От Vatson Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.01.2002 12:54:14 Найти в дереве
Рубрики WWI; Стрелковое оружие; Версия для печати

Заморский Мосин или бизнес по-американски

Ассалям вашему дому!


В начале 1МВ России катастрофически не хватало винтовок. По мобпредписанию три оружейных завода (Тула, Ижевск, Сестрорецк) должны были поставлять по 60 тыс. винтарей в месяц – цифра по военным меркам ничтожная, но и этого уровня они достигли только к июню 1915 года.
Закупать иностранное оружие было чревато зависимостью от поставок патронов, резко взвинтить производство у себя – Сталинской руки не хватало. Нашли третий выход – заказ за бугром оружия наших калибров.
В ноябре 1914 ГАУ заключило контракт с Винчестером на 100 тыс. винтовок системы 1895 года под трехлинейный патрон, конструкция затвора которой всем знакома по ковбойским фильмам. Через год 93 тыс. из них уже были в России, причем в августе 1915 было дозаказано еще 200 тыс. Но и это капля в море, например в июне 1915 ГАУ только на месяц требовало 200 тыс. винтовок.
Но наши условия ковбоям и не снились, Винчестеры быстро выходили из строя и были слишком сложны в эксплуатации, солдаты жаловались, что она отказывает когда запачкается. Ужу в июле 1916 Великий князь Сергей Михайлович (генинспектор артиллерии) посчитал, что больше с Винчестером дела иметь не стоит, хотя как поставщик он весьма надежен и исполнителен. Американцы были шокированы столь высокими требованиями русских заказчиков – им и в голову неприходило испытывать надежность затвора, забивая его грязью.
Дальше решено было работать с Ремингтоном и Вестингаузом. Ремингтону заказали сразу полтора миллиона винтовок, а Вестингаузу – лимон восемьсот в два приема. Причем эти винтовки заказывались строго по нашим чертежам, хватит, мол, в индейцев играть.
Производство надо было налаживать заново, но янки, несмотря на приписываемую им деловитось и хватку, на поверку оказались весьма неразворотливыми дельцами. Дело шло медленно и со скрипом. Но даже то, что они наконец начали выпускать, требования русских заказчиков не удовлетворило – много задержек из-за слабой пружины подавателя, обработка деталей грубая до того, что официально было замечено, что острые грани ствольной коробки часто режут руки.
Посетивший поставщиков с инспекцией «крестный отец» трехлинейки генерал Залюбовский, просто обалдел от того, как клепают нам оружие. Это сейчас «не обработанные напильником компьютеры» считают прерогативой россиян. А вот в начале века Залюбовский писал: «У Вестингауза я наткнулся на целую фабрику, где в собранных уже винтовках направляют молотками, опиливают, перегибают и таким образом отлаживают все пружины и мелкие части». Его резюме : «Получить сносные винтовки в Америке нельзя».
За год страдальцы из Ремингтона сдали только 9% заказанного, а Вестингауз – 12%. При этом из-за браковки винтовок Ремингтон был близок к краху и даже предлагали русским заказчикам взять завод под свое управление. К февралю 17-го дело, вроде, пошло на лад, но почуяв, что уже не тонут, амеры взбрыкнули и потребовали «обеспечения всех убытков». В общем, свадьба расстроилась. Оставшиеся винтовки выкупило правительство США, а потом продало Нац. Стрелковой ассоциации по 3 бакса за пучок. Русская вингтовка «Мосина-Нагана» (волк тамбовским им Наган) и сейчас в штатах не редкость.
У нас судьба этих девайсов тоже не чемпионская – пылиться на складах в Москве и Киеве, несмотря на готовящееся весеннее наступление. На те же винтари, что шли на фронт, часто вставляли русские затворы, чтобы хоть как-то заставить работать. Американских Мосиных с удовольствие отдавали для разных опытов и плясали под гармошку всем ГАУ, когда впарили монголам полторы тысячи штук.
Всего за войну получено 631 тысяча винтовок (включая Винчестер) или 19 процентов от заказа. Даже Арисак наши получили больше – 728 тыс. Неудовольствие было взаимным – наши поражались безалаберностью и пренебрежением амеров к надежности винтовок. Те же в свою очередь фигели с наших запросов. С их стороны звучали претензии к качеству наших чертежей, из-за чего все детали приходилось подгонять в ручную и завод в Бриджпорте делал в день 125 стволов вместо 2000 плановых. Правда, отмазка эта была написана в книге «Ружья «Ремингтона» - историческое достояние Америки». Что еще можно было написать в книге с таким названием? Пассаж про русский заказ заканчивался там словами «Не смотря на все трудности и придирки русских инспекторов, Ремингтон достойно справился с заказом русского правительства». Видимо, выполнение обязательств на 12 процентов там считается достойным делом. А что, могли бы и ваще не делать!

Будьте здоровы!