|
От
|
Chestnut
|
|
К
|
Chestnut
|
|
Дата
|
21.10.2012 22:41:47
|
|
Рубрики
|
WWII; 1917-1939;
|
|
Продолжение 2
Одним из примеров успешных действий польских кавбригад во время сентябрьской кампании 1939 года был бой под Мокрой, когда Волынская кавбригады столкнулась с немецкой 4 танковой дивизией. Мокра - это поселок севернее Ченстоховы; в сентябре 1939 г. тут находился стык польских армий "Лодзь" и "Краков". Для Волынской кавбригады это была идеальная позиция для обороны, поскольку расположение бригады с фронта была прикрыта лесом, а с тыла проходила железная дорога, по которой курсировал бронепоезд № 53 "Сьмялы", который мог поддержать кавалеристов огнем своих орудий. Бригада полностью спешилась и окопалась к моменту начала немецкого наступления. Несмотря на то, что немцы значительно превосходили бригаду как числом так и огневой мощью, 1 сентября бригада отбила все немецкие атаки. Немцы плохо скоординировали действия танков и пехоты, и потеряли более 50 единиц бронетехники от огня польских "Бофорсов" и противотанковых ружей. Кавбригада однако тоже понесла значительные потери, а от авианалётов "Штука" Ю-87 на тылы бригады погибло много лошадей и было уничтожено большое количество повозок для транспортировки вооружения бригады.
Волынская кавбригады под командованием полковника Юлиана Филипович входила в состав армии "Лодзь" генерала Юлиуша Руммеля. Бригада входила в операционную группу "Пётркув" генерала Виктора Томмэ, куда кроме волынян, входили 30 дивизия пехоты, II дивизион 4 полка тяжелой артиллерии, 7 батальон тяжелых пулеметов и бронепоезда № № 52 и 53. Бригада имела задачу вести разведывательные действия на левом крыле армии. Позиции бригады находились между рекой Лисвартой и городком Клобуцком. Центр тяжести обороны находился в районе поселков Мокра I, Мокра II и Мокра III.
В бригаду входили 19 полк Волынских уланов (занимал оборону на правом крыле бригады), 21 полк Надвислянських уланов (занимал центр обороны в посёлках Мокра), 2 дивизион конной артиллерии (оказывал поддержку надвислянцам), 11 стрелковый батальон, 21 бронедивизион, велосипедный эскадрон (обеспечивал контакт с армией "Краков") и специальные подразделения. 12 полк Подольских уланов (в августе 1939 г. его передали из Кресовой бригады кавалерии в Волынскую) без одного эскадрона, приданного 21 полку, находился в резерве бригады вместе с 2 полком конных стрелков. Бригаду поддерживал бронепоезд № 53 "Сьмялы", а также батальон пехоты 84 полка 30 дивизии.
Местность способствовала обороне: несколько посёлков, мелиоративных каналов, несколько холмов и железнодорожная линия - все это были препятствия для атакующего врага. Обширные леса давали возможность скрыть резервы и тылы, особенно от атак с воздуха. Лесные тропы давали возможность легкого передвижения конным подразделениям, но при чтом затрудняли передвижение моторизованным подразделениям.
С немецкой стороны, Мокра лежала в полосе наступления XVI танкового корпуса под командованием генерала Эриха Гепнера 10 армии генерала Вальтера Райхенау. Перед корпусом стояла задача прорыва польского фронта на стыке армий "Лодзь" и "Краков" и развитием наступления в направлении Варшавы. Корпус состоял из 14 и 31 пехотных и 1 и 4 танковых дивизий.
4 танковая дивизия была создана в 1938 г., и в начале войны имела 324 танков, преимущественно легких, 140 бронеавтомобилей и 13 тысяч личного состава. 1 сентября в 4-30 ее авангард пересек польскую границу, а около 8-00 подразделения Волынской бригады вступили в огневой контакт с немецкими танками. Но за час до того немецкая артиллерия начала обстрел польских позиций, и они также были атакованы с воздуха люфтваффе. Несколько бомб попали по расположению лошадей 21 полка, погибло много коноводов и коней.
