Навеяно оффтопичным посещением импрессионистов в ГМИИ им. Пушкина. Их давно перевели из основного здания в соседнее, но по ряду причин я там не был лет 15. Впервые обратил внимание на подписи под полотнами. Типа: "В ГМИИ поступила в 1991 году по завещанию Кандинской". Но большая группа шедевров имеет подпись просто: "В ГМИИ с 1945 года".
Фантастический Эль Греко, Гойя, Манэ, Дега, Ренуар... Жаль, что не тысячи их. Очень хорошо, что выставлены наконец (с 1996), но это не новость, конечно. Я о другом хотел.
С детства смутно помню фильмы, в которых советские солдаты жертвуют собой ради спасения шедевров мирового искусства. Ни одного названия вспомнить не могу, но сюжет до боли знакомый. Вроде "Достояния республики", но про ВМВ. Как-то не попадались мне в уже зрелом возрасте описания таких событий в реале. Да и странным теперь кажется жертвовать жизнями людей ради спасения картинок, пусть и великих.
По-другому воспринимаются и действия союзников. Барочная игрушечка Вена, снесённая бомбёжками едва ли ни наполовину. Расфигаченная прямым попаданием трапезная монастыря Санта-Мария-делла-Грацие под Миланом с самой известной и самой несчастливой фреской в истории - "Тайной Вечерей" Леонардо. Жаль, конечно, но художники ещё нарожают, да и странно вспоминать о таких вещах на фоне полусотни миллионов трупов.
Однако наткнулся на один эпизод. Британский артиллерист капитан Энтони Кларк, производя обстрел итальянского городка Сансеполькро, вдруг приказал прекратить огонь. По смешной причине - мучаясь, откуда ему известно это название, он ВНЕЗАПНО вспомнил, что до войны читал эссе Олдоса Хаксли об итальянской живописи. И тот написал, что в ратуше этого городка находится фреска Пьеро делла Франческо "Воскресение Христа". И что это - "самая великая живопись в мире". Больше ничего, книжка была без иллюстраций, Кларк никогда не видел эту картинку, просто вспомнил слова писателя.
Не знаю, как и что он говорил начальству, но городок больше не обстреливали. Заняли его уже без боя, немцы отвели войска. Сейчас в Сансеполькро, почти по Жванецкому, "в его честь назвали улицу".