|
От
|
sss
|
|
К
|
Г.С.
|
|
Дата
|
02.03.2012 22:08:01
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Война была проиграна стратегически еще до её начала
Все расчеты руководства РИ строились вокруг главной роли флота в этой войне, мощь флота наращивалась в ущерб обеспечению обороны Манчьжурии и самое Квантуна сухопутными силами.
При этом предполагалась, очевидно, совершенно безумная задача: захватить господство на море базируясь на изолированный пункт - Артур. К тому же - единственный в радиусе 1000+ миль. (т.е. тривиально пароход на фарватере затонул "случайно" - и база уже сразу практически затыкается)
Притом завоевать из него господство на море кораблями на угольном топливе - т.е. кораблями, по определению, с очень ограниченной дальностью и автономностью.
По большому счету, даже если бы японцы просто организовали морскую блокаду Артура вообще не входя в зону действия артурского флота (просто перехватывали бы вспомогательными крейсерами все пароходы, идущие в Артур, сделать это, с учетом крайне "беспристрастного" нейтралитета Англии - легко, они просто будут в 90% случаев знать, кто куда идет и кого надо ловить) - активость артурского флота в скором времени снизилась бы довольно радикально, ИМХО. "Бесконечного топлива и бесконечных патронов" у него нету. А "коллектор" для отлова и захвата русских пароходов со снабжением Артура японцы могут вынести хоть к Сингапуру.
Собственно еще задолго до войны все было очень прозрачно разжевано наиболее толковыми людьми:
"…Артур есть застава к китайской столице и он может быть добровольно уступлен китайцами только тому, кто возьмет на себя обязательство защищать эту заставу вооруженной силой и, следовательно, будет иметь в Порт-Артуре укрепленный лагерь и военно-морскую позицию. Как такая позиция или база для наших русских сил, Порт-Артур совершенно не отвечает требованиям, находясь в 550 милях от середины Корейского пролива, узлового пункта сообщения между Сибирью, Китаем, Кореей и Японией, и не дает возможность наблюдать, а тем более командовать над этими сообщениями; затем будучи в стороне от нашей естественной оборонительной линии, идущей вдоль берега Японского моря, и находясь в расстоянии от нее от 600 до 1000 миль, он не может служить опорой для наших морских операций вдоль этого берега, оставляя его совершенно открытым неприятельскому нападению; в особенности остается открытым для безнаказанного завладения весь юго-восточный берег Кореи с существующим здесь японским аванпостом Фузаном, и, находясь в расстоянии от нее от 600 до 1200 миль от северных портов нашего главного противника - Японии, флот наш в Порт-Артуре был бы совершенно лишен возможности воспрепятствовать и даже угрожать наступлению японского флота к корейскому или нашему побережью. База эта не прикрывает даже западного побережья Кореи и подступов к Сеулу, ибо она расположена в расстоянии 350 км перед входом в Желтое море, то есть перед фронтом неприятельского наступления, которое будет к тому же прочно опираться на все порта южного и юго-западного побережья Кореи. Наконец, находясь в расстоянии 1080 миль от нашей главной лазы - Владивостока, Порт-Артур остается совершенно от него отрезанным, ибо линия сообщения, с одной стороны не имеет промежуточных опорных пунктов, с другой - по всей своей длине подвержена нападению японского флота. Связь Порт-Артура с Сибирью железной дорогой не устранит этих неудобств, притом она явится и будет действительна лишь при значительном развитии железнодорожной сети, что совершенно не скоро... " *
* - Русско-яп. война 1904-1905 гг. Действия флота. Документы. - СПБ, 1912. - Отд. I. - Кн. 2. - С. 193-195.
Собственно В ОДНОМ АБЗАЦЕ тщательно разобрана самая суть причин катастрофы.
Практически, даже неважно, сколько утюгов удастся собрать в Артуре: при их фактической дальности и при том, что Артур - ЕДИНСТВЕННАЯ в регионе база, изолированная к тому же, реальное прикрытие всего протяженного корейского побережья от десанта невозможно. О чем разумнейшие из мареманов толковали еще во времена царя Гороха, только глас их остался гласом вопиющего в пустыне.