Тут вкратце дело такое...
16-го сентября 1982-го, ЦАХАЛ в ходе операции по зачистке пригородов Бейрута от оставшихся палестинских боевиков, окружил два лагеря беженцев в Бейруте, Сабру и Шатилу. Тут надо сказать что при словах «лагерь беженцев» возникает картина палаток посреди пустыни, типа как в Афганистане сейчас показывают по телевизору. На самом деле, это были районы пригородов Бейрута, с вполне нормальными многоэтажными домами, заасфальтированными улицами, и так далее. Израильские войска отцепили несколько таких районов одновременно, заняли позиции на перекрестках и в высоких домах.
Среди этих районов были и Сабра и Шатила, где жили главным образом палестинцы. Скрывавшиеся там боевики с основном смогли сбежать до того как ЦАХАЛ окружил их, и оставили позади в основном женщин и детей.
С разрешения израильской армии, в отцепленые районы вошли бойцы Фалангистов (ливанское христианское движение, которое Израиль тогда поддерживал) под командованием Эли Хубейки, всего около 300-350 солдат.
Два дня раньше, 14-го сентября, взрывом в штаб-квартире партии Фалангистов был убит Башир Гемаэль – председатель партии который только что был избран президентом Ливана. Первоначально, во взрыве обвинили палестинцев. Через несколько дней выяснили что взрыв организовала сирийская разведка, и лично подполковник Мухаммед Ганен. Но это другая история в которую я здесь не буду вдаватся.
Так вот, 16-го числа это было ещё неизвестно и Фалангисты, номером вторым у которых был Хобейка, считали что их шефа взорвали палестинцы. Кроме того, они давно хотели посчитатся с палестинцами за бойню в Дамуре в январе 1976-го, где боевики ООП вырезали примерно 600 христиан, и ещё около 200 пропали без вести. Когда не осталось живых, они вспахали местное кладбище и разграбили его.
Короче, христиане получили шанс отомстить за всё, и сразу. Но войдя в Сабру и Шатилу, они обнаружили что палестинских боевиков там не осталось, практически все успели сбежать. Это впрочем их не обескуражило, и они принялись за тех кто остался. Всего за сутки они убили около 850 палестинцев.
Это вызвало сильный шок, как сейчас любят говорить, во всем мире.
При том что кстати бойня христиан в Дамуре, и массовые убийства гражданских в Беруте палестинцами до того никого не волновали. Но теперь там был Израиль, война была не «гражданская» как в 70-х, а международная, были камеры, и очередная бойня всех потрясла до глубины души.
Включая и в Израиле, где была создана комиссия Кахане (другого) по расследованию проишедшего – точнее, каким образом ЦАХАЛ позволил Фалангистам убивать палестинцев. Начались разбирательства – кто где был, слышали (и слушали) ли радиопереговоры Фалангистов, стреляли ли осветительные ракеты над районами, и так далее.
Комиссия сделала много выводов, часть которых осталась засекречена. Насчет Шарона (который тогда был министр обороны), комиссия постановила что он косвенно ответственнен за то что там произошло, поскольку он должен был не допустить чтобы Фалангистам разрешили войти в лагеря. Шарона отстранили от должности, и Перес использовал скандал для кампании против правительства. Которая была успешной, но это опять другая история.
Сам Хобейка никак не пострадал, позднее он предал Фалангистов и перешел на сторону Сирии. Это позволило стать ему министром в ливанском правительстве, и депутатом. В девяностых после неудачи на выборах он оставил политику, и стал «бизнесменом» – или проще говоря, мафиози средней руки.
Вчера его машина взорвалась на улице Бейрута, погиб он и трое его телохранителей. Ответственность взяла на себя христианская организация «за свободный Ливан» (имеется ввиду свободный от Сирии), которая назвала его предателем и пособником Сирии.
Палестинцы в Ливане бурно радовались по этому поводу весь день.
Хобейка заявлял что выступит свидетелем против Шарона на суде, который должен состоятся в Бельгии, по обвинению Шарона в «преступлениях против человечества». Крайне сомнительно что он бы действительно выступил, потому что в случае чего у Израиля найдется куда больше грязи о нем чем он может знать о Шароне... включая его деятельность во время войны, и торговлю наркотиками, похищение людей, после войны.
Но некоторые, в Ливане и вообще, конечно тут-же поспешили обвинить во всем вездесущий Моссад :-)
Это глупо, но я лично думаю что почему бы и нет – если кому-то хочется чтобы это был Моссад, пусть думают что это Моссад :-)
В любом случае, этого говнюка давно надо было замочить.