Немцы попытались обойти польские позиции с севера и с юга, но неудачно, и отошли с потерями. Но это была лишь разведка боем.
Полковник Филипович приказал 12 уланскому полку усилить оборону первой линии. Полк занял двумя эскадронами (1-м поручика Чеслава Рачковского и 2-м ротмистра Ольгерда Сурина) позицию вдоль железнодорожного пути по восточной окраине Мокры. Железнодорожная насыпь служила хорошим противотанковым препятствием, к тому же она была с обеих сторон скрыта лесом.
Между 10-00 и 16-00 немецкие танковые подразделения трижды атаковали позиции бригады, прорвали линию обороны 21 полка Надвислянських уланов и дошли до позиции 2 дивизиона конной артиллерии. Но немецкие танки не были поддержаны пехотой и понесли потери от противотанковых пушек и ружей уланов. Так, отражая первую немецкую атаку, взвод первого эскадрона Подольских уланов под командованием подпоручика Влодзимежа Табаки, занимавший оборону на юго-западе Мокрой, подбил три танка.
Атака в 10.00 велась немцами вдоль двух направлений. Часть сил 4ТД попыталась обойти фланг 19 полка (и всей Волынской бригады). Другая часть дивизии ударила в стык 19 и 21 полков, прорвала польскую оборону и отрезала 19 полк Волынских уланов от остальных сил бригады. Волынцы были прижаты к железнодорожному пути, но их положение спас бронепоезд, который по приказу полковника Филиповича пришел к ним на помощь и открыл огонь по немцам из пушек и пулеметов. Волынцы получили приказ отойти на вторую полосу обороны.
Тогда 50 немецких танков ударило на позиции 21 полка. Немцы выбили поляков из посёлка Мокра III и заставили отступить с большими потерями к Мокре II. Далее настала очередь 12 полка и 2 дивизиона конной артиллерии. Здесь немецкие танки попали под огонь прямой наводкой из 75-мм и 37-мм пушек. Кроме того, снова на помощь подошел "Сьмялы" со своими пушками. Немцы потеряли подбитыми или поврежденными несколько танков и отошли. Но польские батареи также понесли потери.
Во время атаки немцев на позиции 12 полка произошел эпизод, который мог (вместе с несколькими другими) послужить источником баек про атаки польской кавалерии в конном строю на немецкие танки. Я встретил два варианта рассказа, не очень стыкующиеся между собой. Согласно одному варианту, отступавие уланы 3-го эскадрона 12 полка хотели спасти своих лошадей, оказавшихся под огнем немцев и комэска ротмистр Ежи Холляк приказал одному из уланов выгнать лошадей табуном просто через немецкие танки (напомню, сзади была железная дорога, проходившая по насыпи ). Это полностью удалось, потому что немцы, застигнутые врасплох, не открыли огонь по галопирующим лошадям. Согласно другому варианту, немецкие танки столкнулись с конным патрулем того же 3-го эскадрона, который не имел другого выхода, кроме как попробовать проскочить мимо немецких танков галопом.
Как бы то ни было, основные силы эскадрона, усиленного взводом тяжелых пулеметов и двумя противотанковыми пушками, заняли оборону в пешем порядке среди домов посёлка Мокра III. Между тем на южном фланге пехотинцы 84 полка легко отбили слабую атаку немцев.
На время обе стороны собирались с силами, а в 15-00 немцы снова атаковали по всему фронту бригады. На севере они продвигались лесом в направлении железной дороги. Уланы 19 полка организовывали локальные контратаки на немецкие колонны, но вынуждены были пропустить немцев к железной дороге, которую те перешли и готовились развивать наступление дальше. Ситуацию снова спас "Сьмялы" и второй бронепоезд, № 52 "Пилсудчик". Их неожиданное появление и обстрел из пушек и пулеметов немецких машин, как раз в этот момент остановившихся на дозаправку горючим, поддержанное атакой штурмового взвода, вызвал панику у врага и заставил его к отступлению.
