>Часть эвакуированных в этот период, включая некоторые учреждения (институты) была отправлена в тыл - на Северный Кавказ, где вскоре попала под оккупацию. Такая вот ирония судьбы...
Мою бабку, мать и тетку вывезли из Ленинграда по уже расползающемуся льду Ладоги в один из последних дней ледовых перевозок - 12 апреля. На глазах матери шедшая за ними машина попала в полынью и мгновенно ушла под воду - не спасся никто. Уже на Боьшой земле эвакуированные продолжали умирать, как от общего истощения, так и от заворота кишок, когда набрасывлись на еду.
Эвакуировали их в Краснодарский край в Новолеушковский район, станицу Старолеушково.
А уже 5-го августа в станицу вошли немцы. Как говорит мать это была дивизия "Эдельвейс" ( прошу не придираться к названию). Матери тогда было 11 лет и ей больше всего запомнилось две вещи - шорты немецких солдат и громадные артеллерийские першероны, рядом с которыми казачьи кони выглядели как кошки рядом с собаками.
Под оккупацие семья была около полугода до начала февраля, когда в станицу вошли по воспоминниям матери то ли партизаны, то ли разведчики попалам с партизанами.
Еще мать говорила, что якобы в конце февраля немцы собирались расстреливать эвакуированных членов семей коммунистов и моряков (дед служил на Дунайской флотилии), но ничего конкретного сделано не было, может быть это и позднейшие домыслы - не знаю.
Отношение казаков в станице к эвакуированным было в целом хорошее. Мать и сейчас плачет, когда вспоминает свою хозяйку, которая будучи уже старухой , взяла в дом две семьи эвакуированных и относилась к ним как к родным.
Такая вот непридуманная история.
И еще. По документам семья была эвакуирована только 15 июля. Объяснение очень простое и циничное - жилконтора оформляла на реально уехавших людей продовольственные карточки и присваивала их.