От Саломандр Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.12.2001 15:43:26 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; ВВС; Космос; Версия для печати

Прошу откомментировать текст.

Yuri R:
Снимите шляпы, обнажите головы. Прощай, СПРН!
Мало кто обратил внимание на следующее сообщение полуторамесячной
давности. Между тем, оно показывает,
что предполагается практически полный демонтаж существовавшей системы
СПРН и ПРО, доставшейся в
наследство России от СССР. И это в контексте выхода США из Договора
по ПРО приобретает особенно
зловещее звучание.

Известия 4.10.01
'Вчера стало известно, что на российских радиолокационных станциях
(РЛС), расположенных в Средней Азии
и в Закавказье, в связи с возможностью проведения терактов будут
приняты дополнительные меры по охране.
В первую очередь это касается РЛС "Габала" в Азербайджане и
оптико-электронного узла "Нурек" в
Таджикистане. Об этом сообщил на пресс-конференции командующий
космическими войсками
генерал-полковник Анатолий Перминов, передает РИА "Новости". Также в
ближайшей перспективе Россия
развернет мобильные станции предупреждения о ракетном нападении
(СПРН). По словам Перминова,
постановка их на боевое дежурство позволит в перспективе отказаться
от эксплуатации дорогостоящих и
энергоемких стационарных объектов СПРН, расположенных в Белоруссии,
Азербайджане и Казахстане'.

Я как-то почти в шутку писал на ЯТЪ о том, почему бы не отказаться от
СПРН, ведь денег и гигаватт она
отъедает немеряно. Оказалось, я попал в точку. Вероятно, оттого, что
происходящее просто вписывается в
логику демонтажа.
Безусловно, то, что большинство радиолокационных станций
надгоризонтного обнаружения (РЛС НГО)
Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) оказалось
расположено за пределами РФ и на их
сохранение рассчитывать трудно, есть фактор объективный, их
размещение диктовалось необходимостью
выноса РЛС НГО к границам СССР. Теперь же страны СНГ, на территории
которых они расположены,
флиртуют с США и обязательно затруднят использование этих станций, а
в перспективе сделают и
невозможным. Это понятно и очевидно.
Какой же выход предполагается? Генерал Перминов говорит о мобильных
станциях НГО. На безрыбье и рак
рыба, конечно, но посмотрим, что это должно быть такое.
Для этого придется вспомнить, что является основной целью СПРН. А ею
является своевременное и
достоверное обнаружение ракетного нападения на территорию страны и
выдача предупреждения об этом
нападении военно-политическому руководству страны для принятия
решения о нанесении ответного
ракетно-ядерного удара по территории страны-агрессора. Слова
'своевременное и достоверное' являются тут
ключевыми.

Для обеспечения выполнения этой задачи СПРН располагает: орбитальной
группировкой спутников раннего
обнаружения стартов МБР, группировкой РЛС НГО и одной РЛС
загоризонтного обнаружения (ЗГО) на
Дальнем Востоке (вторая была в Чернобыле и, естественно, не
функционирует), которая также предназначена
для раннего обнаружения стартов и, по-видимому, так и не поставлена
на боевое дежурство, хотя информация с
нее учитывается в боевых алгоритмах СПРН. Уточню при этом, что ранним
обнаружением стартов называется
обнаружение стартующих МБР на активном участке траектории по
тепловому излучению от работающих
двигателей. Радиолокационные методы обнаружения стартующих МБР на
фоне земной поверхности
малопригодны. Добавлю еще, что в интересах СПРН в боевых алгоритмах
СПРН может быть задействована
информация РЛС ПРО в Подмосковье (возможность этого была заложена при
размещении ракет средней
дальности в Германии, поскольку РЛС ПРО оказались единственными РЛС,
в то время способными обеспечить
мало-мальски адекватное время предупреждения, о чем ниже).

Начнем, пожалуй, с достоверности. Понятно, зачем она необходима - для
исключения возможности ответного
удара в отсутствие ракетно-ядерного нападения противника. В конце
концов, всем жить хочется и жить на
пригодной для жизни планете. И в этом аспекте информация орбитальной
группировки и РЛС ЗГО слабо
обеспечивает достоверность предупреждения о ракетном нападении, по
одному активному участку тяжело с
требуемой степенью достоверности определить точку нацеливания БГ МБР,
а следовательно, эта информация
является лишь информацией о факте старта. Стартующие МБР, очевидно,
могут быть направлены совсем не
обязательно в сторону российской территории, а например, в сторону
Китая. Наша военная доктрина не
предполагает нанесения ракетно-ядерного удара в ответ на
ракетно-ядерное нападение на Китай. Таким
образом, информации, поступающей от орбитальной группировки спутников
раннего обнаружения стартов МБР
(и РЛС ЗГО), заведомо недостаточно с точки зрения достоверности
предупреждения о ракетном нападении.
Кроме того, из опыта эксплуатации этой ОГ известно, что она часто
принимает за старты большие пожары в
районе стартов, например, лесные, к тому же на фоне пожаров раннее
обнаружение стартов становится и вовсе
проблематичным. Однако информация этой группировки жизненно
необходима с точки зрения
своевременности обнаружения МБР, направляющихся в точку своего
нацеливания на территории России.
Достоверную информацию о ракетном нападении в настоящее время могут
обеспечить только РЛС НГО СПРН
наземного базирования.

