|
От
|
Alek
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.03.2011 19:31:18
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Спор о "тройчатках"
Спор о «тройчатках».Так как спор о тройчатках зашел в «левую область», да и ветка развернулась довольно сильно и частью пропала.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/2165260.htm
То подытожу некоторые основные пункты спора.
В РККА ,перед самой Второй Мировой Войной, существовала система разведывания двух типов. «Одинарные» соединения и «тройного разверывания».
«Одинарные» соединения - это танковые и механизированные части, кавалерия (за малым исключением) а так же некоторое количество стрелковых дивизий. Эти части содержались в штатах мирного времени, той или ной % составляющей от военного, и в момент мобилизации осуществлялся призыв из запаса, сколачивание и соединение было в достаточно короткие сроки готово к бою.
«Тройные » дивизии это дивизии так же сокращенного состава мирного времени, которые по мобилизации осуществляли развертывание трех дивизий (из каждого полка).
Как рудимент, в РККА оставались две территориальные дивизии кавалерии и две кавалерийские бригады.
Всего в РРКА , летом 1939 года, существовало
21 танковая бригада
4 мотострелковых бригад
3 бронебригады (для забайкальского и монгольского ТВД)
18 кавалерийских дивизий
2 территориальных кавдивизий
5 горных кавдивизий (на Кавказе и в Азии)
2 кавбригады
10 горных дивизий (на Кавказе, в Азии в Приполярье)
88 стрелковых дивизий из которых
14 усиленного состава по 13 тыс (одна -9,затем 12 тыс)
37 сокращенного состава «одинарных» по 6 тыс.
37 сокращенного состава «тройного развертывания», по 5.2 тыс чел.
Источники указывают на некоторое разночтение
В частности указывается иногда 13 горнострелковых дивизий, а не 10. Иногда указывается дополнительно Сахалинская и Камчатская дивизии, безномерные ,сформированные весною-осенью 1939 года, так же указывается 5 стрелковых бригад, которые не упоминаются в ведомостях лета 1939. Предположительно именно эти Сахалинские и Камчатские дивизии и вобрали в себя стрелковые бригады, и возможно, указываются как горнострелковые в некоторых источниках.
Но в общем, число стрелковых дивизий, летом 1939 года, принято считать равным 98.
Камень преткновения заключался в том, чтобы правильно посчитать качество этих дивизий в случае отмобилизования и сравнить его с дивизиями 2.3,4 волны Вермахта, как рассмотрения альтернативной вероятности «забивания тапком гидры фашизма пока не подросла».
В исторической реальности «тройчатки» показали себя плохо, имеется ввиду период после отмобилизования. В частности 82-я сд, на Халкин-Голе имела вначале несколько позорных случаев оставления позиций, а командиры, призванные из запаса, от взвода до батальона были смещены на должность заместителей.
Аналогичные, вновь сформированные дивизии осени 1939 года в Финской Войне показали на первых порах себя тоже не очень хорошо.
Такие, вновь формируемые части, скорее годились для оборонительных действий на спокойных или укрепленных участках, либо для ограниченных ударов массированным количеством, нежели для полноценных действий.
С другой стороны немцы свои дивизии 2-й волны считали возможным использовать сразу после формирования.
Несколько это объясняется тем что они эти дивизии использовали против поляков более осторожно, однако 61-я пехотная дивизия (2-й волны) участовала в в довольно тяжелых боях, и не была отмечена каким либо отрицательным замечанием ни у Гальдера (который в своем дневнике например кризис у 30-й дивизии на Бзуре упомянул) ни еще где то.
В боях у оборонительного рубежа Млава, у немцев были сводная танковая дивизия "Кемпф" (сводная группа), три дивизии 1-й волны (1,11,12),дивизия 2-й волны (61-я)., сломили сопротивление двух польских дивизий (8-й и 20-й) и вынудили их отступить. Причем одна дивизия поляков после боя насчитывала 10,а другая 13 тысяч человек (штат порядка 16 тысяч).
С РРКА же вновь развернутые осенью 1939 года из тройчаток дивизии (которые стали просто дивизиями ) в аналогичном, практически сходном, примере:
Севернее Ладоги где у финнов были части двух дивизий (12-я и 13-я,неполностью, но были отдельные части),
У РККА -кадровые 18-я и 56-я дивизия, и три вновь сформированные (развернутые) осенью 139,168 и 75 дивизии.
