От NetReader Ответить на сообщение
К Jones Ответить по почте
Дата 13.02.2002 13:23:54 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Политек; Версия для печати

Кто виноват и что делать?

Проблема-то не сегодня возникла, и даже не вчера...
http://www.mschools.ru/22_01_99_1.htm
"«Цветы жизни» вянут на глазах

Педиатры констатируют повсеместную физическую и умственную деградацию российских детей.

Алла Малахова, для «Новых Известий»

Уже не секрет, что нынешнее состояние здоровья отечественных девчонок и мальчишек, равно как юношей и девушек, хуже некуда. Каждый второй мальчик оканчивает среднюю школу хронически больным каким-либо недугом, а каждая четвертая девочка оказывается биологически незрелой. По данным Минздрава РФ, сейчас практически нет ни одного вполне здорового ребенка или подростка. Причем это явление наблюдается не только у обездоленных сирот, детей из семей риска, но и у ребят из вполне обеспеченных семейств. Да еще дети и расти перестали. Такая ситуация чревата потерей нескольких поколений полноценных, трудоспособных россиян: у больных или ослабленных родителей дети редко рождаются здоровыми. Таким образом, по мнению врачей, если незамедлительно и всерьез не заняться этой медико-социальной проблемой, то нации в целом грозит скорое вырождение.

Проблемами детского здравоохранения в России сегодня занимаются явно недостаточно. Об этом мы беседовали с председателем Союза педиатров России, заведующим кафедрой детских болезней Московской медицинской академии им. Сеченова, директором Научно-исследовательского центра здоровья детей и подростков, академиком РАМН Александром Барановым.

Акселерация закончена. Забудьте
90-е годы в России в системе охраны здоровья детей, по мнению Баранова, как главного педиатра страны, стали в какой-то мере переломными в связи с социально-экономическими факторами, с новыми воззрениями на медицину в целом. Многие показатели физического здоровья детей заметно ухудшились, причем по всем четырем основным показателям – а это вес, рост, окружность грудной клетки и динамометрия, то есть сила. Например, 17-летние подростки сегодня выжимают на силомере на 10 кг меньше, чем их ровесники в 60-х годах, а девочки – 26 кг вместо прежних 33. Впервые за последние 40 лет медики столкнулись с проблемой гипотрофии юношей. Так, по данным Центрального военно-медицинского управления, ежегодно в армейские ряды призываются около 30 тысяч парней с явным дефицитом веса – гипотрофией. Это неудивительно, ведь уже у пятой части всего российского населения отмечается дефицит массы тела на 20%. Такие солдаты к службе не годны, поэтому их вынуждены по полгода откармливать в армии. Вторая важнейшая составляющая физического развития – это рост. Дети стали ниже ростом, чем их сверстники лет 10–15 назад. Акселерация (правильнее – акцелерация), бум которой у нас пришелся на середину 70-х, сегодня явно повернула вспять. И если в 70–80-е годы низкорослых людей было всего 0,5% от прочего населения, то ныне их уже втрое больше. А среди детей низкорослых больше на 15%, чем раньше. Народ «растет вниз», и, по прогнозам специалистов, в начале XXI века средний рост уменьшится на 5–8 см. Окружность грудной клетки ныне тоже уменьшилась на 5–6 см. Да и динамометрия, то есть сила, стала меньше на 5–6 кг. Что касается юношей-призывников, то они с трудом отжимаются от пола до 10 раз, тогда как десять лет назад без труда подтягивались и отжимались по полусотне раз. Все это в совокупности говорит о явной проблеме физической деградации детей и подростков за последние 8–9 лет. То есть акселерация закончилась лет 6 назад, и сегодня мы говорим уже об ином явлении – децелерации, то есть прямо противоположном.