Теперь о своевременности предупреждения о ракетном нападении. Время
предупреждения должно быть
заведомо больше совокупного времени на принятие решения об ответном
ударе, прохождения команды на
ответный удар, времени подготовки к старту и старта наших МБР
наземного и морского базирования. Поэтому
для того, чтобы обеспечить максимально возможное время
предупреждения, необходимо максимально
возможное время обнаружения БГ МБР, осуществляющих ракетное
нападение. Во-вторых, время
предупреждения есть время обнаружения минус время выдачи
предупреждения. Время выдачи предупреждения
складывается из времени, требующегося на прохождение сообщений от РЛС
о траектории БГ к командному
пункту СПРН, времени, требующегося на алгоритмические операции
выработки предупреждения и времени
прохождения сигнала предупреждения к военно-политическому руководству
страны. Если быстродействие ЭВМ
и стационарных каналов связи между КП СПРН и руководством к
настоящему времени значительно ускорилось,
то время прохождения сигналов РЛС сильно зависит от надежности
каналов связи между РЛС и КП СПРН.

Я намеренно подробно останавливаюсь на деталях процесса. Надо отдавать себе отчет, что счет времени идет на
доли секунд. В качестве примера можно привести те самые 'Першинги' на
территории Германии. Время обнаружения для них составляло для существовавшей СПРН менее 6 минут, что заведомо не обеспечивало необходимое время предупреждения. Подключение РЛС ПРО Подмосковья к системе СПРН увеличило время
обнаружения до примерно 9-10 мин, что также оставалось недостаточным.
Поэтому эти 'Першинги' вызывали
особенно нервный зуд у руководства СССР. Надо понимать также, что
время обнаружения БГ методами
радиолокации объективно ограничено сверху параметрами возможных
траекторий БГ МБР и никакой
технический прогресс не в состоянии продлить его за объективную
границу.

Таким образом, основной компонентой СПРН, обеспечивающей необходимые
своевременность и достоверность
обнаружения ракетного нападения на территорию России являются РЛС
НГО. Я не упомянул во вступлении
опто-электронные средства обнаружения, но ряд технических и
географических проблем не позволяют считать
их тиражируемым средством СПРН, поэтому их можно не принимать во
внимание с точки зрения обеспечения
своевременности и достоверности предупреждения о ракетном нападении.
К тому же их временные ТТХ никак
не отличаются от параметров РЛС НГО.

Что представляет собой типичная РЛС НГО, известно. Это две огромных
фазированных антенных решетки
размером в сотни метров, приемная - побольше, передающая - поменьше.
Для питания одной такой РЛС
требуется мощность средней электростанции. Так, азербайджанская РЛС
просто отбирает до 80% мощности
одной известной закавказской ГЭС. Такие технико-энергетические
параметры позволяют производить
обнаружение атакующих БГ на расстояниях до 5-6 тыс. км (за
исключением настильных траекторий) и
обеспечивать время обнаружения 15-25 мин. Размеры антенн ФАР и
мощность передачи радиолокационного
сигнала здесь играют определяющее значение, поскольку время для
накопления сигнала требуется очень
маленькое.

Таким образом, можно сразу определить недостатки предлагающихся
генералом Перминовым мобильных РЛС
НГО - малые размеры антенн и недостаточная мощность передающего
сигнала. Естественно, это в первую
очередь колоссальным образом скажется на времени обнаружения
атакующих БГ. Оно будет уменьшено и
значительно. Кроме того, смещение РЛС НГО внутрь территории
относительно их прежнего расположения
также уменьшит время обнаружения атакующих БГ. Во вторую очередь,
мобильность РЛС коснется надежности
каналов связи с командным пунктом, что повлияет на время прохождения
сообщений РЛС НГО на КП СПРН.
Уверен, задача выдачи своевременного и достоверного предупреждения о
ракетном нападении будет в таких
условиях практически невыполнимой. А это значит, обезоруживающий
ракетный удар по РВСН России будет
весьма эффективным.

О сценариях использования Соединенными Штатами преимуществ из-за
возможного отсутствия СПРН у России
писал много Zaphod. Мне к этому практически нечего добавить. Могу
добавить только, что наши морские
ядерные силы также в недавнее время понесли большой урон - Россия
прекращает функционирование базы в
Лурдесе на Кубе, которая играла существенную роль далеко не только в
радиотехнической разведке.

В заключение позвольте еще раз поздравить всех присутствующих с очень
своевременным на фоне потери
Россией системы предупреждения о ракетном нападении выходом США из
Договора по ПРО 1972 г.
http://www.conservator.ru/forums/telegraf/posts/19866.html