А так же 34-я танковая бригада.
Еще севернее 155-я стрелковая дивизия, «новая дивизия» действовала против сводной группы Талвела.
Наступление отражено на всех участках, 18,168 дивизии и 34 бригада, попали в окружение и прорывались с боем.
18-я кадровая дивизия, лидирующая наступление, как сдавшая врагу знамена и ,как покрывшая себя позором, расформирована
Севернее 139-я дивизии и 155-я дивизии была не такой печальной, так как 139 сд, подперла сзади 75-.А противник 155-й дивизии -был слабоватый и она , сперва продвинувшись вперед, потом понеся поражение, смогла частично вырваться из готовившихся "мотти" и отойти...
К слову сказать, 56-я, «старая» дивизия, с некоторым опытом действий в Эстонии, смогла избежать окружений даже части сил, а наступление финнов во фланг и тыл, для создания «мотти» отразить. В боях по всей Карелии, это был пожалуй единственный случай до самого приполярья , где действовали 122,52,104 дивизии.
С другой стороны
Дивизии 3-й волны(цитата) : «Для того чтобы стать боеспособными соединениями, эти дивизии 3-й волны должны были после формирования в течение нескольких недель проходить боевую подготовку.»
Дивизии 4-й волны(цитата): «Отсутствие в мирное время штабов всех степеней (кроме штабов батальонов) и неподготовленность учебных подразделений к действиям в составе частей и соединений неизбежно приводили к тому, что эти дивизии, в противоположность дивизиям 2-й волны, в первое время своего существования должны были иметь серьезные недостатки в управлении и боевой подготовке.»
Немцы такие «сырые» дивизии в бой не пускали, используя на Западе или в резервном пуле войск в Польше.
В чем же разница в мобилизационном развертывании и действительно ли дивизии 2-й волны могли показать нормальные результаты, или же они ,наоборот были бы неудачные как «вновь формируемые» заново.
Основным отличием дивизий РККА летом 1939 был очень большой процент запасных. За и исключением «усиленных» дивизий, штат «одинарных» 6 тыс., «тройных» -5,22 тыс челвоек.
Штат военного времени, до «осенних реформ» 1939 года, был 13 тысч человек (штат 36 года).
Таким образом «одинарная дивизия» имела ~36%, а вновь формируемая из «тройной» имела 13%.
Нехватка заполнялась за счет призыва из запаса.
Казалось бы дивизии 2-й волны несколько хуже «тройных» ,имея в среднем 6% кадрового состава,83% резервистов первой очереди, 8% -второй, 3% ландвера.
Но дело не только и не столько в процентном отношении кадра, сколько в организационных вопросах.
Для начала хочется процитировать Мюллер-Гильдебрандта:
«Термин «волна» употреблялся лишь для упрощения наименования подготовительных мобилизационных мероприятий и для обозначения различных типов дивизий; он не означал очередности в проведении мобилизации по времени и не указывал на качество той или иной дивизии»
Далее рассмотрим состав пехотной дивизии 1-й волны(кадровой) и советской «одинарного состава» или «трйочатки».
Немецкая дивизия мирного времени была практически полностью укомплектована личным составом основных частей: (цитата) «В целом в этих 35 пехотных дивизиях не хватало 1 пехотного полка (в 46-й пехотной дивизии), 31 пехотного батальона, 5 артиллерийских дивизионов, 12 дивизионов артиллерийской инструментальной разведки (АИР), нескольких саперных рот и нескольких рот других родов войск….»
Но не имела вовсе тыловых частей(цитата): «…Кроме того, для этих дивизий, как и для всех дивизий остальных очередей, при мобилизации необходимо было заново сформировать тыловые подразделения и учреждения…»
Точно так же не имела своих тылов и советская дивизия
Однако помимо тылов, в соединении есть и штабы.
