудительных действиях нужно вести речь не как о провока­ции, а как о средстве проверки лица на честность, установления реального поведения проверяемого человека.

Что в себя, практически во всех проявлениях, включает тактика? Элементарный обман. Тактика - это умение переиграть своего оппонента, которое проявляется прежде всего в хитрости. "Переиграть противника" - значит скрыть (утаить) свои планы и наме­рения и за счет этого достичь необходимого (желаемого). В рамках расследования это значит добыть информацию, которую без подобных тактических ходов получить невоз­можно или исключительно затруднительно. Но получить реальную информацию, кото­рой обладает интересующее лиуо, в отношении которого применяется тот или иной так­тический прием, т.е не принуждение, не навязывание того, чего не было на самом деле, а создание условий добровольного "деления" наличной информацией.

Автор ранее искал и пытался обосновать различие между обманом и хитростью (9,27-28). Но теперь убедился в бессмысленности и бесполезности этого и полностью со­гласился с Р.С.Белкиным, который говорит, что реальный обман использовался и будет использоваться в рамках тактических аспектов деятельности следователя, и нужно лишь выделить и запретить тот обман, который противоречит принципам и целям этой дея­тельности, угрожает нарушением прав и интересов личности (10,13-16).

Рассмотрим с учетом этого некоторые следственные действия, в которых имеются элементы тактики. Так, маскировка целей допроса - по форме обман, а по существу лишь средство получения информации. Преступники, выдававшие себя за работников мили­ции, под видом проведения обысков похитили значительные ценности у жителей Киева, Харькова и Москвы. Подозрение в причастности к данной группе пало на жителя Днеп­ропетровска, который в период совершения этих преступлений выезжал из города на своей автомашине. Допрашивать его "в открытую" не имело смысла, поэтому следова­тель пригласил его на допрос в помещение ГАИ и спросил, не проходил ли маршрут его поездки в указанный период через Вологду, где имело место дорожное происшествие с автомобилем сходных характеристик. Не зная истинного интереса следователя и стре­мясь защититься о подозрения в причастности к ДТП, допрашиваемый показал, что в Вологде он не был, а находился в этот период в Харькове, Киеве, Москве. При этом он сослался на данные, подтверждающие факт пребывания там (11,88). Американцы в этом плане идут значительно дальше: чтобы добиться признания подозреваемого в совершен­ном преступлении, его обвиняют в несовершенном более тяжком, т.е. ставят перед выбором - сознаться в своем или подвергнуться возможной угрозе привлечения за чужое преступление (12,20) В этом приеме уже нет тактической чистоты, здесь налицо угроза и давление. Этот пример является свидетельством уже отмечавшейся необходимости разграничения правомерного и недопустимого.

Прием "создание впечатления осведомленности следователя об обстоятельствах события" - это то же формально обман, а точнее создание видимости знания, на которое допрашиваемый реагирует (или не реагирует) сам. При допросе подозреваемых в совершении краж из железнодорожных составов следователь широко использовал информацию специалистов о технологии обработки рефрижераторных поездов, режиме их работы, расположении и использовании в качестве тайников для перевозки похищенного секций, ниш и других мест поездов, применяемой железнодорожниками терминологии и т.п. Все это подозреваемые оценили как знание следователем конкретных фактов и обстоятельств совершенных ими преступлений и дали признательные показания (11,88-89).

