Любители разрушать мифы создают еще большие мифы, это я про эту статью по ссылке.
Вот подборко только небольшого числа источников, которые ясно и четко говорят кумулятивная струя может поразить экипаж избыточным давлением.
1. Primary blast injury (PBI) is common in fatalities (16). The effect of a blast wave is exaggerated by the “confined” nature of vehicles compared with ‘open-air’ explosions (17). The exact incidence of primary blast injury in survivors is uncertain.
Ripple and Phillips (15) quote closed source US Army Medical Research and Developmental Command (USA MRDC) studies indicating a probable incidence of between 1 and 20 percent PBI in survivors from a large warhead penetrating an armoured vehicle (in addition to their other injuries).
По данным приведенным в SHAPED CHARGES AND EXPLOSIVELY FORMED PENETRATORS: BACKGROUND FOR CLINICIANS
Повреждение экипажей повышенным давлением достаточно распространено. Источники указывают, что от 1 до 20% выживших после пробития бронетехники могут иметь травмы по этой причине.
2. Paradoxically, as the threat of fragment and burn injuries lessens, effect of blast and other ancillary effects of armor penetration becomes more significant.
Many Israeli armor casualties in the 1967 War were inside armored vehicles that were penetrated by antitank guided missiles (ATGMs) equipped with shaped-charge warheads (see Chapter One). These soldiers suffered from respiratory failure and extensive (but superficial) burns, a combination of symptoms that became known as the ATGM Syndrome.
The pulmonary component was attributed to a combination of PBI and toxic-fume inhalation.
Neither British nor American casualty data from armored conflicts during World War II are particularly useful in determining the role, if any, of blast injury in that era.
(по данным: PRIMARY BLAST INJURY AND BASIC RESEARCH: A BRIEF HISTORY)
Интересно, зарубежные источники свидетельствуют про наличие эффекта поражения экипажа внутри боевой машины повышенным давлением, не нашли его только датские "принцы" и на основании такого "весомого аргумента" и сделали выводы.
3. В американском источнике по военной медицине изданной департаментом армии США:
Пишется ,что в отличии от других противотанковых средств кумулятивная БЧ воздействует на тело комбинацией факторов. При попадании кумулятивной струи внутрь объекта бронетехники воздействие происходит фрагментами, осколками, вспышкой, повышенной температурой, повышенным давлением.
Повышенного давления часто достаточно для открытия люков, и, если у них кто-то находится к выбрасыванию экипажа наружу.
Источник этот более чем авторитетный и один из многих подтверждает эффект повышения давления как поражающий фактор кумулятивных.
4. Характерной особенностью пластических взрывчатых веществ, которые использовались
в ЭДЗ первых поколений, являлась их большая инерционность.
Детонация взрывчатого состава происходила спустя 3…5 мкс после воздействия кумулятивной струи. Это приво-
дило к проскоку лидирующей части струи за ДЗ (рис.6).
Имея скорость 9…10 км/с и массу 5…10 г, проскочивший лидер способен пробить 50…80 мм стальной брони, что вполне достаточно для поражения ЛБМ.
Образующиеся при пробитии осколочный поток, избыточное давление внутри машины 100…150 атм. и уровень шума порядка 150…200 дБ могут вывести из строя и экипаж, и внутренне оборудование.
Эволючия динамической защиты легких бронированных машин. Генеральный директор НИИ Стали д.т.н. В. Григорян, Н. Дорохов. Обозрение Армии и флота №1/2010.
5. испытания тяжелого танка с разнесенной броней в Великобритании:
ост давления - отмечен, хоть и ниже чем на танках в США (по предположениям из-за экранированной брони и большей защиты).
Конечно, многие могут фантазировать, что в США и Великобритании не закрывают люки и вообще некомпетентны, если эти господа во что-то "веруют" . На фото люки закрыты.
Вот и выводы доказывающие наличие повышения давления как одного из факторов поражения кумулятивной Б.ч.:
Т.е. явление такое присутствует, это факт. По британскому эксперименту в танке вне зоны кумулятивной струи не создавалось давления способного привести к выводу из строя экипажа, в американских экспериментах с тяжелым танком Т-26Е4 данные были выше. И основная идея в том, что опасное повышение давление возникает локально в области кумулятивной струй, о отечественных испытаниях я указывал.
На фото легкие солдата погибшего внутри боевой машины от попадания противотанкового средства, серьезные повреждения легких, значимых внешних признаков ранений не отмечено.
По поводу фото результатов воздействия избыточного давления из уже упомянутого материала (PRIMARY BLAST INJURY AND BASIC RESEARCH: A BRIEF HISTORY)
The second incident involved a rocket attack on an armored vehicle, in which two soldiers were killed outright. One was mutilated as he was blown through an open hatch. The other had only a scratch on his chin but was dead at the scene. Autopsy revealed that he had extensive blast injuries to his internal organs and a fatal pulmonary hemorrhage.
Говорится о том, что двое находившихся в машине солдат погибли, один был выброшен из машины через открытый люк, другой не имел никаких наружных повреждений кроме царапины на подбородке, вскрытие показало серьезные повреждения внутренних органов и кровоизлияние в легкие приведшее к смерти.
7. (из воспоминаний участника испытаний кандидата технических наук полковника …)
«В 80-х годах по результатам поражения кумулятивными боеприпасами (в частности, гранатой ПГ-7) нашей бронетехники в Афганистане по указанию ГБТУ нами был проведен обстрел БМП-2 из гранатомета РПГ-7. Задача испытаний – проверить воздействие фактора повышения давления при проникновении в бронеобъект кумулятивной струи.
В качестве подопытных животных были использованы кролики. При этом они помещались в мешки и размещались на рабочих местах экипажа. Крепление этих мешков было чисто «условное», то есть, при наличии ударной волны их обязательно бы сорвало с мест крепления. Само значение повышения давления (в цифровом выражении) не фиксировалось.
По результатам обстрела установлено следующее:
- при проникновении в бронеобъект кумулятивная струя создает ВПЕРЕДИ себя избыточное давление, уплотняя воздух по типу наличия зоны повышенного давления на передней кромке крыла реактивного самолета;
- фактов срыва мешков с рабочих мест экипажа не зафиксировано;
- при прохождении струи ближе 80 сантиметров от подопытных кроликов наблюдалось разрушение барабанных перепонок.
Вывод: кумулятивная струя может поразить экипаж избыточным давлением при прохождении в опасной близости от мест его расположения.»