Немцы помимо полного состава штабов, имели также и дополнительный комплект штабов «инспекции пехоты»,которые специально должны были стать штабами новых частей (цитата): «Штабы этих дивизий создавались главным образом за счет штабов помощников командиров дивизий по подготовке пехоты, которые существовали специально для этой цели в ряде дивизий мирного времени.» Так же полки и батальоны выделяли из себя ядро (офицеров и унтер-офицеров) для формирования 2-й волны (цитата): «Мобилизация этих дивизий была тесно связана с мобилизацией дивизий 1-й волны, поскольку они получали из кадровой армии часть личного состава, включая и офицеров, в качестве ядра; кроме того, кадровые дивизии должны были проводить мобилизацию дивизий 2-й волны.»
еще цитата: «Как правило, каждая войсковая часть мирного времени проводила свое отмобилизование самостоятельно. Отмобилизование вновь формируемых войсковых частей поручалось частям
армии мирного времени только тогда, когда последние выделяли часть своего кадрового состава в качестве основного ядра (кадра) этих частей. Например, 2-й батальон 15-го пехотного полка, ведущий свой мобилизационный календарь и несущий, таким образом, ответственность за проведение своего отмобилизования, одновременно отвечает за проведение мобилизации 1-го батальона 327-го пехотного полка, формируемого только при мобилизации.»
Укомплектование основных частей 1-й волны завершалось к исходу (время по часам) 3-го дня мобилизации, тылов 1-й волны к исходу 4-го дня, дивизий 2-й волны -4-го дня, 3 и 4 волн -6 дня.
Для уже упоминавшейся 61-й дивизии,2-й волны, выглядело так (источник сайт Лексикон)
Управление на базе управления командования артиллерии 1 округа.
151 пехотный полк: штаб полка создан штабом 43полка , 1й батальон на базе 1 полка, 2-й из 2 полка, 3-й батальон из 43 полка. Все полки 1-й дивизии.
162 пехотный полк: штаб на базе штаба 2 полка, батальоны соответственно из 23,2,43 полков 11 дивизии.
176 пехотный полк: штаб на базе 24 полка, батальоны соответственно 3,24,45 полка 21 дивизии.
161 артполк: штаб на базе 1 артполка 1 дивизии, дивизионы соответственно на базе артполков 1,11,21 дивизии, 4-й, тяжелый дивизион создан на базе батарей 37,47,57 отдельных полков.
1 корпусной округ, артиллерийское командование которого стало штабом 61-й дивизии, включал в себя как нетрудно догадаться 1,11,21 дивизии, 37,47 и 57 артполки.
Прочие части 61-й дивизии я для краткости опускаю.
Еще пример, 62-я дивизия 2-й волны,
Управление на базе управления командования артиллерии 17-й дивизии.
164 полк: на базе 28 дивизии (аналогично вышеуказанным)
183полк: на базе 8 дивизии (аналогично вышеуказанным)
190 полк: на базе 18 дивизии (аналогично вышеуказанным)
И так далее и так далее…
Все эти дивизии. Как легко догадаться входили в одни корпусной округ.
Для сравнения «тройчатки», численностью 5115-5220 человек образовывали следующее. Один полк и управление дивизии становилось одной дивизией, два других полка становились двумя дивизиями. Артполк и прочие части раздавался так же по дивизиям.
То есть полк сокращенного состава (1145 человек) должен был исторгнуть из себя штабы дивизии, штабы трех полков, управление шести стрелковых батальонов, а так же поддержать и проконтролировать процесс формирования органов тыла и обеспечения.
А немцы имели эти штабы готовыми, к применению по своему мобилизационному плану. Их персонал например штаба полка, уже служил в штабе кадрового полка, причем для выполнения боевой работы в военное время –это персонал был заранее предусмотрен как излишний.
Далее артполк, численностью 830 человек, должен был сформировать из себя командование артиллерией двух дивизий, командование двух артполков, шести арт-дивизионов. Немцы получали это все в готовом виде.
А танковая рота дивизии (100 чел) должна была выдать командование для трех танковых батальонов (если дивизии были с танковыми батальонами -349 чел в каждом), и заодно наскорячок организовать обучение танковых экипажей для трех батальонов.
Кадр тыла в 31 человек должен был обеспечить формирование тыловых органов в трех дивизиях сразу.
Командование дивизии сокращенного состава численностью 66 чел, особо помочь в плане кадров своим «новым детям» не могло. Ибо штат дивизии военного времени был 135 человек (только 17 чел в комендантском взводе- остальное штаб и службы) - самим не хватало.
