|
От
|
Cliver
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.01.2002 09:14:31
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Путин нашел способ в нужной пропорции смешивать нефть и политику
День добре!
Газета New York Times опубликовала статью "Новые нефтяные игры с новыми победителями" известного специалиста по международным отношениям Ричарда Батлера\Richard Butler, возглавлявшего, в частности, комиссию ООН по разоружению Ирака (1997-1999). В настоящий момент Батлер работает в известной исследовательской организации - Совет по Международным Отношениям\Council on Foreign Relations. В статье, в частности, говорится:
В ХIХ и ХХ веках между Великобританией и Россией шла борьба за влияние в Средней Азии, названная "Большой Игрой". Главной ставкой в игре был индийский полуостров, а путь к нему пролегал через Афганистан. В настоящее время главным призом является нефть, и Афганистан вновь стал спорной территорией. Разница в том, что в данном случае эту игру с Россией будут вести Соединенные Штаты.
Когда СССР распался, он потерял свои южные провинции - Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан, Азербайджан. Запасы нефти и газа в этих государствах примерно равны запасам Саудовской Аравии и Ирака, двух ведущих ближневосточных поставщиков нефти для Америки.
Основной особенностью постсоветского переходного периода было немедленное возникновение олигархов и криминалитета. Когда Владимир Путин стал президентом страны, он сразу же начал борьбу с олигархами. Что не менее важно, он также попытался восполнить большую потерю, ощущаемую рядовыми россиянами - потерю равенства с США. Путин оказывал внимание Германии и Франции, подписал договор о дружбе с Китаем. Однако не менее важным, хотя и менее заметным, было его решение торговать российской нефтью не по условиям, диктуемым Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК), где доминируют арабы.
Вновь нефтяная политика может оказаться одной из самых главных областей взаимоотношения России с Западом. Независимая политика России по установлению цен на нефть на протяжении последних двух лет оказывала стабилизирующий эффект на российскую экономику. Цены на нефть в основном были высокими и экономический рост в России в 2000 году составил примерно 8%. В 2001 году он, возможно, упадет до уровня менее 5%. Однако, в любом случае, это первые два года реального экономического роста за прошедшие десятилетия, и львиная доля заслуги в этом принадлежит добыче и экспорту нефти.
Россия под властью Путина наконец-то научилась честно и ответственно вести переговоры с американскими нефтяными компаниями, а также продуктивно и уважительно сотрудничать со своими бывшими южными республиками. Одним из результатов этого стал трубопровод от казахстанских нефтяных месторождений к черноморскому порту Новороссийск, сданный в эксплуатацию в прошлом году. Этот трубопровод - крупнейший инвестиционный проект США в регионе. Партнерами по проекту являются Россия, Казахстан и несколько нефтяных компаний.
Похоже, что Путин нашел способ в нужной пропорции смешивать нефть и политику. Ожидается, что цены на нефть еще некоторое время будут продолжать падать, однако долгосрочная картина остается ясной: нефтяные месторождения Средней Азии будут эксплуатироваться, а Россия будет иметь большую долю от прибылей.
По двум причинам война в Афганистане имеет ко всему этому отношение. Во-первых, впервые с середины 90-х строительство трубопровода через Афганистан стало политически возможным .
Во-вторых, война заставила многих американцев почувствовать, что Саудовская Аравия не является лучшим из союзников. Саудовский режим - недемократичный, экспортирующий исламский фундаментализм и ненавидимый некоторыми фундаменталистами, например, Бен Ладеном. Однако он важен для Запада из-за нефти. Уменьшение зависимости Запада от саудовской (не говоря уже об иракской) нефти может только радовать. Путь к усилению независимости вполне может проходить через Афганистан.
Совсем не обязательно, что это будет "Большая игра. Часть вторая". Перспективы сотрудничества США с Россией, Казахстаном, Туркменистаном и другими странами региона заметно перевешивают перспективы конфронтации. Ближневосточный конфликт ХХ века в значительной степени может быть объяснен американо-советским соперничеством - еще одной "большой игрой", принесшей множество страданий. Нет необходимости объяснять это и среднеазиатским государствам.
Россия может начать отход от политики игр и движение к сотрудничеству, пересмотрев свои отношения с Саддамом Хуссейном и иранскими военными. А США должны с очень большой осторожностью подходить к вопросам строительства баз в среднеазиатских государствах, таких, как, например, Киргизстан. Лучше строить больше совместных трубопроводов и меньше военных баз, " - пишет Ричард Батлер. w
Цитаты На Тему
«Террористическая атаки 11 сентября показали несостоятельность американской политики в Средней Азии. Администрации президентов Буша-старшего и Клинтона практически полностью игнорировали этот регион. Нынешняя администрация США сменила свой внешнеполитический курс. Обеспечение безопасности среднеазиатских государств стало одной из приоритетных задач США.
Государства Средней Азии, испытавшие разрушительные последствия исламского фундаментализма, с радостью приняли идею сотрудничества с США. Но оно вряд ли приобрело бы такие масштабы, если бы президент России Путин не осознал жизненную важность американского присутствия в этом регионе для интересов России. Слабые, нищие страны на южной границе будут питательной средой для исламского терроризма, представляющего угрозу для России. Но если они обретут стабильность и силы, Россия получит мощный заслон от терроризма. Страны Средней Азии не могут выжить без прочных и тесных отношений с Россией, Китаем и обновленным Афганистаном. w