От Deli2 Ответить на сообщение
К Роман Храпачевский Ответить по почте
Дата 15.02.2002 09:52:07 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: на 100...

>>>Первая половина 13в. на Ближнем Востоке не показывает примеров особой любви между двумя христианскими направлениями. Однако в то время на севере особой конфронтации тоже нет. Эпизод 1236г. показывает отношения хорошими, 1242г. - плохими. Общий знаменатель вполне "добрососедский", нет каких то особых причин для драматизации обстановки. Если ещё учесть интенсивную торговлю между Ливонией и Русью, то картина, по моему, нормальная (учитывая конечно "общий фон" того времени).
>>И опять не в кассу: мало того, что аналогии в истории вообще не очень доказательны, так и выбрана она непрвильно.

Наверняка вместо "тоже нет", следовало сказать "нет" - предложение стало бы "в кассу", потому, что разговор не об аналогии.

>> Крестоносцы на Б.Востоке к 1236 г. сколько уже были ? - 130 с лишним лет, очхор. А Ордена на границах Руси ? - около 40. Надо дальше пояснять почему это антиисторический подход ?

Хорошо бы, а то я не понял об чём речь?

>>>А на 100 лет "скачок" - для возможности глянуть в перспективу. Как иначе усмотреть динамику?
>>>Можно сказать, что "первый звонок" к совместным действиям был в 1291г., после падения Акры.
>>Уж больно то скачки велики, такими шагами ничего не посчитаешь. Не сойдется последовательность -).

Если шаги уменьшать, то получится трактат, но если хотите какой то конкретный эпизод обсудить - изложите свою точку зрения - обменяемся мнениями.

>>>>>А далее: в 1362г. - османы уничтожают Византийскую империю, в 1389г. - подавленно сопротивление Балканских христианских государств, 1453г. - падение Константинополя.
>>>>И так нехорошо продолжать - вы создаете ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что не договорились папа с Византией, и все - гавкнулась она. А ведь все не так было - Византия то сдалась на милость католического мира (в религиозном вопросе), уния такая была, Флорентийская называется, в 1439 г., для того, чтобы в обмен это, тот самый католический мир помог отбиться от турков вновь обретенных единоверцев.
>>>Тут вопрос не в том, что была уния, а в том - когда она была. Очевидно, что это решение запоздало. Вот, например, D.M.Nicol (The last centuries of Byzantium 1261-1453, 1979) считает, что Андроник 2 умышленно вводил в заблуждение курию. Похоже, что не верил в возможность совместных действий, хотя это декларировал. Несомненно, у него были причины для недоверия, но для Европейской цивилизации эти разногласия стоили очень дорого.
>>Извините, но Андроник II - это середина 14 в., а Флорентийская уния - 1439 г. и времени подготовиться все же было. А с 1430 г., когда Иоанн 8-й принял стратегическое решение на унию и начал его выполнять - тем более.

Поясню: в 1327г. к Андронику прибыли папские легаты для его обращения в католики, но Андроник им заявил, что таких намерений никогда не имел.
И впрямь - время подготовится было достаточно. Была ещё пауза турецкого натиска и после 1402г.

>>>Опять же разговор не о том, кто прав, а кто - нет. Хотелось указать, что были тенденции к взаимодействию.
>>Ну что сказать, я скорее согласен с С. Рансименом ("Падение Константинополя в 1453 году", Наука, М. 1983):
>>"Всякий раз, когда дело доходило до конкретных действий, Запад оставался пассивным...

Без контекста эта цитата выглядит как недоразумение. Возникает прямая угроза собственным интересам и владениям, a "запад остаётся пасивным" - нонсенс.

>> Значительная доля вины за это равнодушие ложится на само папство. На протяжении более чем двух столетий папы обвиняли греков в том, что они злостные схизматики, а в последние годы громко жаловались на то, что согласие византийцев на соединение церквей было неискренним.

Вот это абсолютно верно: "значительная доля вины" - спору нет.

>> Западные народы, для которых турки были весьма отдаленной угрозой, вполне могли недоумевать, почему их просят отдавать свои деньги и жизни ради спасения этих упрямцев". (Ibid, c.149)

Тут автор, наверное пишет об шотладцах или шведах. А итальянцы, испанцы и др. для него уже не "западные народы". Вроде небыло и финансовой помощи и крестового похода в 1444 году.
"Почему их просят отдавать свои деньги и жизни" - в крестовых походах, раньше, было всё ясно - зачто и почему, а в 15 веке мотивация исчезла - времена меняются... Эта мысль содержит долю правды, но врядли дело только в том, что византийцы не дождались прихода "мессии-освободителя" с запада - это только "значительная доля вины". Другая "значительная доля" была внутри самой Византии. А результат этого взаимонепонимания и показан хронологически в предыдущем постинге.

С уважением