Между тем 80 немецких танков, на этот раз поддержанных пехотой, нанесли новый удар на центральном участке в районе Мокры на позиции 12 полка. У поляков начали заканчиваться боеприпасы. Чтобы не снижать число стрелков на огневой позиции, боеприпасы подносили офицеры полка: командир, его заместитель, адъютанты, командиры эскадронов. Немцам тоже удалось прорваться к железнодорожному пути. II и III батареи артдивизиона, потеряв половину орудий и большую часть амуниции, медленно отступали в лес за железнодорожным путём. Между тем немецкие танки в попытке преодолеть железнодорожную насыпь, были вынуждены замедлить ход, и задержали движение танков шли за ними. Обстреливая врага с высоты насыпи, уланы смогли нанести немцам дальнейшие потери.
Полковник Филиппович принял решение ввести в бой последние резервы. В бой пошел 21 бронедивизион, а разрыв между позициями 12 полков и 84 пехотного полка закрыл 2 полк конных стрелков. Танкетки и броневики дивизиона были слишком слабым противником против немецких танков, и потеряв несколько машин, дивизион отошел. Но его контратака вызвала замешательство среди немцев. Попав под сильный огонь польских резервов, они отступили. Несколько немецких танков сумевшие преодолеть железнодорожную насыпь, были подбиты обороняющимися.
На юге немцы атаковали позиции 84 полка и заставили пехотинцев отступить в лес. Между тем полковнику Филипповичу поступили сведения, что на соседнем участке фронта немецкий 1 танковая дивизия порвала фронт и движется на восток. Бригада получила приказ ночью оторваться от противника и отойти на оборонительную позицию в районе Острова. Бой под Мокрой закончился, продлившись 10 часов.
Польские потери составили 500 солдат (половина убитыми) и 300 лошадей, половину полевых орудий и несколько противотанковых пушек, несколько танкеток и броневик. Но поставленная перед бригадой задача была выполнена. В течение целого дня бригада отражала ожесточенные атаки намного более сильного врага. Высокую подготовку и боевой дух кавалеристов, а также грамотное управление боем командиром бригады привели к тому, что враг потерял убитыми и ранеными 800-1000 солдат и около сотни единиц бронетехники, в том числе от 50 до 70 танков (поскольку поле боя осталось за немцами , большинство поврежденных машин было впоследствии отремонтировано).
Немцы заплатили высокую цену за легкомысленное отношение к противнику, плохую разведку польских позиций и недостаточное взаимодействие между родами войск (танками, пехотой и авиацией). Бой под Мокрой доказал, что польская кавалерия была в состоянии адекватно противостоять более сильному противнику в современной войне.
После Мокры были новые бои. Волынская бригада прекратила существование 23 сентября 1939, уже воюя в составе группы кавалерии генерала Андерса. Полковник Филипович стал одним из первых организаторов вооруженного антинемецкого подполья в Польше, руководил Округом "Краков" Союза Вооруженной Борьбы. Был арестован немцами, выдержал страшные пытки, так что польские врачи смогли выдать его за умершего и вырвать из когтей немецкой службы безопасности. Ему пришлось провести ночь в холодном морге на куче мертвых тел, что привело к тяжелому воспалению легких. Еще не полностью оправившись, в сентябре 1941 г. он возглавил Округ СВБ "Белосток". Недолеченное воспаление легких перешло в туберкулез. Здоровье Филиповича было настолько подорвано, что командование АК вывело его в резерв, и в августе 1942 г. он получил звание генерала бригады. Под чужим именем его смогли поместить в санаторий для больных туберкулезом в Отвоцке, где он встретил конец войны и умер в августе 1945 г.
'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'
- Продолжение 3 - Chestnut 22.10.2012 01:21:10 (62, 11911 b)
- Окончание - Chestnut 22.10.2012 13:54:23 (57, 14327 b)