|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
И. Кошкин
|
|
Дата
|
10.06.2011 12:36:47
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Все-таки прокомментирую
>...в "Саге о Греттире" последний выходит на поединок с берсерком вместо хозяина усадьбы, потому что очевидно, что бонд не выстоит против профессионального головореза. Эгиль вышел на поединок со ЛЬотом вместо юноши, который в этом бою обречен был погибнуть: http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1909/1909934.htm В Германии в 14-15 вв существовала настоящая смециальность: профессиональный поединщик. Собственно, эти люди и двигали вперед фехтование, им мы обязаны первыми трактатами о нем. Подобный обычай существовал и в Польше и Литве, а также в Московской Руси.
Мы говорим о разных вещах: я - об архетипе индоевропейского правосознания в древнегерманском варианте, т.е. первоначальной идее и традиции, обеспечившей живучесть разного рода божьих судов и испытаний силой, вы - о разных наслоениях, искажениях и смягчениях, призванных как-то совместить этот "варварский" архетип с нарождающимся феодальным обществом, наследственным, собственническим и классовым. Но, в конечном счете, оказалось невозможным совместить несовместимое, и "божий суд" исчез из формального права.
Вот и исландские саги (не говоря уже о позднесредневековых поединках) не являются "чистым" отражением исходных германских представлений о мире и праве. Они передают отношения завершающего периода "эпохи викингов" - 10-12 веков. Т.е. разложения, а не начала "варварского" общества, даже в частном скандинавском варианте. Соответственно, без критического анализа невозможно определить, что в рассказах саг является исконным и базовым, а что наносным и поздним.
П.С. "Профессиональным" историком является тот, кто зарабатывает этим на жизнь. Я только подрабатываю иногда, теперь изредка. Поэтому я никак не профессиональный историк.