А штаб полка (к сожалению мирного времени не нашел данных) - 21 чел, а управление дивизии (без комендантского взвода) и трех стрелковых полков - это 181 чел. В основном средних командиров. И офицерам прежнего стрелкового полка надо было быть готовым организовать бой пехоты, танков: в прежнем стрелковом полку-ядре, не было танков, в дивизии- были) и артиллерии , в полку была лишь батарея полковых орудий, а в дивизии артполк и т.п.
Такое различие в составе органов управление (вернее разный подход) давал результат что немецкая дивизия быстрее и четче проводила мобилизацию (ее персоналу управления не надо было вживаться в новые для себя должности) , лучше проводила боевое слаживание, сколачивание, и уже априори, по своей квалификации офицеров такого же уровня, была готова к управлению.
И в дивизии 2-й волны 6% кадра, это именно кадр, ядро –офицеры и унтер-офицеры.
А в тройчатке 11-13% это и бойцы стрелковых рот, артиллерийских расчетов и взводные командиры (которые у немцев по большей части заменялись призывом резерва 1 очереди, т.е. недавно прошедшими службу).
Следует заметить что дивизии 3-й волны собственных органов управления, заранее заготовленных для них, не имели. При пехотных дивизиях лишь готовились командир дивизии и командиры полков. Остальные кадры опирались на территориальные войска, дивизии ландвера, той или иной области, а так же пограничной стражи. Хорошей чертой этих частей были личные знакомства людей ,проживающих в той или иной местности (или образующих роту ландвера). Минусом –был возраст (35-лет), забитость военной подготовки (курсы обучения были как правило несколько дней, с пропусками по годам). А так же отсутствие готовых, сколоченных, органов управления (полк, батальон, дивизия) которые могли бы качественно проводить учения, уделяя внимание именно остро нужным вопросам, быстро «поставить в строй» подчиненных по части боевой подготовки. Следует заметить что органы управления ландверных дивизий (районов) , не соответсвовал в своей повседневной службе обычным штабам обычных частей, и при формировании полков и дивизий ,персонал на этих постах испытывал все недостатки «роста». Кадры же (офицеры) которые прибывали на усиление этих дивизий 3-й волны, например из штабов округов, или из учебных учреждений, должны были поставляться по остаточному принципу, после комплектования 1-й и 2-й волны.
Поэтому, (цитата): «Таким образом, если бы, например, при мобилизации в 1937 г. резервные и ландверные дивизии могли быть готовы к использованию не через 6 дней, как это предусматривалось на бумаге, а через 6 недель, то это было бы уже большим достижением. Без подготовки же мобилизации, как бы эта подготовка ни была плоха, для формирования этих дивизий до полной боевой готовности потребовалось бы, по крайней мере, 3 месяца.».
4-я волна - формируемая из учебных частей, обладали хорошими кадрами низшего звена (инструкторы и только обученные новобранцы), но органы управления отсутствовали вовсе. Так же на укомплектование шли резервисты более старших возрастов, с забытыми навыками. И научить их было некому, в дивизиях 3-й волны штабы «росли над собою»,в дивизиях 4-й волны, быстро могли привить, напомнить, начальные навыки, а вот сколачивание батальонов, полков было мало кому произвести. Цитата(повторно): «Отсутствие в мирное время штабов всех степеней (кроме штабов батальонов) и неподготовленность учебных подразделений к действиям в составе частей и соединений неизбежно приводили к тому, что эти дивизии, в противоположность дивизиям 2-й волны, в первое время своего существования должны были иметь серьезные недостатки в управлении и боевой подготовке.»
Именно в организации мобилизационной работы лежит основное различие между «тройчаткой» и системой Времахта 1939 года, позволяющее немеким генералам арсчитывать на быстрый вводв строй дивизий 2-й волны .
Так же следует отметить что Советское Командование признало корявость развертывания тройчатки и перешли на одинарные дивизии разного штата, самым слабым был 3-х тысячный штат ,в два раза больший чем получающийся кадр тройчатки, с уже готовыми штабами и службами и обозначенными основными частями(на предмет ведения боевой учебы и командирской практики).
В некотором роде такая система «кадра» просуществовала в Российской Армии до середины 200-х годов, когда например в мотострелковых бригадах, из 4-х мотострелковых батальонов, одни был «кадр».