От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 18.01.2002 11:02:29 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Спецслужбы; Версия для печати

История вонной прокуратуры Тихоокеанского флота ТОФ

Конюшенко О.В., Быков А.В. (Прокуратура ТОФ)
История прокуратуры Тихоокеанского флота

Понятие “прокуратура” происходит от латинского “procuro” - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. Впервые в Европе прокуратура возникает во Франции в 14 в. с функциями государственного обвинения, карательного органа, и лишь к 1586 г. законом Франции функции прокуратуры сформированы как надзорные, обеспечивавшие верховенство центральной власти.

Именно опыт Франции был воспринят Петром 1 при создании прокуратуры России. Историками много написано о периоде петровских реформ, однако такая сторона, как рост преступности, ослабление правопорядка как неизбежная сторона реформирования общества мало кем исследовались. Рост должностных преступлений, казнокрадства, коррупции вызвал историческую потребность создания государственной службы по борьбе с этими явлениями. Первым - правда неудачным - опытом являлось создание Петром 1 фискальной службы. Эту службу погубила тайность, а стало быть - непопулярность в тогдашнем обществе. К тому же обеспечение фискалов производилось не от казны, а за счет собственных кормовых. К чему это приводило, понятно.

И вот Указом от 12 января 1722 г. Петр 1 Указом “О должности Генерал-прокурора” учреждает прокуратуру Российской Империи как гласный орган надзора за исполнением законов. “Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных”, “взыскатель наказания” и “защитник невиновных”.

Не стоит, конечно, идеализировать прокуратуру имперского периода России - в истории царской прокуратуры не все однозначно. Это же относится и к советскому периоду - я имею в виду период политических репрессий.

Об истории военной прокуратуры широкой публике практически неизвестно. Указом Петра в 1711 году были определены штаты всех пехотных, кавалерийских и гарнизонных полков, в которых была предусмотрена должность военного юриста-аудитора, “чтобы решения военных судов производились добрым порядком”. Воинскими уставами Петра 1716 г. определялись статус и задачи генерал- обер- и полковых аудиторов как военных юристов с прокурорскими и судейскими функциями. Институт собственно военных прокуроров появился в России в 60-е годы 19 в., когда наряду с известной судебной реформой 1864 г. проведена и военно-судебная реформа 1867 г. Во всех звеньях военных и военно-морских судов была учреждена должность военного прокурора, надзиравшего “за охранением законов”. С этого времени и началась история собственно военной прокуратуры в России.

11 января 1935 года приказом НКО СССР № 9 морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот. Первые же сведения о создании военной прокуратуры ТОФ относятся к августу 1933 года.

Первым военным прокурором с августа 1933 года был военный юрист 1 ранга Н.О. Михайлов. Штат военной прокуратуры флота составляли военный прокурор флота, три военных следователя, старший секретарь, делопроизводитель, писарь, машинистка и вольнонаемный водитель. Они выполняли всю прокурорско-следственную работу на флоте, так как ВП ТОФ была единственным органом прокуратуры на ТОФ. Прокуратур гарнизонов, баз и соединений в то время еще не было. Военная прокуратура флота размещалась в нынешнем здании тыла флота на ул. Светланской. После снятия Михайлова с должности ( он был репрессирован за дружбу с бывшим председателем Совнаркома Белорусской республики Авамовичем ) военным прокурором ТОФ был назначен участник Гражданской войны бывший военный прокурор Сталинградской дивизии М.Е. Четвериков. Он исполнял обязанности по февраль 1939 года. Четвериков являлся не только одним из первых военных юристов военной прокуратуры нашего флота, но и одним из первых военных юристов в годы Гражданской войны и становления Советской власти.

В 1937 году в связи с ростом флотов и увеличением объема работы в прокуратурах флота были образованы должности военных прокуроров при укрепленных районах. В военной прокуратуре ТОФ были образованы военные прокуратуры баз по территориальному принципу надзора за частями и кораблями, введены должности военных прокуроров отделов. В частности, были созданы военные прокуратуры в пос. Ольга, в районе Посъета и при Петропавловск-Камчатском укрепрайоне.

По воспоминаниям одного из первых прокурорских работников ВП ТОФ Дубасова, каждый военный следователь в то время заканчивал в месяц до 15 уголовных дел.

С началом Великой Отечественной войны многие прокуроры и следователи ВП ТОФ убыли на фронт в действующую армию.

В послевоенное время военными прокурорами флота были тов. Мухоморов К.С., Титков С.Я., Горный А.Г., Маркелов В.И., Сумароков П.И., Шактуров В.С., Дробышев Н.Я., Попов Б.С.

Артем Григорьевич Горный и Борис Сергеевич Попов впоследствии занимали должность Главного военного прокурора.

Реформы в государстве не могли не отразиться на военной прокуратуре. Однако неизменным остается то, что ВП - структурное звено Генеральной прокуратуры, организационно и кадрово приспособленное к осуществлению надзора за законностью в Вооруженных силах и других воинских формированиях.

Если говорить о государственной роли военной прокуратуры, то нужно исходить из того, что функция внешней защиты - одна из важнейших функций государства. За тем, как осуществляется эта функция, необходимы и контроль, и надзор. Последнее и есть задача военной прокуратуры.

Назовем приоритеты в нашей работе:

Надзор за обеспечением безопасных условий военной службы и задачи борьбы с неуставными проявлениями, которые нами совместно с командованием флота решались в 1999 г. достаточно успешно, и мы имеет существенное сокращение таких правонарушений по флоту.

Экономическая сфера, пресечение утрат, хищений и разбазаривания военного имущества. И здесь военная прокуратура флота, можно сказать, оказалась рентабельной для государства - размер возмещенного ущерба по уголовным делам и проверкам в несколько раз превышает размер денежного содержания наших прокуроров и следователей.

Координация борьбы с преступностью, которая ищет криминальный интерес и в войсках. Это прежде всего перекрытие каналов утечки оружия и боеприпасов, в т.ч. в рамках всероссийской операции “Вихрь-антитеррор”. И здесь мы тесно взаимодействуем и с территориальной прокуратурой, и с МВД, и с органами ФСБ.

В наступившем году пятеро офицеров прокуратур флота направлены в район Чеченского вооруженного конфликта для поддержания законности в войсках и расследования преступлений.

Лучшими военными прокуратурами ТОФ по праву являются прокуратуры гарнизонов, возглавляемые подполковниками юстиции Груниным Виктором Александровичем (Вилючинский гарнизон, Камчатка), Шаболтановым Игорем Александровичем (Владивостокский гарнизон) и Кондаковым Александром Федоровичем (гарнизон Большой Камень).



Старшие помощники военного прокурора ТОФ

полковник юстиции Конюшенко О.В.

подполковник юстиции Быков А.В.