Может ли человек не причастный и не осведомленный о событии рассказать детально о нем? Естественно, нет. А если его вынуждают сказать то, чего не было (с его участием по крайней мере), или заставляют поведать о том, что им было совершено, но о чем он добровольно говорить был не намерен, то здесь уже не обман, как средство полу-та информации, а нарушение правил осуществления уголовного судопроизводства, котором обман выступает вспомогательным средством давления, насилия. Подозреваемый отрицал свою вину. Для его разоблачения требовалось доказать, что в пригородный поселок он прибыл отдельно от остальных членов семьи: все на электропоезда, а он угнанной машине. Однако, в связи с договоренностью все утверждали, что он приехал вместе со всеми. Не утруждая себя тем, чтобы за счет детализации показаний каждого выявитьрасхождения и противоречия, и таким путем разоблачить ложь, следователь при повторном допросе изолировал друг от друга членов семьи м начал допрос с отца. Тот изменил своих показаний. После этого следователь пригласил его дочь. Когда она ша повторять свои прежние показания, следователь "зачитал" "показания отца о том, что они приехали отдельно от брата. Дочь подтвердила этот факт. Затем подобная операция была проделана с матерью и наконец протоколы допроса жены и дочери были предъявлены отцу подозреваемого, который признал, что ранее давал ложные показания. На основе полученных таким путем данных был допрошен и сознался задержанный (6,150-151). Недопустимость такого "тактического" приема заключается в том, что, во-первых, допущен прямой обман (сообщение дочери, что отец дал показания), хотя и приведший к установлению истины в данном конкретном случае, но позволивший вынудить к даче "требуемых" показаний, во-вторых, допрошенные разберутся, кто первым сказал о том, что условились скрывать и как это произошло, 1-е. выяснят "методы" работы следователя. Но главная опасность состоит в том, что сделав первый шаг на пути использования такого обмана, последующие (и более серьезные) следователю будет сделать проще.

Возьмем более тонкий и "острый" вопрос: тактические ходы следователя при назначении экспертизы. Например, назначая экспертизу, следователь не намерен полностью раскрывать "свои карты" и не включает сразу в постановление все вопросы, которые в принципе необходимо разрешить по делу, поскольку преждевременная осведомленность подозреваемого по ряду вопросов даст ему возможность осуществить действия, дискредитирующие предполагаемые доказательства. Безусловно здесь наличествует обман. Но права лица будут нарушены только в том случае, если следователь не поставит опросы, ответы на которые могут дать свидетельства невиновности подозреваемого, ели он нарушит процедуру назначения экспертиз, установленную законом (например, атянет ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, лишив тем самым воз-южности заявить ходатайство о расширении круга вопросов эксперту, назначении иной кспртизы и т.д.). Прямым и недопустимым обмане при назначении экспертизы будет "демонстрация" подозреваемому преувеличенных возможностей экспертизы как в целом, так и применительно к объектам исследования по конкретному делу.

Что означает тактика организации "проговорки" как не обман, поскольку лицо заманивается в "расставленные для него сети"? Но реагировать или нет на эти "сети" зпрашиваемый определяет сам.

О "психологических ловушках" с демонстрацией каких-либо объектов, которая должна способствовать получению показаний, то же говорят как о неправомерных из-за обмана (1;2). Суть же этих "хитростей" заключается в создании ситуаций, когда допрашиваемое лицо может невольно продемострировать свою осведомленность, открыто прореагировать на выданную ему информацию. Так, подозреваемый в совершении кражи упорно отрицал на допросе свою причастность к преступлению. К следующему доппросу следователь нашел один из предметов, аналогичный похищенному, и поместил его на сейф, накрыв газетой, но так, чтобы его можно было рассмотреть с места, на котором будет сидеть допрашиваемый. Пригласив подозреваемого, следователь стал детально распрашивать его о предыдущей судимости, занятиях после освобождения из ИТУ, не затрагивая вопрос о краже. Подозреваемый все время бросал взгляд в сторону сейфа, отвечал на вопросы с промедлением, односложно, а затем, сказав: "Хватит об этом", подробно рассказал о совершении кражи, в том числе о месте нахождения похищенного, где оно (включая "предъявленный" предмет) было обнаружено (13,135). Мог ли подозреваемый, не будучи причастным к краже, узнать этот предмет и таким образом прореагировать на него? Но правомерность подобного обмана будет только тогда, когда подозреваемый без прямого давления со стороны следователя сам примет решение - прореагировать на представленную информацию или сделать вид, что ничего не произошло (11,97).

Число подобных иллюстраций можно продолжать бесконечно и все они будут свидетельствовать, что тактика без обмана невозможна, но есть обман как средство решения задач раскрытия и расследования преступлений и как недопустимые действия, поскольку нарушают законные права участников уголовного судопроизводства, аморальны по своей сути и дискредитируют саму систему правоохранительных органов.