В чем винить школу?
Проблема децелерации, говорит Баранов, особенно актуальна со школьной скамьи, лет с 10–11. В 90-е годы произошло расслоение общества, которое началось именно с детей. Мы сейчас не можем говорить о здоровье детской или подростковой популяции вообще, потому что нынешние дети и подростки очень разные. В связи со школьной реформой многие из них вообще лишились возможности посещать общеобразовательную школу, и таких порядка двух миллионов! Они оказались не только вне школьного образования, но и школьного питания, медицины, в частности, профилактики различных опасных заболеваний, вакцинации. В то же время мы столкнулись с совершенно новым явлением – ранней социализацией детей и подростков. Если раньше их постепенно, с детского садика, со школьной скамьи подготавливали ко взрослой жизни, то сейчас уже в 12 – 13 лет ребенок зачастую вынужден так или иначе самостоятельно адаптироваться в новых и непривычных условиях, искать свою нишу. Этой ситуацией воспользовались далеко не лучшие представители взрослого населения страны. Они используют нуждающихся в заработке детей и подростков в своих корыстных и часто криминальных целях, при этом нещадно их эксплуатируя. «Отсюда мы наблюдаем и целый «букет» «взрослых» болезней у российских детей, – говорит Александр Баранов. – Раннюю токсикоманию и наркоманию, алкоголизм. Болеют дети и венерическими заболеваниями. Эти медико-социальные проблемы одним врачам не под силу».
Конечно, речь здесь идет в основном о детях из «семей риска». Но ведь есть и другие дети – дочери и сыновья обеспеченных родителей, которые посещают элитные школы, лицеи и гимназии, где все к их услугам. Оказывается, это далеко не так. По словам Баранова, в наиболее благоприятной ситуации сейчас как раз находятся дети, посещающие обычные государственные общеобразовательные школы. А вот те ребята, которых родители отдали в элитные, авторские учебные заведения, испытывают небывалые умственные и физические нагрузки. И эти дети ответили за элитарное обучение резким ухудшением как физического, так и психического здоровья. Напрашивается вопрос: разве в этих дорогостоящих учреждениях работают не профессионалы? «Там работают профессиональные педагоги, – парирует Александр Александрович. – Но эти школы не прошли обязательной для учебных заведений так называемой гигиенической сертификации. Их программы очень сложны для детей по своей психоэмоциональной и интеллектуальной нагрузке. И мы вынуждены были разработать новые санитарные правила и строго ограничить умственную и физическую нагрузку на учащихся частных школ. Правда, нас туда с инспекционными проверками не очень-то и пускают, многие из этих школ и вовсе закрытыеѕ И основная беда в том, что в них нет взаимодействия педагогов и врачей».

Мы будем маленькими, глупыми и больными?
На вопрос, можно ли на сегодня констатировать вырождение россиян, Александр Баранов ответил, что скорее происходит психическая и физическая деградация нации – децелерация. Интеллектуальный потенциал наших ребят и девочек падает. Сегодня лишь около половины подрастающего поколения РФ по своему умственному развитию соответствует норме. Причем эта проблема многофакторная – здесь нельзя обвинять только, скажем, социальные условия, или недостаток финансирования, или что-то еще. Есть, помимо всего прочего, и еще одна важнейшая проблема, напрямую связанная с ухудшением здоровья российских детей. Дело в том, что наша страна целиком находится в так называемой зоне геохимической эндемии йодом. При отсутствии йодной профилактики, которая не проводится в РФ уже более 10 лет, это просто трагически сказалось на развитии подрастающего поколения. Раньше была массовая профилактика – например, продавались только йодированные соль и хлебобулочные изделия. Ныне почти все заводы, где обогащали йодом соль, ликвидированы или простаивают. Потому что во время так называемого «парада суверенитетов» программа была отдана на откуп регионам, но местные власти просто не сочли нужным заниматься ею. В результате множество заболеваний щитовидной железы у детей и подростков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и питание детей даже в самых экономически благополучных наших регионах, даже в столице, не соответствует норме. Многие дети и подростки и вовсе голодают (откуда и в армию идут на откорм). Фактически ликвидировано школьное питание: если раньше 75% детей питались хотя бы в школе, то сейчас таких лишь 25%. Вообще современных подростков можно сравнить по физическому развитию с их сверстникам из 50-х годов. На европейский стандарт мы не «тянем».

Выхаживаем, а потом морим
Единственное, по мнению Баранова, в чем мы, пожалуй, вышли-таки на мировой уровень, – это предотвращение детской смертности. Да и то лишь потому, как представляется главному педиатру страны, что в последнее десятилетие детей стало рождаться вдвое меньше. Детская смертность в возрасте от 0 до 14 лет в РФ по-прежнему на высоком уровне, но она хотя бы стабилизировалась. Причем тенденция к снижению летальных исходов наблюдается в основном за счет уменьшения заболеваний детей инфекционными болезнями, воспалением легких. Мы стали лучше выхаживать недоношенных младенцев – благо, сейчас в распоряжении медиков имеются специальные инкубаторы и реанимационные комплексы. Правда, в России выхаживание маловесных детей (от 500 граммов) – это, в основном, копирование западной модели. Так это коммерческий вопрос – в США, например, выходить маловесного новорожденного стоит порядка 100 тысяч долларов! Поэтому за рубежом выгодно внедрять новые технологии в этот процесс. Александр Баранов полагает, что вообще это очень сложный биоэтический вопрос, по которому в РФ должны высказаться не только педиатры и вообще медики, но и юристы, философы, социологи да и все общество в целом. «Для нас, медиков, главное – это, несомненно, сохранение жизни каждого ребенка, – поясняет Баранов. – Мы давали клятву Гиппократа еще в медвузах. Но для нас не менее важным является и сохранение дееспособности этого ребенка, хотя выхаживание маловесных детей с гарантией их полного здоровья в будущем – на сегодня, увы, это нереально». То есть затрачивая огромные силы и средства на выхаживание таких детей, медики заранее почти наверняка знают, что ребенок будет либо физическим, либо умственным уродцем."

ЗЫ "Децелерация" - что-то в этом есть... :):(