>>если верить приборам, моторы были экономичнее.
>
>Или еще что-то есть?
есть-есть это оказывается токо 2/3 статьи, без предисловия, сравнительных ТТХ и каментов под фото. Вот недостающая последняя страница (а журнал - ТМ 1990 №2)
Кстати, бронирование «боингов» действительно сводилось к стальным спинкам сидений летчиков да бронежилетам. Бронеспинки были и на Пе-8, но никто их «крепостями» не именовал. Подобную защиту от пуль и осколков зенитных снарядов имели ленд-лизовские американские бомбардировщики Б-25 и А-20. Зато не премину отметить, что в заокеанских машинах экипаж размещался продуманнее, они оборудовались обогревом, камбузом, туалетом. А на Пе-8 температура не отличалась от наружной, то есть 50—60° мороза, поэтому мы облачились в меховые комбинезоны, унты, меховые перчатки, но все это не спасало от холода. Неудобной была кислородная маска, обраставшая сосульками. И до сих пор непонятно — зачем конструктор Пе-8 усадил пилотов гуськом? При нарушении телефонной связи даже жестами не поговоришь, а ведь размеры машины позволяли разместить их рядом, да и механику хватило бы места между ними.
И все же, особенно после того, как на Пе-8 заменили ненадежные дизели бензиновыми моторами, наш бомбардировщик не уступал «крепостям» по тактико-техническим данным, не говоря уж о живучести.
Надо сказать, что боевая работа экипажей дальнебомбардировочной авиации требовала неимоверного напряжения физических и моральных сил. Ночью часами добираемся до замаскированного объекта, заходим на него сквозь разрывы снарядов, а где-то рядом уже рыщут «мессеры». Возвращаемся на рассвете, идем над территорией «третьего рейха» и видим, как с аэродромов поднимаются истребители, как стреляют зенитки. К счастью, машина облегчена после сброса бомб и выработки топлива и мы поднимаемся на предельную высоту, где нам никто не страшен.
Что касается «крепостей», то нам их не давали, ссылаясь на секретность, а может, и по другим соображениям. От американцев мы получали двухмоторные бомбардировщики Б-25 и А-20, истребители «Эйркобра», «Кингкобра», «Киттихаук». Не скрою, машины высокого класса, но было их не очень много.
Американские историки не упускают случая напомнить, что отправили в СССР 14 тыс. самолетов. Но ведь до фронта дошли далеко не все — везли их главным образом на судах, за которыми яро охотились нацистские подводники, бомбардировщики и торпедоносцы. Так, летом 1942 года они разгромили союзный конвой PQ-17 и вместе с транспортами на дно Ледовитого океана ушло 210 самолетов. Только малая часть боевых машин шла своим ходом из Аляски и Ирана.
После войны «Каталины» и транспортные Си-47 с успехом применялись в полярной авиации. Запас горючего на «Каталине» позволял нам держаться в воздухе по 27 ч, получая данные о ледовой обстановке на всем Северном, морском пути, а на Си-47 мы с летчиком М. Титловым впервые совершили ночной полет к Северному полюсу. Кстати, «Каталину» и Си-47 мы производили по лицензии, присвоив новые обозначения ГСТ и Ли-2. И еще интересная деталь: в Арктике отлично работали уцелевшие и демобилизованные Пе-8, подтвердив репутацию надежной машины.