В связи с обманом целесообразно рассмотреть такие понятия как дезинформация, утаивание, сокрытие информации и т.п. Любое из них также может быть средством или условием следственной деятельности, а может быть и недопустимым. Дезинформация -это сообщение неточной или полностью искаженной информации. В отдельных сферах деятельности (военной, политической и пр.) - это элементарное и распространенное сред­ство достижения ставящихся целей. Применительно к следственной деятельности о дезинформации обычно не говорят, относясь к ней как к обычному обману. Но и в борьбе с преступностью дезинформация не только может, но и должна использоваться в качестве средства деятельности. Например, дезинформация как способ сокрытия места нахождения свидетеля, жизни которого имеется реальная угроза, или выявления тех поисковых действий заинтересованных лиц, которые могут быть осуществлены в специально ложно названном месте. В настоящее время киллеры и заказчики убийств иногда ищут друг друга с помощью газетных объявлений, грабители и квартирные воры ищут своих "клиентов" на основе анализа объявлений и т.д. В связи с этим правоохранительные органы должны использовать объявления-ловушки для выявления потенциальных заказчиков преступлений и готовых к их исполнению лиц (14,144).

Есть тайна следствия и ни у кого не вызывает сомнений ее необходимость и правомерность, но под прикрытием тайны следствия можно нарушать права участников процесса. Поэтому сокрытие (утаивание) информации в тактических целях, для обеспечения прав и интересов личности (неразглашение интимных сторон жизни и т.п.) необходимо. Но сокрытие или искажение информации, которую лицо имеет право знать, будет уже противозаконным. В тех случаях, когда сокрытие информации как средство деятельности будет вступать в противоречие с защитой прав человека, приоритет, как правило, должен отдаваться последнему. Например, подозреваемый желает узнать задержан ли его соучастник. В интересах следователя может быть пока нецелесообразным сообщать ему об этом, но в таком случае окажутся нарушены его права на защиту, если до этого его действия не квалифицировались как совершенные группой.

Запрет на обман, дезинформацию, провокацию и иные подобные средства деятельности проистекает из теории "бесконфликтного следствия" (15,148-155). Но такого в реальности нет, поэтому нельзя следователя оставлять безоружным и беззащитным перед всем арсеналом средств противодействия преступников. Однако, это ни в коем случае не означает, что нам можно и нужно действовать также как преступники, т.е не считаясь ни с чем, лишь бы достигалась определенная цель - выявить, найти, разоблачить. Но не следует лицемерно и формально оценивать возможности расширения средств и методов деятельности против всесторонне вооруженной и уверенной в безнаказанности преступности, считать, что ее хитростям, обману и подлости будут противопоставляться только стирильно чистые действия следователя. Л.М.Карнеева и В.Е. Коновалова давно и правильно отметили, что многие совершенно правильные приемы и методы деятельности встречают возражение из-за неправильных и претенциозных названий: использование взаимоотношений между соучастниками теперь именуют "разжиганием конфликта", использование элемента внезапности - "захватом врасплох" и т.п. (16, 12;17,88). Так и о провокации можно говорить как о подстрекательстве с недобросовестной целью, а можно и как о побуждении к действиям.

Таким образом, по нашему мнению, должен ставиться вопрос не о том, допустимы или нет обман, дезинформация, провокация и иные подобные средства, а когда и при каких обстоятельствах они могут выступать средствами деятельности, когда и при каких четко определенных условиях они могут использоваться и соответственно когда их применение недопустимо.

