Одну заслугу Анатолия Куликова, впрочем, признают даже его противники. Под руководством Анатолия Сергеевича внутренние войска МВД, занятые прежде только охраной заключенных и обороной важных государственных объектов, превратились в настоящую армию, по численности способную поспорить с подразделениями Министерства обороны. Военные говорят, что единственное, чего не хватает теперешним ВВ, это подводного флота. Все остальное, включая тяжелую технику, артиллерию и авиацию, в частях внутренних войск уже давно есть.
Оснащали любимые войска министра, правда, за чужой счет. Только в 1997 году из 100 миллиардов рублей, выделенных на содержание тюрем, 30 миллиардов руководство МВД направило на строительство казарм для внутренних войск. А всего за 1997/1998 год, поданным Счетной палаты, российские зеки недополучили целых 1,5 триллиона рублей. Часть этих денег министерство направило на техническое оснащение РУОПов, остальное - все в те же внутренние войска.
Но денег все равно не хватало. В 1996 году заместитель министра внутренних дел генерал В. Дурбажев даже потребовал от Совета Федерации увеличить бюджетное финансирование МВД, пригрозив голодными бунтами в исправительно-трудовых колониях, забастовками милиционеров и массовым дезертирством голодных солдат. Денег тогда дали, хотя, по мнению инспекторов Счетной палаты, проверявших в 1997 году Главное управление командующего ВВ МВД, руководство министерства использовало средства, отпущенные войскам, для сугубо личных целей.
В 1994 году, например, в соответствии с распоряжением правительства N 1734-рс Министерство по делам национальностей перечислило внутренним войскам МВД "на специальные цели" 8 миллиардов 512 миллионов рублей. Часть этих денег ушла в Моздок на обустройство одной из воинских частей, остальное генералы должны были использовать для "выкупа у чеченских боевиков пленных военнослужащих и оружия".
Тот факт, что российское правительство готовилось выкупать своих солдат у чеченцев еще до начала боевых действий, мы оставим на совести правительства. Тем более что командование внутренних войск о спасении своих солдат даже не думало: по заключению аудиторов Счетной палаты вся перечисленная Миннацем сумма в течение 20 месяцев крутилась на счетах в акционерном коммерческом банке "Транскредит", и, как записано в официальном акте, "таким образом ГК ВВ проводило скрытое кредитование указанного банка, который использовал средства в своих интересах. Упущенная выгода для ГК ВВ составила 13,8 миллиарда рублей". В том же банке без движения находились 5 миллиардов рублей, выделенных из бюджета на содержание войск.
Банк "Транскредит" и командование внутренних войск вообще давно связывают давние и теплые отношения. Именно в этот банк из других финансовых учреждений руководство МВД переводило не только счета собственных частей и подразделений, но и личные счета генералов. Именно в "Транскредите", по странному стечению обстоятельств, были открыты личные счета тогдашнего заместителя командующего ВВ МВД генерала В. Дурбажева, назначенного вскоре заместителем министра, и трех членов его семьи. В "Транскредите" держал свою скромную офицерскую зарплату и врио командующего войсками генерал В. Гафаров с женой. Открытием личных счетов для генералов, правда, почему-то занималась финансовая служба внутренних войск.
Занимался коммерческий банк и благотворительностью. В начале октября 1995 года "Транскредит" подписал с командованием внутренних войск соглашение об "оказании целевой безвозмездной финансовой помощи в сумме 1122,0 млн. руб. для покупки квартир семьям военнослужащих, проявивших героизм и погибших при защите Родины".
Соглашение удалось реализовать почти сразу: в конце октября 1995 года банк оплатил покупку четырех элитных квартир в Москве, заплатив за них ровно 1122,0 миллиона рублей. Площадь квартир составляла 218,2 квадратных метра. Кто из героев чеченской войны получил элитное жилье, не смогла установить даже Счетная палата.
Как ни странно, но многочисленные проверки и данные о финансовых нарушениях в структурах МВД так и не смогли поколебать позиции Анатолия Куликова. Проверки заканчивались ничем, а все попытки следственных органов довести дело о злоупотреблениях до суда, как это было в Кемеровской области и Красноярском крае, например, пресекались министром внутренних дел. Приказом министра виновные потихоньку увольнялись из органов "по достижении предельного возраста службы", а в 1997 году сам министр стал первым в истории МВД генералом армии и вице-премьером, курирующим все силовые структуры.
Неудивительно поэтому, что арестовать одного из заместителей Куликова Главная военная прокуратура смогла только в марте 1998 года, после отставки "главного силовика" страны. При обыске у начальника тыла МВД, того самого генерала Владимира Дурбажева, был изъят ровно миллион долларов наличными.
Правда, по словам следователей, поводом для возбуждения дела стали не банковские махинации в "Транскредите", а банальное воровство. В 1996 году из МВД было похищено 350 миллиардов бюджетных рублей, предназначенных для закупки бензина для войск в Чечне.
Кроме Дурбажева, по делу проходили тогдашний командующий внутренними войсками генерал А. Шкирко, его заместитель генерал П. Ровенский. В качестве свидетелей допросили первых заместителей министра финансов Алексея Кудрина и Владимира Петрова.
Следствие продолжается до сих пор. Тем более что на допросах сам генерал Дурбажев уверяет, что все спорные финансовые документы он подписывал только по согласованию с министром Куликовым. А Анатолия Сергеевича сейчас защищает депутатская неприкосновенность.
Кирилл Белянинов
Новые Известия, Москва, 20000420
Публикуется с разрешения редакции