От Д.Срибный Ответить на сообщение
К Nail Ответить по почте
Дата 29.12.2001 13:04:33 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Загадки; Версия для печати

Re: Наилю: МиГи...



>>Привет, Наиль!
>>А увы потому, что МиГ-21 тоже проиграл бои. К сожалению, я не знаю какая модификация 21-го летала, но согласись, что это птички одного класса. Да и МиГ-23МЛ на тот момент самая наша маневренная модификация МиГ-23...
>
>Добрый день.

>Летали МиГ-21БИС, вот только как следует из имеющихся у меня сведений воздушный бой там проходил таким макаром: сходились на встречных курсах на дозвуке и становились в вираж. Естественно F-5 с его прямым крылом, по мере потери скорости выходил МиГ-ам в хвост. Ну так и не надо так на МиГ-е с F-5 воевать, это не F-4, который перекрутить можно. С F-5, как и с "Миражом" у МиГ-а надо "бить и бежать"

Ну дык... Предполагалось-то, что 21-й за счет большей тяговооруженности "перекрутит" F-5E НА ВСЕХ режимах. А оказалось, что далеко не на всех. А уж 23-й должен был по расчетам бить F-5E просто как ребенка... Но вот как пишет Кондауров

После определения основных лётно-технических характеристик мы приступили к сравнительным воздушным боям с МиГ-21БИС. Я воевал на своём "родном" МиГ-21, а Николай Стогов — на F-5. Ближний манёвренный "бой" начинался в равных условиях на встречных курсах. Все полёты заканчивались с одним результатом — МиГ-21 проигрывал, хотя и имел значительно большую тяговооружённость. Я, что называется, "из кожи вон лез", чтобы в процессе маневрирования хотя бы удержать первоначальные условия. Брал от самолёта всё, на что он был способен, но ракурс цели неуклонно увеличивался и "противник" через пару минут оказывался у меня в хвосте. Спасти могла только тактика. Что больше всего меня поразило тогда, это то, что результат "боёв" застал врасплох не только авиационных начальников (это можно как-то простить), но и военно-научные силы ВВС и даже авиационных инженеров-конструкторов. Десятки раз просматривались материалы послеполётной информации, расспрашивали нас, особенно меня. Честно говоря, я и сам был в некоторой растерянности, хотя, полетав на F-5, понял, что это "курочка с яйцом".
Что же происходило в воздухе? На скоростях около 800 км/ч и более борьба была на равных, никто не имел явных преимуществ, но и манёвренного визуального боя не получалось из-за больших радиусов фигур. Мы оба "сидели" на одинаковых, максимальных для самолётов, перегрузках. Но на скоростях менее 750 км/ч эти перегрузки уже не удерживались даже на форсажном режиме работы двигателя. И чем меньше скорость, тем больше был темп её падения, а значит и меньше максимальная перегрузка. Получалось, что побеждала аэродинамика крыла, а не тяговооружённость. Но как всё это объяснишь там, наверху? Ведь по головке не погладят. Тогда представители фирмы Микояна предложили:
— Давайте выставим против него МиГ-23М.
— Но их же нельзя сравнивать, они созданы в разные "исторические" времена, — возразил начальник нашего НИИ.
Генерал-полковник И.Д.Гайдаенко во время Великой Отечественной войны как лётчик-истребитель воевал на фронте ведомым у "самого" П.С.Кутахова, бывшего в то время Главнокомандующим ВВС, которому и предстояло докладывать результаты сравнительной оценки.
— Зато мы ему такого "перца всыплем", — высказался заместитель главного конструктора МиГ-23М, в предвкушении реванша потирая руки.
"Перца", конечно, всыпали, только сами себе. Результат оказался тот же, с той лишь разницей, что агония продлилась до 4-5 минут. И это с учётом того, что мне как лётчику, в совершенстве владеющему всеми методами вывода самолёта из сваливания и штопора, было разрешено использовать углы атаки выше максимально допустимых. В процессе "боя" я вручную устанавливал самую оптимальную стреловидность крыла. Но всё было напрасно... Незнакомец медленно, но упорно заходил в "хвост". После этого на какое-то время наступила тишина, громкие обсуждения прекратились.

>>Еще есть в книге Котельников и др. "Американцы в России".
>
>А это что за книга, насколько там это подробно рассмотрено.

Только общие фразы: были учебные бои, МиГи из проиграли.

>>Ну и наконец, есть кадры кинохроники на видеокассете "80 лет в строю" - о ГЛИЦ им.Чкалова. Кассета студии "Крылья России".
>
>Это про Ахтубу? Попрошу подарить мне на Н.Год ;-)) Вспомню арбузно-помидорную молодость ;-))

Шли почтовый адрес :-)

С уважением,
Дмитрий