Р.С.Белкин, первым открыто сказавший о допустимости обмана, указал перечень тех случаев, когда обман принципиально недопустим:

обман основан на правовой неосведомленности противостоящего следователю лица, на незнании им своих прав и обязанностей, на неправильном представлении о правовых последствиях своих действий,
на заведомо невыполнимых обещаниях этому лицу,
на фальсифицированных доказательствах,
на дефектах психики подследственного и иных его болезненных состояниях,
на мистических и религиозных предрассудках лица (10,22-23). Несомненно, что этот перечень требует уточнения и дополнения, но два условия, по нашему мнению, являются определяющими:
у лица, в отношении которого используются эти средства, всегда должна оставаться возможность свободного выбора поведения. В качестве безальтернативного давления эти средства никогда использоваться не должны,
при реализации результатов применения этих средств не должны допускаться нарушения прав данной личности.
Теоретическое и практическое разрешение поставленной проблемы явится, на наш взгляд, одним из путей расширения арсенала реальных средств борьбы с современной преступностью.

Фото AP Photo/ Serge Ligtenberg

Библиография

Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности // Виктимология и профилактика правонарушений.-Иркутск, 1979
Пантелеев И.Ф. Некоторые вопросы психологии расследования преступлений // Труды ВЮЗИ.Вып.ХХ1Х.-М.,1973
Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика.- М.,1996
К вопросу о борьбе с организованной преступностью в США //Проблемы преступности в капиталистических странах.Информ.бюллетень .-М.,1987,№ б
Стратегія і тактика боротьби з організованою злочинністю та корупцією / Міжвідомчий науково-дослідний центр з проблем боротьби з організованою злочинністю при Координаційному комітеті по боротьбі з корупцією і організованою злочинністю при Президентові України. Вип. 3. - Київ, 1998
Бахин В., Когамов М., Карпов Н. Допрос на предварительном следствии.-Алматы,1999
Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России.-Санкт-Петербург, 1997
Сегай М.Я. Методология судебной идентификации.- Киев, 1970
Бахин В.П. Допрос.Лекция.-Киев,1999
Белкин Р.С. Нравственные начала деятельности следователя органов внутренних дел.Лекция.-М.,1999
Бахин В.П., Биленчук П.Д., Кузьмичев В.С. Криминалистические приемы и средства разрешения следственных ситуаций.-Киев, 1991
Бахин В.П. Полицейский допрос (советы допрашивающему).-Алматы,1997
Бахин В.П., Биленчук П.Д., Кузьмичев В.С., Филиппова М.А. Тактические приемы раскрытия преступлений. - К., 1991
Гузь В.І. Організація та тактика діяльності підрозділів внутрішньої безпеки по протидії розвідниць ким заходам злочинних формувань //Актуальні проблеми сучасної науки в дослідженнях молодих учених. Зб. наукових праць. Вип.З,4. - Харків, 1997
Белкин Р.С. Курс криминалистики. Криминалистические средства, приемы и рекомендации.-М., 1997
Карнеева Л.М. Проблемы соотношения теории криминалистики и уголовно-процессуальной науки со следственной практикой //Актуальные проблемы советской криминалистики.-М., 1980
Коновалова В.Е. Правовая психология.-Харьков, 1997

Положение о прокуратуре Союза ССР.Утв. ЦИК и СНК СССР от 17.12.1933.

Об учреждении прокуратуры Союза СССР.(пост.ЦИК и СНК СССР) от 22.06.1933.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕРХОВНОМ СУДЕ СОЮЗА ССР И ПРОКУРАТУРЕ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР.Утверждено постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР [Извлечение] от 29.07.1929.

ПОЛОЖЕНИЕ О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР.Принято 3-й сессией ХII созыва Всероссийского Центральною Исполнительного Комитета [Извлечение] от 19.11.1926.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ.Постановление 3-ей сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва от 28.05.1922.

Форма Правления Финляндии. (Извлечение) от 17.07.1919.

``ОБ ИЗБРАНИИ СОВЕТАМИ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ КОМИССАРОВ ЮСТИЦИИ ВПРЕДЬ ДО СОЗДАНИЯ ПОСТОЯННЫХ СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИИ И ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ИЗБРАННЫХ КОМИССАРОВ``Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 19.12.1917.

``О ПРОИЗВОДСТВЕ АРЕСТОВ, ОБЫСКОВ, ВЫЕМОК И ВСЯКИХ ИНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИИ ТОЛЬКО ПО ОРДЕРАМ СЛЕДСТВЕННЫХ И СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ``. Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 16.12.1917.