|
От
|
Валерий Мухин
|
|
К
|
Skwoznyachok
|
|
Дата
|
01.01.2002 22:50:07
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Нашел итересное...
http://altapress.altai.ru/kurs/persona/n00_51.shtml
Алтайские корни сериала “Четыре танкиста и собака”
За нашего земляка фашисты назначали награду
Польский многосерийный фильм “Четыре танкиста и собака” видели многие. В нем с долей юмора показана нелегкая доля танкистов на Великой Отечественной войне. Зрители полюбили главных героев ленты и в том числе - удалого офицера Ольгерда. Однако вряд ли кто знает, что прототипом этого персонажа стал наш земляк, уроженец Залесовского района храбрый танкист Виктор Тюфяков.
В 1963 году польский писатель полковник Януш Пшимановский опубликовал в московском “Военно-историческом журнале” статью - он просил откликнуться участников боев за деревню Студзянки, чтобы помочь ему в работе над книгой.
Эта статья помогла Янушу Пшимановскому найти наконец советского офицера, о храбрости которого ему рассказывали сотни людей. Из Кривого Рога написал письмо Леонид - брат Виктора Тюфякова, выслал его фото и адрес. И вскоре в Горный Алтай, где Виктор Тюфяков тогда работал геологом, пришло письмо из Варшавы. Оно стало началом большой дружбы между польским писателем и советским танкистом.
В 1943 году по решению Советского правительства большая группа советских офицеров была направлена для оказания помощи в создании Войска Польского на нашей земле. Среди этих офицеров был и Виктор Тюфяков. Перед самой войной он окончил Полтавское танковое училище и войну встретил в Одесском военном округе. Тюфяков прошел всю войну, не раз рисковал жизнью (в ходе боев за Ржев за 35 дней Виктор Тюфяков сменил пять танков), однако, видно, наш земляк родился в рубашке - за всю войну у него была лишь одна контузия.
Служба в Войске Польском началась для Виктора Тюфякова и 30 тысяч других русских солдат и офицеров... с изучения польского языка. Тюфяков оказался способным и на лету схватывал то, чему учила его Ганна Лендау, тогда инструктор политотдела, а после войны - профессор Варшавского университета.
Сначала Тюфяков был командиром танковой роты. После сражения за Студзянки он был назначен комбатом.
1 августа 1944 года 8-я гвардейская армия Чуйкова, в составе которой действовала 1-я Польская танковая бригада имени героев Вестерплятте, захватила плацдарм на западном берегу Вислы.
9 августа немцы нанесли ответный удар, стремясь отрезать от реки и уничтожить наших и польских солдат. В одном месте фашистам удалось вбить в нашу оборону клин, который уперся в деревню Студзянки. Бои за нее шли целую неделю. Деревня четырнадцать раз переходила из рук в руки. Русские и польские солдаты удержали Студзянки. Немцы были разбиты.
В этих боях храброго капитана знали обе воюющие стороны. Немцы назначили за него награду в пятьдесят тысяч марок. Януш Пшимановский в 1963 году писал в “Военно-историческом журнале” о нашем земляке: “Командир первой танковой роты капитан Виктор Тюфяков обнаружил расположение немецкого гренадерского полка. Полк прикрывали три “тигра”, которые по одному время от времени выходили на просеку и вели огонь. Тюфяков поставил свой Т-34 в засаду и сжег два “тигра”. Затем его рота вместе с автоматчиками атаковала вражеский штаб, разгромила его и захватила два знамени”.
Вокруг Студзянки были леса, в них и шли упорные бои. Танкисты не видели противника, они засекали его на слух и стреляли через лес. Часто наши танкисты во время атак немецкой пехоты не успевали развернуть машины, вылезали из них и отстреливались от пехоты из автоматов. В ходе одного из боев Виктор Тюфяков захватил вражеский танк и стрелял из него по удиравшим немцам. Этот и другие яркие эпизоды фронтовой биографии нашего земляка рассказал Януш Пшимановский в своих книгах “Студзянки” (эту документальную книгу в 1966 году в Польше признали лучшей книгой года), “Четыре танкиста и собака”, в одноименном фильме.
Войну Виктор Тюфяков закончил в Берлине. Рассказывал, например, такой эпизод: советские и английские офицеры часто вместе отмечали победу в немецких ресторанах и, хорошенько отметив, шли бить американцев - за то, что поздно высадились в Европе.
Последние годы жизни Виктор Тюфяков жил в Алма-Ате. В его архиве - книги “Студзянки”, “Четыре танкиста и собака” на польском и русском языках с автографами Януша Пшимановского. На своей фотографии, подаренной русскому танкисту, Пшимановский написал: “Виктору Тюфякову - герою сражения под Студзянки и моих книг”. Писатель дважды приглашал Тюфякова в Польшу - в 1967 и 1978 годах. На месте тяжелого боя Тюфяков получил памятную медаль “Битва за Студзянки”. В Студзянке и сегодня стоит на постаменте танк Т-34 с номером 217 - танк из роты Виктора Тюфякова.
За войну танкист заслужил два ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, польские ордена “Виртути милитари”, “Знак Грюнвальда”, “Братство броне” и многие медали. В архиве Тюфякова есть также два документа о представлении к званию Героя Советского Союза. Но это звание так и не было присвоено из-за канцелярской неразберихи.
После войны Виктор Васильевич Тюфяков, как награжденный польским орденом “Виртути милитари”, мог остаться в Польше - помогать ей в создании армии. Но он вернулся на Алтай - надо было поднять на ноги младших братьев и сестер. Пришлось оставить учебу в бронетанковой академии. До переезда в Алма-Ату в 1966 году Виктор Тюфяков работал в Алтайской геофизической экспедиции. Потом, в Алма-Ате, он в пятьдесят три года окончил юридический факультет университета. Умер ветеран 24 мая 1993 года. Расходы, связанные с организацией похорон, оплатила фирма “Залесово”. Виктор Васильевич Тюфяков похоронен на центральном кладбище Алма-Аты.
Автор с 1976 года изучает биграфию Виктора Тюфякова. Хотелось бы восстановить историческую справедливость и добиться присвоения Виктору Тюфякову звания Героя. Ведь сама жизнь в виде книг и фильма выдала ему еще несколько наградных листов.
Сын - в отца!
Сын Виктора Тюфякова, Валерий, служил на флоте. Однажды во время шторма он спас от гибели сторожевой корабль и жизни всего экипажа.
От перегрева подшипника заклинило вал насоса. Корабль потерял ход. Между тем шторм не ослабевал, волны гнали неуправляемый сторожевик к берегу, на камни. После осмотра насоса Валерий Тюфяков сказал, что самое верное решение - выточить заново все поврежденные детали. До того времени никто в мире не делал таких операций в море. Однако выбора не оставалось - Тюфяков встал к станку. Он понимал, что сделать все надо с первого раза - на второй заход просто нет времени. К счастью, Валерий был высококвалифицированным токарем. Несмотря на шторм, летая к потолку и падая на палубу, Валерий выточил вал и втулку. Корабль получил ход.
По возвращении на базу моряк получил в награду отпуск домой. Сейчас он живет в Магаданской области.
Сергей МАЛЬЦЕВ.
#51 (496) 21.12.2000
C уважением, Валерий Мухин. http://mukhin.vif2.ru